Об этом было объявлено на пресс-конференции генерального директора компании Андрея Семерикова, состоявшейся в начале февраля в Москве.
Городские сети «Эр-Телекома» охватывают 17 городов с общим населением 13,2 млн человек (3,8 млн домохозяйств). В основном это - крупные административные центры Урала, Поволжья и Сибири. В прошлом году оператор вышел на довольно емкие рынки Новосибирска и Нижнего Новгорода и пока намерен остановиться на достигнутом. «Нам есть еще над чем работать в тех городах, где уже построены сети», - сообщил Семериков.
В связи с кризисом пермской компании пришлось поумерить захватнический пыл. К примеру, в географии присутствия «Эр-Телеком» до сих пор зияет дыра в почти «родном» регионе: им не охвачены города-миллионники Екатеринбург и Уфа. Рынок ШПД в Екатеринбурге, по мнению Семерикова, сильно перегрет. «Там скупали все, что плохо приколочено, вне зависимости от того, «живой» этот оператор или нет», - посетовал он. Разумеется, пуститься в гонку слияний и поглощений вместе со столичными холдингами пермскому оператору было не по силам. А уж накануне и в разгар кризиса основными задачами любой компании являются минимизация кредитных долгов и достижение положительного денежного потока.
Однако за минувший год в жизни «Эр-Телекома» произошли и приятные неожиданности. Выходя в 2007 году в сегмент фиксированной телефонной связи под маркой «Горсвязь», оператор не мог предположить, насколько успешным окажется этот проект. В конце 2008 года услуга телефонии предоставлялась уже в 11 городах, и на нее подписались почти 60 тыс. абонентов. Выручка от дополнительных услуг (к которым руководство «Эр-Телекома» относит и телефонию) за прошлый год составила 146,2 млн руб. «Мы пришли на монополизированные рынки, поэтому не смели надеяться на такой рост», - удивляется Андрей Семериков. По его данным, 95% подписчиков на услугу «Горсвязь» в прошлом были телефонными абонентами конкурирующих игроков, в том числе МРК «Связьинвеста».
Наибольшую долю выручки (1,73 млрд руб., или 60%) обеспечил широкополосный доступ, причем благодаря корпоративным клиентам оператор заработал 380 млн руб. На втором месте в структуре выручки «Эр-Телекома» находится кабельное ТВ (1,03 млрд руб., или 35%). Если в 2008 году Internet-доступ «отвоевал» в структуре выручки некоторую долю у КТВ, то в ближайшем будущем ожидается, что относительный вклад этой услуги в бизнес оператора будет сокращаться и выйдет на паритетный уровень с телевизионными сервисами.
Семериков отметил, что услуги цифрового кабельного ТВ, предоставляемые под маркой «Диван.ТВ Плюс», не пользуются заметным спросом. Абоненты вполне удовлетворены качеством и количеством каналов, транслируемых по сети обычного аналогового телевещания (марка «Диван.ТВ»). Впрочем, ожидаемый в среднесрочной перспективе рост доли доходов от КТВ руководство «Эр-Телекома» связывает именно с продвижением пакетов цифрового телевидения.
Обслуживание корпоративных клиентов никогда не было профильной деятельностью «Эр-Телекома», но доходность этого сегмента абонентской базы сокращается пугающими темпами. В ноябре «корпоративный» показатель ARPU упал на 16%, в декабре — еще на 10%, а в январе наступившего года опустился на 2%. В бюджете «Эр-Телекома» на 2009 год заложено падение выручки от клиентов-юрлиц аж на 50%. Правда, генеральный директор компании успокаивает себя и акционеров: «ARPU с физических лиц почти не меняется, а поскольку предприятий среди наших клиентов очень мало, мы сумеем удержать доходность бизнеса на прежнем уровне».
Основная обнадеживающая тенденция — доля затрат в единице выручке стабильно снижается. Если в 2006 году на 775 млн руб. затрат пришлись только 383 млн руб. выручки, то уже в прошлом году расходная и доходная части бюджета почти сравнялись (3555 млн руб. против 2904 млн руб.). В текущем году затраты планируется сократить по сравнению с прошлым отчетным периодом на 4%, а доходы увеличить на 40%, за счет чего и будет достигнут выход на операционную прибыль всей группы компаний. Для того чтобы обуздать расходы, «Эр-Телекому», по признанию Семерикова, приходится временами искусственно сдерживать рост абонентской базы. Кстати, все новые подключения к сети теперь должны оплачивать сами абоненты.