До недавних пор предприятия активно закупали новейшие коммуникационные технологии, наращивая бюджеты модернизации систем корпоративной связи и вычислительных сетей. Очевидно, теперь эти бюджеты будут скорректированы, а выделяемые средства станут расходоваться преимущественно на решения, приносящие скорейшую экономическую отдачу. При этом некоторые новомодные технологические концепции и разработки могут вообще остаться не у дел. Другие, напротив, будут пользоваться повышенным спросом у компаний, продолжающих модернизацию коммуникационных систем.

Предпосылки налицо

Корпоративная сеть представляет собой многогранную систему, включающую в себя большое число взаимодействующих компонентов — от персональных компьютеров до мощных систем хранения данных, системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, коммутационное и маршрутизирующее оборудование, кабельную систему и т. д. В каждой составляющей этой разветвленной инфраструктуры скрываются возможности оптимизации для повышения эффективности ее работы и снижения издержек на обслуживание.

«Одна из наиболее очевидных корпоративных стратегий в условиях кризиса — рациональное использование имеющихся оборудования, инфраструктуры и технологий. Глубокая модернизация сетевой инфраструктуры актуальна преимущественно для тех предприятий, бизнес которых в существенной мере зависит от эффективности их коммуникационных систем», — полагает директор по маркетингу «Авикона» Андрей Бахмат. Однако даже те, кто в период экономических неурядиц решили заморозить ИТ-бюджеты, могут столкнуться с необходимостью инвестировать в сетевые технологии. Для этого имеется достаточно оснований.

Несмотря на перспективу снижения стоимости недвижимости, компании будут стремиться сокращать издержки на аренду офисных и производственных площадей. Многие предприятия начнут переход к территориально-распределенной структуре, в рамках которой представительские функции выполняет небольшой офис в бизнес-центре высшего уровня, а основная масса сотрудников размещается в помещениях эконом-класса где-нибудь за городом. Весьма вероятно, что в целях экономии площади многие компании предложат некоторой части сотрудников работу на дому. «Неизбежным следствием такого «расселения» станет более активное использование всего спектра коммуникационных технологий», — резюмирует Андрей Бахмат.

Продолжайте унифицировать

Шлюзы VoIP-GSM позволяют абсолютно легально сокращать расходы на корпоративную мобильную связь«Прежде всего, возрастет потребность в решениях для организации унифицированных коммуникаций, виртуализации офиса и поддержки временных удаленных мобильных коллективов», — утверждает технический директор Avaya Георгий Санадзе. С его точки зрения, ведение бизнеса в условиях кризиса имеет много общих черт с работой на высококонкурентном рынке. И в том, и в другом случае больше всего востребованы коммуникационные продукты, которые обеспечивают высочайшую степень эффективности производственной деятельности, предельную скорость реакции бизнеса на изменяющуюся ситуацию, гарантируют быстрое принятие управленческих решений. Поэтому в обоих случаях компаниям нужны одни и те же свойства сетевых решений, а подчас — идентичные коммуникационные продукты.

«Все, что мы предлагали на рынке прежде, и все, что пользовалось спросом до кризиса, востребовано и теперь, в том числе набор продуктов под общим зонтичным брэндом Avaya one-X», — заявил Санадзе. Напомним, решения серии one-X включают в себя программные компоненты для интеграции смартфонов в корпоративную голосовую сеть, средства объединения возможностей корпоративных систем связи, организации телеконференций и голосовой почты.

Разумеется, невозможно назвать универсальное решение для всех компаний, которое гарантированно сократит их коммуникационные расходы, — это сродни «таблетке от всех болезней». Каждому предприятию нужен свой набор средств, оптимально реализующий задачи сокращения расходов, отмечает Илья Федорушкин, менеджер по развитию бизнеса Cisco Systems. Он привел элементарный пример достижения экономии при внедрении современных систем корпоративной телефонии.

Как правило, самой большой затратной статьей телефонных расходов являются услуги междугородней и международной связи. Допустим, в некой компании на такие цели расходуется 1 тыс. долл. в месяц. Естественный шаг к сокращению этой суммы заключается в смене оператора — нужно выбрать другого провайдера, предоставляющего более низкие тарифы. Предположим, экономия от этой полумеры составила 15%, а итоговая сумма платежей снизилась до 850 долл. в месяц.

Дальнейший анализ ситуации показал, что 60% вызовов (примерно 3400 мин) связаны с разговорами между двумя филиалами компании. Их продолжительность — не более 20 мин в час (при условии выполнения не более двух вызовов одновременно). Тогда было решено установить в этих филиалах на маршрутизаторах корпоративной сети передачи данных специальные платы, выполняющие функции голосовых шлюзов (из расчета на две телефонные линии). Установка плат обошлась в 1 тыс. долл. — с учетом модернизации маршрутизаторов. Зато теперь сотрудники могут звонить из офиса в офис бесплатно, через сеть передачи данных, что привело к годовой экономии 6120 долл. Затраты на модернизацию окупились менее чем за 60 дней. Теперь предприятие платит за услуги междугородней связи всего 340 долл. в месяц вместо 1 тыс.

Еще одна существенная статья расходов, которую попытаются сократить предприятия, — командировки. Всем известно, что альтернативой дальним поездкам являются видеосвязь и средства коллективной работы, которые также включены в условный список приложений унифицированных коммуникаций. В условиях кризиса они могут принести быструю экономическую отдачу. Любопытно, как экономический спад повлияет на желание корпоративных заказчиков внедрять системы видеоконференц-связи с поддержкой высокой четкости. Быть может, им стоит отложить модернизацию систем ВСК до уровня High Definition?

Оцените разрешение

Сейчас, когда компании вынуждены значительно сокращать издержки на командировки и внутренние встречи, видеосвязь получает все большее значение как ценный инструмент организации коммуникаций высокого качества, обеспечивающий тесное взаимодействие между сотрудниками и партнерами, считает Стейн Рамсли, глава представительства Tandberg в России и СНГ. По его мнению, теперь как никогда раньше для оперативного принятия решений важна скорость передачи информации об изменениях, возможностях или опасностях для бизнеса. Одновременно контент, передаваемый по корпоративным сетям видеоконференц-связи, становится все более сложным.

Прежде, когда качество сетевых соединений с удаленными работниками оставалось низким, для удовлетворения коммуникационных потребностей менеджеров было более чем достаточно возможностей ВКС Standard Definition (SD). Теперь, при наличии современных каналов связи, преимущество решений для организации видеоконференц-связи высокого качества (HD) становится очевидным. Новый стандарт обеспечивает эффект полного присутствия при общении собеседников — они словно находятся в одном помещении за одним столом, даже если их разделяют тысячи километров. По прогнозам специалистов Tandberg, системы ВКС с поддержкой режима HD будут использоваться все более активно благодаря их улучшенным характеристикам и быстрой окупаемости вложенных средств.

Экономьте на проводах

Очевидно, что для интеграции филиалов распределенных предприятий в единую инфокоммуникационную систему придется прокладывать новые каналы IP VPN, а в некоторых случаях — строить беспроводные соединительные тракты. Благо, современные технологии широкополосного беспроводного доступа (ШБД) позволяют создавать корпоративные сети городского уровня с высокой степенью надежности и низким уровнем ошибок, обеспечивать механизмы QoS для трафика, чувствительного к задержкам. Где же ШБД придутся особенно к месту? «Ответ очевиден, — считает Сергей Оленин, начальник отдела развития компании АСВТ. — Стоит лишь вспомнить привычную ситуацию на рынке проводного доступа: долгое ожидание наземных линий связи или их высокая стоимость, наконец, наличие единственного оператора, устанавливающего непомерные тарифные планы».

В условиях экономического спада эти обстоятельства будут способствовать переходу компаний к технологиям ШБД. Беспроводные решения могут стать естественным выбором, который позволит компаниям сохранить мобильность и вместе с виртуальным номером отказаться от «навязчивого» сервиса оператора — монополиста фиксированной связи.

Мобильность и оперативность сотрудников входят в число критически важных параметров работы компании в современных условиях. Для того чтобы обеспечить необходимый уровень мобильности персонала, многие предприятия придут к необходимости использования публичных сетей WiMax или 3G — для организации постоянного доступа работников к корпоративным информационным ресурсам. Это наверняка потребует интеграции нового оборудования в коммуникационные платформы компаний.

Беспроводные технологии могут сослужить добрую службу и при совершенствовании внутриофисных сегментов корпоративных сетей. Разумеется, в процессе модернизации ИТ-директору предстоит сделать выбор в пользу какого-то одного решения — проводного (медь и/или оптика), беспроводного либо комплексного, представляющего собой комбинацию двух первых.

Проводное решение, на первый взгляд, — более дешевое и безопасное, но оно не характеризуется такими же гибкостью и скоростью включения, которые могут обеспечить беспроводные технологии. Кроме того, в проводных решениях необходимо изначально закладывать некоторую (не менее 30%) избыточность инфраструктуры, чтобы исключить ежедневную модернизацию сети при подключении новых рабочих мест.

Беспроводные сетевые технологии также имеют «плюсы» и «минусы». Среди возможных трудностей при реализации сегментов WLAN можно назвать нелегкий выбор сетевой модели (централизованная или распределенная), разделение пользователей на группы с разным уровнем доступа к информационным ресурсам, уязвимость сети для атак изнутри и извне и др.

Достоинства беспроводного решения — это, несомненно, гибкость, простота развертывания сети и включения новых пользователей, мобильность и оперативность адаптации к новым потребностям бизнеса. Расширять беспроводную сеть можно по мере необходимости, а ее модернизация будет плановой и более предсказуемой.

«Очевидно, что компании, в которых беспроводные технологии и мобильность приняты на уровне корпоративного стандарта, ни при каких обстоятельствах не откажутся от расширения WLAN, и экономический спад никак не повлияет на объемы закупок ими беспроводного оборудования. В тех компаниях, которые только планировали миграцию от кабельных сетей к беспроводным решениям, модернизация будет проходить плавно и, возможно, даже с некоторой задержкой. Выбор станет более взвешенным и осознанным, поэтому в целом экономический спад может привести к снижению темпов увеличения числа беспроводных корпоративных сетей», — делает вывод Евгений Чепусов, заместитель генерального директора Netwell.

Воспользуйтесь аутсорсингом

В целях экономии часть функций, например обработку клиентских запросов в контакт-центрах, предприятия могут передать на аутсорсинг. С одной стороны, не исключено, что для этого потребуется прокладка дополнительных каналов связи, а с другой, компания избавится от непрофильных расходов на поддержку коммуникационной среды.

Многие второстепенные бизнес-задачи, такие как организация питания сотрудников или управление парком автомобилей, довольно просто отдать на аутсорсинг специализированным фирмам. Но если дело касается сферы ИТ и коммуникаций, то все намного сложнее, ведь эта область полностью интегрирована в каждодневную деятельность компаний.

«Если услуги, предоставляемые сторонними организациями (такие как модернизация сетей), тесно связаны с критически важной для компании деятельностью, требуется применять особую модель аутсорсинга», — отмечает Ричард ван Вагенинген, президент ВТ в России и СНГ. По его словам, хотя BT до сих пор говорит клиентам «Мы будем управлять вашей сетью вместо вас», постепенно она переходит к модели аутсорсинга под девизом «Мы гарантируем, что ваша сеть позволит вам работать максимально хорошо, — и мы покажем, как».

Действительно, вместо того чтобы замораживать инвестиции в развитие сетевой инфраструктуры, некоторым компаниям выгоднее обратиться к услугам известных телекоммуникационных провайдеров, таких как BT Global Services или Orange Business Services. Взаимодействие с профессионалами обеспечит отдачу от прежних инвестиций, поможет сократить текущие расходы и сконцентрироваться на основной деятельности.

Кстати, о взаимодействии

В вопросах модернизации корпоративных сетей очень многое зависит от позиции производителей, поставщиков и интеграторов современных телекоммуникационных решений. Кровно заинтересованные в сохранении доходов, они постараются адаптировать свои продуктовые и маркетинговые стратегии к современным реалиям. Безусловно, сместятся акценты и при разработке новой продукции. Вот — лишь несколько ярких примеров, демонстрирующих повышенный уровень лояльности участников рынка к запросам потребителей.

«Сегодня основные усилия отдела R&D Avaya направлены на оптимизацию и разработку систем, помогающих клиентам максимально эффективно использовать ИТ-ресурсы и значительно сокращать издержки. Это, прежде всего, системы унифицированных коммуникаций, позволяющие компаниям частично или полностью переходить на гибкий рабочий график. Благодаря таким системам предприятия смогут существенно экономить на аренде, транспорте и сопутствующих расходах — электричестве, отоплении, обслуживающем персонале», — говорит Александр Пархоменко, генеральный директор Avaya в России и СНГ.

Avaya продолжает развивать и набор продуктов для малого и среднего бизнеса. Так, условия продаж пакета телекоммуникационных решений IP Office будут оптимизированы и в значительной мере упрощены. IP Office, к слову, отвечает нынешнему стремлению компаний получить максимум функций в одном решении, поэтому даже базовая комплектация IP Office содержит все необходимое для организации контакт-центра.

С началом кризиса дистрибьюторская компания «ИМАГ» запустила целый ряд акций, акцентирующих внимание клиентов и партнеров на актуальных недорогих решениях для снижения коммуникационных расходов. Как сообщил Александр Скуснов, директор по методической работе группы «ИМАГ», в антикризисных предложениях значатся несколько групп товаров. «Для того чтобы инструмент снижения телекоммуникационных издержек стал действительно востребованным, он должен не только давать существенную экономию, но и окупаться в кратчайшие сроки. Все предлагаемое нами оборудование соответствует этим требованиям», — отмечает Скуснов.

По его словам, с ноября 2008 года по январь 2009 года самыми востребованными у заказчиков и партнеров стали VoIP-шлюзы AddPac. Они позволяют в три-пять раз снизить расходы на междугородные и международные переговоры (за счет перевода исходящих вызовов в сети операторов VoIP-телефонии), в 10-20 раз сократить издержки на телефонную связь между офисами.

На втором месте в рейтинге популярности предложений «ИМАГа» находятся недорогие и надежные GSM-шлюзы европейских производителей 2N и Topex. Они позволяют абсолютно легитимно уменьшить в три-четыре раза расходы на корпоративную мобильную связь. Снижение коммуникационных расходов по этой статье очень актуально для многих российских компаний.

Тройку антикризисных предложений с самым высоким спросом в канале «ИМАГа» замыкают системы видеоконференц-связи Aethra и видеотелефоны AddPac.

Вадим Драганюк, заместитель директора департамента телекоммуникаций интеграторской компании Nvision Group, отмечает, что у заказчиков остро встают вопросы снижения стоимости владения, уменьшения эксплуатационных затрат, автоматизации процессов мониторинга и управления корпоративными сетями. «Основная роль системных интеграторов состоит в том, чтобы такая дорогостоящая система, как корпоративная сеть, наилучшим образом справлялась с обработкой потоков информации, циркулирующих в компании. Сегодня эта система должна не только позволять руководству и сотрудникам принимать своевременные рациональные решения, но и обеспечивать выживание предприятия в конкурентной борьбе, обострившейся в условиях кризиса и спада потребления ряда услуг», — подчеркивает он.

В ответ на складывающиеся экономические условия Nvision Group разработала линейку решений, направленных на оптимизацию имеющейся сетевой инфраструктуры. В том числе появился ряд разработок бюджетного и среднего уровня.

Что же, если раньше внедрение сетевых технологий нередко становилось данью моде или даже диктовалось банальным «освоением бюджетов», то в условиях рецессии предприятия будут вынуждены тщательно взвешивать эффективность того или иного решения и научатся лучше оценивать рентабельность коммуникационных проектов. В конечном счете, это приведет к новому витку экономической спирали.


Гибкая адаптация к переменам

Барт Сталенц, директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ

Модернизация корпоративной сети — это постоянный процесс, который в разном объеме и масштабе присущ любому предприятию. Компании открывают новые филиалы, закрывают старые отделения, покупают других игроков рынка или мигрируют на новые платформы. Кризис становится, скорее, катализатором изменений, поскольку на первый план выходят оптимальность инфраструктуры, минимизация затрат на ее развитие и поддержку.

Сегодня мы ожидаем резкого роста запросов на такую ключевую услугу Orange Business Services, как организация корпоративных сетей IP VPN. Создание виртуальных частных сетей — это простой способ централизовать инфраструктуру, а значит, контролировать все связанные с ней затраты и управлять ими. Одновременно это означает миграцию с устаревших технологий Frame Relay и ATM, которые не обеспечивают современного уровня сервиса, но требуют серьезных затрат на поддержку. Наконец, появляется возможность простого и быстрого открытия/закрытия офисов, присоединения новых компаний, сокращения затрат на поддержку инфраструктуры на местах. ИТ-департамент получает гибкую управляемую корпоративную инфраструктуру с пятью классами обслуживания для разнотипного трафика корпоративных приложений, телефонии, ВКС и других сервисов.

Интерес к услуге Business VPN был всегда, и мы рассчитываем, что в сложной экономической ситуации он только возрастет. Не секрет, что ИТ-бюджеты многих компаний в лучшем случае остались на уровне прежних лет, а объем решаемых задач не уменьшился, и необходимо обеспечивать прежний уровень поддержки бизнеса. Эти условия, на наш взгляд, вызовут дополнительный интерес крупных корпораций к таким услугам, как Managed Router (комплексное решение, поддерживающее полный жизненный цикл оконечного оборудования) и APA (анализ производительности приложений).

Суть этих услуг заключается в том, что заказчик без инвестиций в оборудование (оно находится на балансе Orange и предоставляется в аренду) и квалифицированного ИТ-персонала получает единую корпоративную сеть, работающую с заданными параметрами и производительностью на сетевом уровне и на уровне приложений. Оконечное оборудование с учетом специфических требований заказчика поставляется и конфигурируется специалистами Orange, а затем они проводят проактивный мониторинг сети и оперативно устраняют неисправности.

Анализ производительности приложений позволяет ИТ-департаменту эффективно проектировать информационную инфраструктуру для обеспечения функционирования как имеющихся, так и планируемых бизнес-приложений. Зачастую при миграции на инфраструктуру IP VPN предварительный консалтинг в составе услуги APA позволяет использовать порты с меньшей пропускной способностью, чем изначально предполагалось. За счет того, что ИТ-департамент получает полный отчет о состоянии сети (включая оценку производительности приложений, активности пользователей, времени задержек в сети или на сервере), можно выявить пути повышения эффективности ее работы без экстенсивного наращивания пропускной способности.

Пользуясь услугой APA постоянно, заказчики получают инструмент для приоритизации, акселерации и компрессии трафика корпоративных приложений. За счет этого достигается повышение производительности WAN-каналов, снижение времени отклика приложений и уменьшение эксплуатационных затрат службы поддержки. Использование услуги APA помогает контролировать издержки на внедрение новых приложений и планировать инвестиции в развитие инфраструктуры.

Экономия без проводов

Руководитель московского офиса «Оптических ТелеСистем» Сергей Левчик

В условиях дефицита корпоративных бюджетов при оценке проектов создания или модернизации телекоммуникационной среды на первое место выходят финансово-экономические показатели. Одной из наиболее часто решаемых задач является широкополосное объединение удаленных сегментов сети, как правило, в кратчайшие сроки.

Стоимость и сроки строительства кабельного канала довольно значительны, что обусловлено необходимостью проведения проектных работ и согласований (которые длятся до полугода), внушительными затратами на земляные или высотные монтажные работы, превышением фактической длины кабеля над реальным расстоянием между соединяемыми точками. И если еще полгода назад обоснование необходимости «закопать в землю» до 1 млн руб. для прокладки 1–2 км оптики в Москве было возможным, то сейчас корпоративные заказчики усиленно ищут альтернативные, более экономные технологии.

Альтернативой прокладки кабеля на протяжении последних 15 лет является технология беспроводной атмосферной оптики (FSO). Например, стоимость решения на основе оборудования «БОКС ЛАНтастИКа» отечественной компании «Оптические ТелеСистемы» укладывается в диапазон 95–160 тыс. руб., в зависимости от дистанции между зданиями и необходимой пропускной способности канала (от 100 Мбит/c до 1 Гбит/c). Канал запускается за 1–2 дня, не требует согласований, но ограничен по расстоянию между точками подключения (до 1500 м) и зависит от погодных условий. Так, на дистанции 1 км среднее время недоступности канала за год работы составит 7–9 ч, а на 1,5 км — 20–25 ч.

Конечно, за все в жизни приходится платить. Однако с декабря 2008 года резко участились заказы от старых клиентов на перенос оборудования на новое место при смене офиса или арендуемого склада. И никто из них не вспоминал о перебоях в связи, осознавая, какую экономию можно получить благодаря мобильности устройств FSO.

Какая из компаний, арендующих офисы в бизнес-центрах и технопарках, не сталкивалась с проблемой непомерно высокой стоимости услуг доступа к Internet и телефонии? При поиске более экономичного варианта подключения выясняется, что в здание заходят каналы одного-двух операторов связи, имеющих эксклюзивные права. А буквально через дорогу находится жилой дом, в котором тарифы на те же услуги — на порядок дешевле.

Оборудование FSO позволяет подключаться к услугам альтернативных провайдеров, не нарушая условий договора аренды офиса. Используется даже вариант организации скрытого канала связи через окно офиса, так как стекло не является препятствием для инфракрасного, практически невидимого луча. Московский оператор «ТелеНэт», работающий на рынке корпоративных услуг связи, включил решение «БОКС ЛАНтастИКа» в состав своего типового проекта организации «последней мили».

Атмосферную линию связи можно организовать очень быстро, буквально за пару дней. Она имеет все свойства оптического кабеля, а ее недостатки компенсируются несомненными достоинствами. Среди клиентов, решивших оптимизировать свои затраты на Internet и телефонию, можно встретить и крупные компании — сегодня всем приходится считать деньги.