Отечественный рынок дополнительных услуг сотовой связи (VAS) вырастет в 2009 году на треть, с 4,2 до 5,6 млрд. долл. К 2011 году этот показатель достигнет почти 8 млрд долл. Подобные прогнозы не вызвали бы удивления, если бы появились летом. Но за месяц до Нового года обещание 30-процентного роста, прозвучавшее в Санкт-Петербурге на пятой ежегодной конференции Mobile VAS Conference, диссонировало с множеством не очень радужных экономических предсказаний.
Оценить нельзя ждать
Сейчас прогнозы, свидетельствующие о неплохих рыночных перспективах, надо рассматривать лишь как картинку того будущего, которое может наступить, если не случится что-нибудь непредвиденное. Скажем, один только курс доллара способен опрокинуть предсказания аналитиков, которые измеряют емкость рынка VAS в американской валюте. Впрочем, в прогнозах партнера исследовательской компании AC&M Оксаны Панкратовой изначально заложен определенный негативный тренд: темпы роста рынка VAS будут сокращаться. Если в 2008 году они достигли примерно 50%, то в 2009 составят 33%, а в 2011 году — всего 15%. Однако к кризису эта тенденция не имеет отношения.
Панкратова готова скорректировать оценки с учетом проблем, ожидаемых в экономике чуть позже. «Сейчас еще непонятно, какие коррективы нужно вносить. Ясности добавит I квартал, - говорит она. - Очевидно, что кризис скажется на бизнесе контент-провайдеров, но судить о том, как он повлияет на потребительский спрос, пока преждевременно».
Управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров считает, что угрозы для провайдеров VAS не связаны со спросом, поскольку он является импульсным и не очень эластичен относительно доходов населения. Негативное влияние на предприятия этого сектора будет обусловлено, например, снижением уровня доступности банковских кредитов (в первую очередь, оно затронет агрегаторов микроплатежей). Задержки перевода денег от операторов являются главной угрозой для контент- и сервис-провайдеров. Сокращение инвестиций, скорее всего, приведет к уменьшению числа «стартапов» и задержке развития начинающих компаний. Повсеместная экономия, вероятно, ударит по тем провайдерам, которые ориентированы на услуги B2B (мобильная реклама, мобильный маркетинг и т.п.). Масштаб этих воздействий управляющий директор i-Free не готов оценить: он также предлагает подождать.
Еще год роста
Похоже, до наступления весны в распоряжении аналитиков рынка VAS имеется только тот сценарий, который предполагает минимальное влияние мирового финансового кризиса на динамику продаж. Согласно этому сценарию, рынок сотовой связи окончательно стабилизируется в 2009 году. Количество абонентов и их распределение среди операторов перестанут существенно меняться.
Выручка «большой тройки» от предоставления голосовой связи еще год, предполагают в AC&M, будет сохранять высокие темпы роста. Потом и она стабилизируется, а основным драйвером увеличения доходности операторов станет VAS. Сложно сказать, захотят ли в 2009 году пользователи сотовой связи говорить больше, чем сейчас. Однако близость к насыщению рынка мобильной голосовой связи вряд ли нужно подвергать сомнению. Таким образом, интерес операторов к дополнительным услугам должен усилиться, как и значимость этих услуг в валовом доходе. Согласно прогнозу AC&M, к 2011 году доля VAS в их выручке достигнет 22% (сегодня она находится на уровне 15%).
Наилучшую динамику роста в ближайшие годы должен показать мобильный Internet. Эта услуга позволит операторам ежегодно увеличивать выручку примерно на 0,5 млрд долл. в течение 3 лет. В 2009 году доход от мобильного Internet превысит аналогичный показатель нынешнего года на 530 млн долл. и составит около 1,6 млрд долл.
Столь мощный рывок этого сегмента рынка VAS обусловлен развертыванием сетей 3G, эволюцией абонентских устройств (увеличением числа аппаратов с большим дисплеем и HTML-браузерами), общим ростом аудитории пользователей Internet. Однако аналитики почему-то не учли того, что продажи смартфонов к концу ноября 2008 года резко сократились. Оперативных данных о динамике спроса на дорогие мобильные устройства к моменту выступления на конференции у аналитиков, судя по всему, не оказалось.
Согласно информации AC&M, большая часть мобильных терминалов, которыми владеют российские абоненты, позволяет получать доступ в Internet (80% поддерживают технологию GPRS, а 60% - EDGE). Замена аппаратов замедлилась, что, скорее всего, заставит игроков рынка VAS пересмотреть оценки развития мобильного Internet.
RBT и микроплатежи
Спрос на современные терминалы с возможностью скоростного доступа в Глобальную сеть отчасти зависит от предложения новых интересных контент-услуг. Эксперты надеются, что они появится в достаточном количестве уже в следующем году, что поспособствует не только развитию сегмента мобильного Internet, но и рынка VAS в целом.
После непродолжительной стагнации продажи контент-услуг в 2007 году оживились. В 2008 году они увеличились в полтора раза и достигли 860 млн долл. В последующие годы высокие темпы роста сохранятся, но к 2011 году снизятся до 23%. Максимальный рост в сегменте мобильного контента демонстрирует услуга Ring-Back-Tone (RBT). Выручка от нее за 2008 год выросла более чем в 2,5 раза, до 185 млн долл. Аналитики AC&M и i-Free считают, что RBT сохранит роль одного из основных драйверов всего российского рынка VAS. В 2009 году продажи этой услуги должны вырасти почти вдвое (на 87%).
Появившись в России в конце 2005 года, услуга RBT получила массовое распространение менее чем за три года. Ее аудитория в середине 2008 года составила более 9 млн пользователей и продолжает стремительно расти. AC&M ожидает, что в 2009 году в нашей стране будет 24 млн поклонников RBT-услуг. Росту аудитории должен способствовать полноценный запуск сервиса в сети «Билайн».
Другим драйвером рынка VAS в 2007-2008 годах стал сегмент микроплатежей. По данным i-Free, в 2008 году он вырос на 157%, достигнув 180 млн долл. В 2009 году темпы снизятся, но в абсолютном выражении прирост все равно будет заметным: объем микроплатежей увеличится на 120 млн долл.
Ключевым фактором роста является удобство оплаты разных сетевых услуг с помощью мобильного телефона. Однако в сфере микроплатежей имеются серьезные проблемы: это высокие комиссионные проценты операторов (30-45%) и не защищенность абонентов от мошенничества и спама. Такие явления, как двойная тарификация, неявная информация о цене товара и спам-рассылки, негативно влияют на лояльность абонентов. Следовательно, ценность услуги может быть быстро дискредитирована. Вспомним, что в 2005 годы продажи контента стали сокращаться именно из-за неэтичных действий ряда провайдеров.
Предел для SMS
Как бы ни колебался спрос на отдельные виды VAS, наибольшие продажи среди неголосовых услуг сотовой связи пока обеспечивают SMS. В уходящем году на одного абонента приходились в среднем 14 посланных сообщений в месяц, что позволило операторам заработать более 2 млрд долл. Если ориентировать на европейские показатели, возможности роста этого сегмента еще остаются: в Европе средний абонент ежемесячно отправляет 25-30 текстовых сообщений. Однако стремительного увеличения доходов от SMS после 2009 года ожидать уже не стоит.
Конечно, мобильные операторы рассчитывали, что победоносную эстафету SMS поддержат MMS. Однако их надежды не оправдались и теперь вряд ли оправдаются. Мультимедийные сообщения приносят менее 3% общей выручки от передачи всех типов сообщений. История с продвижением MMS еще раз подтверждает «капризность» рынка. Вопреки серьезной маркетинговой поддержке некоторые услуги так и не становятся популярными. Однако вложения операторов в популяризацию MMS отнюдь не привели к финансовым проблемам. Рентабельность бизнеса, связанного с предоставлением VAS, достаточно высокая, и потери на одном направлении легко покрываются доходами от других.
Правда, в Западной Европе дело обстоит уже не так. Эндрю Бад, исполнительный председатель mBlox, сообщил участникам форума, что период «легких» денег на западноевропейских рынках VAS закончился. Проникновение 3G-сервисов уже вышло на максимально возможный уровень, что не позволяет рассчитывать на значительный приток новых пользователей. В России до насыщения рынка дополнительных сервисов еще далеко, но экономический кризис может приблизить конец «легких» заработков контент-провайдеров.