Крупнейший дистрибьютор программного обеспечения Softline относится к числу тех российских игроков, которые успешно осваивают мировые просторы ИТ-рынка. К концу 2008 году его представительства работали в каждом государстве СНГ, а также в Турции и Венесуэле. На очереди — открытие офисов во Вьетнаме и Иране. По словам генерального директора компании Руслана Белоусова, в конце 2012 года Softline будет присутствовать уже в 35 странах с офисами в 72 городах, не забывая и про развитие российского бизнеса. В частности, только за прошлый год создано 11 новых представительств на территории России, преимущественно в городах с населением от 500 до 800 тыс. человек.
Для реализации столь амбициозных планов, конечно, требуются немалые денежные ресурсы. Сейчас и в ближайшие годы Softline собирается брать их из собственной прибыли, но в 2012 году, как было объявлено ранее, намеревается провести первичное размещение акций на бирже (IPO). Руководителей Softline не пугает плачевное состояние мирового фондового рынка; через три года, считает Руслан Белоусов, он восстановится, и за ценные бумаги инвесторы начнут предлагать реальные деньги.
Оборот всей группы Softline в минувшем году составил 364 млн долл, на четверть превысив показатель «благополучного» 2007 года. Внутрироссийские продажи ПО и сопутствующих услуг принесли всего 165,5 млн долл., т. е. примерно 45% общей выручки. Из этих денег 47% доходов получил московский офис, остальное распределили между собой региональные представительства. Наиболее успешно складывается работа у дистрибьютора ПО в Сибирском и Приволжском федеральных округах, а вот в Южном и Дальневосточном макрорегионах, как считает директор по продажам Виктор Алгазин, еще есть куда расти. В течение 2009 года в стране откроются еще 10 представительств Softline, преимущественно в тех регионах, где бизнес компании развит недостаточно хорошо.
Весьма любопытными оказались помесячные показатели темпов изменения выручки Softline в России по отношению к аналогичным показателям позапрошлого года. Так, с января по июль прирост колебался в пределах 30-60%, с августа по октябрь — 25-30%, а в ноябре и декабре последовал резкий обвал. Однако даже 5-процентное снижение объемов бизнеса в декабре по сравнению с декабрем 2007 года Виктор Алгазин склонен расценивать как успех, поскольку у других известных отечественных ИТ-компаний падение в тот период составило 15-20%. Итоговый прирост объемов бизнеса Softline за весь прошедший год (по России) остановился на отметке 33,24%, что немного меньше запланированного, но объяснимо с учетом «непредсказуемости» кризиса.
Удивительно, но в 2009 году ожидается рост оборота больше чем 15%, до 420 млн долл. И хотя строить долгосрочные прогнозы — дело неблагодарное, Руслан Белоуслов уверен, что в 2012 году совокупная выручка группы Softline достигнет 1,2 млрд долл. Локомотивом роста в ближайшее время окажется отнюдь не российский рынок, а такие страны, как Армения, Туркменистан, Азербайджан. Судя по итогам IV квартала 2008 года, экономические катаклизмы их почти не коснулись.
В структуре продаж компании на чистую дистрибуцию программных продуктов сегодня приходятся всего 30%, а 70% приносит работа с конечными пользователями. Половину этих 70% обеспечивают поставки ПО для крупных предприятий и госструктур, 48% закупок делают компании из сферы SMB, а еще 2% - частные пользователи. Гендиректор Softline не верит, что экономический кризис снова ввергнет нашу страну в пучину пиратства. «Даже небольшие фирмы понимают, что для обеспечения стабильности бизнеса нужно покупать именно лицензионное ПО, - говорит Белоусов. - Поэтому доля пиратства в распространении системного и бизнес-ПО не увеличивается, хотя новые проекты в этой области зарезаются на корню».
Помимо продажи лицензионного ПО Softline возлагает большие надежды на развитие целого спектра сопутствующих услуг, от обучения до консалтинга и поддержки Internet-проектов. Но самой востребованной в нынешних условиях является услуга юридической поддержки и аудита ПО, которая позволяет сократить непродуктивные расходы на модернизацию действующих информационных систем. Проблема состоит в том, что в крупных организациях, имеющих сотни рабочих мест, обычно отсутствует понимание того, какие лицензии установлены на каждом ПК и какое ПО действительно необходимо для полноценной работы сотрудника. По подсчетам руководителей Softline, на одном усредненном корпоративном ПК устанавливается программное обеспечение на 2-2,5 тыс. долл., поэтому в масштабах всей организации можно достичь весьма заметной экономии средств.
О ценовой политике в период кризиса
Как сообщил Руслан Белоуслов, российские разработчики оставили неизменными рублевые расценки на свои продукты, несмотря на падение цен в долларовом эквиваленте. Зарубежные производители, в том числе Microsoft, ввели дополнительные промо-скидки от долларовых расценок для покупателей, приобретающих более чем одну лицензию на определенные наборы продуктов. Некоторые поставщики пытаются зафиксировать цены в рублевом эквиваленте, но в долгосрочной перспективе этому мешает неопределенность курса валют.