По сравнению с прошлогодними анонсами (см. статью «Технологическое ралли в Барселоне» в №3 «Сетей» за 2008 г.) на главном направлении эволюции мобильных технологий заметных перемен не наблюдается. Разве что появилось больше отчетов о полевых испытаниях оборудования Long Term Evolution (LTE). Но превращение LTE в более зрелую технологию не приблизило отрасль к решению важной проблемы распределения частот для мобильных сетей 4-го поколения.

Стандартами 3GPP требуемые полосы частот до сих пор не определены, поэтому производители инфраструктурного оборудования могут представлять лишь программные решения для построения радиоинтерфейса, реализующие концепцию Software Defined Radio. Операторы, решившиеся приступить к развертыванию сетей 4G, смогут перенастроить базовые станции на тот диапазон частот, который доступен им в конкретном регионе. Но по-прежнему непонятно, что делать производителям абонентских устройств для обеспечения массово доступных цен на телефоны LTE.

Цифровые дивиденды

Лидером в области мобильной связи четвертого поколения, видимо, станут Соединенные Штаты. Исполнительный вице-президент Verizon Wireless Дик Линч назвал в Барселоне имена поставщиков инфраструктурных компонентов первой коммерческой LTE-сети на территории США: это Ericsson и Alcatel-Lucent. Американский оператор выбрал и ключевых поставщиков IMS-систем для развертывания мультимедийных сервисов в будущей сети 4G — ими оказались Nokia Siemens Networks и Alcatel-Lucent. Коммерческий запуск LTE-сети Verizon Wireless ожидается в 2010 году.

Однако в целом было больше разговоров о долгосрочной эволюции мобильных сетей, чем дела. Форсирование перехода к 4G в условиях нехватки денежных средств, дорожающих кредитов и неокупившихся вложений в сети третьего поколения выглядит утопией. В отличие от ситуации 10-летней давности, зарубежные операторы вовсе не горят желанием сражаться на аукционах за новые лицензии стоимостью в десятки миллиардов долларов.

Мировые лидеры индустрии собрались в Барселоне, чтобы поговорить о «цифровом дивиденде». В эпоху кризиса его получат национальные экономики тех стран, чьи правительства согласятся выделить операторам новый частотный диапазон для строительства ультраширокополосных сетей нового поколения. Речь идет о «каких-то» 100 свободных мегагерцах, которые нужно гармонизировать между отдельными государствами и регионами для предоставления сквозных глобальных сервисов. И, конечно, для операторов весьма желательно, чтобы выделяемый диапазон находился как можно ниже в радиочастотном спектре — для сокращения объема инвестиций в базовую инфраструктуру.

Мы можем лишь иронизировать по поводу перспектив выделения в России дополнительных 100 МГц для нужд гражданских пользователей, но в Европе и США такая задача не кажется невыполнимой. В Северной Америке «диапазоном цифрового дивиденда» уже называют полосу частот 700 МГц, а в большинстве европейских стран под «цифровой дивиденд» отдается полоса в районе 800 МГц, высвобождаемая аналоговыми телевещателями при переходе на цифровое ТВ.

Убийственные приложения

Вглядываясь в отдаленные контуры эпохи 4G, операторы связи пока больше всего интересуются тем, как выжать максимальные «дивиденды» из действующих сетей 2,5G/3G/3,5G. Именно поэтому главными трендами MWC-2009 стали умеренность, экстенсивность и ориентация на клиента.

Впору вспомнить подзабытый термин killer application. На выставке возникло впечатление, что пресловутый iPhone оказался не только модным устройством, сводящим с ума прогрессивное человечество, но и панацеей для всей индустрии. Неприятный для типичного российского пользователя сюрприз в виде усеченной базовой функциональности вкупе с платным доступом к электронному магазину приложений возведен в ранг идеальной бизнес-модели.

Об открытии виртуальных супермаркетов мобильных приложений, подобных Apple App Store, почти синхронно заявили Microsoft и Nokia. Финский производитель запускает Ovi Store — онлайновый сервис продажи приложений и контента для платформ S40 и S60. В виртуальном супермаркете Windows Mobile Marketplace предлагаются около 20 тыс. приложений, совместимых с ОС семейства Windows. Аналогичный путь выбрали производители мобильных устройств на базе закрытых и открытых платформ (RIM Blackberry, Android и LiMo). По сути, мы наблюдаем реинкарнацию добавочных услуг (VAS) в сетях третьего поколения. Только на сей раз акцент делается не на продвижении мелодий и картинок, подчеркивающих индивидуальность пользователя, а на приложениях, превращающих телефон в интеллектуального персонального помощника.

Принципиальной особенностью развития VAS нового поколения станет персонализация сервисов. К детализированному изучению потребностей абонентов и «погружению» операторов связи в жизнь потребителя призывал на форуме в Барселоне директор по стратегическому маркетингу МТС Гаррет Джонстон. Он заявил, что возможности получения дополнительной прибыли кроются не в битах и байтах пересылаемых данных, а в том, какую ценность они имеют для конечного пользователя. Мобильным операторам есть чему поучиться у банков, розничных торговых сетей и прочих участников рынка FMCG. Возможно, им стоит подумать и о взаимовыгодной кооперации для разработки новых сервисов.

Предлагаемые электронными супермаркетами приложения должны быть таргетированы по географическому, национальному, религиозному признакам, вплоть до использования инструментов поведенческого анализа посетителей.

На обновленном поле VAS вступают в игру компании с совершенно разным опытом работы на телекоммуникационном рынке. Помимо многопрофильных гигантов типа Microsoft можно упомянуть разработчиков систем биллинга и платформ для развертывания операторских сервисов, производителей абонентских устройств и сотовых операторов, контент-провайдеров и агрегаторов мобильной рекламы, многочисленные независимые коллективы разработчиков, создающих утилиты, пользовательские интерфейсы, игры и бизнес-приложения. Отрадно, что хорошие шансы на успех имеют на этом поприще и отечественные софтверные фирмы, основательно поднаторевшие в вопросах монетизации сервисов 2,5G. В первую очередь, это CBOSS, «Беркут», «Лаборатория Касперского», Spb Software и ряд других компаний, составивших костяк российского представительства на MWC-2009. И если в России Spb Software, например, известна лишь ограниченному кругу пользователей, то за рубежом ее программными оболочками, приложениями и виджетами пользуются миллионы владельцев смартфонов WinMobile, Symbian и Pocket PC.

Компания Apple, вероятно, будет еще долго будоражить мир мобильных приложений и устройств, но основная интрига смещается в плоскость классического противостояния двух гигантов индустрии, Google и Microsoft. Тот из них, кто выпустит более удобную для пользователей ОС и предложит более удачную модель взаимодействия с независимыми разработчиками приложений, в результате и победит.

Пока у Microsoft — серьезная фора: корпорация объявила о выходе уже пятой по счету версии мобильной платформы, тогда как на базе ОС Android, поддерживаемой ее конкурентом, появляются лишь первые коммерческие продукты.

Трансформация биллинга

С уверенностью можно предсказать, что операторы не захотят остаться в стороне от повального увлечения пользовательскими мобильными приложениями. Имея прямые контакты с абонентами и располагая некоторым объемом персональных данных, они, безусловно, могут обратить эти преимущества в источник прибыли. Однако им не хватает отлаженного и высоконадежного программного решения, тесно интегрированного с биллингом.

Ведущие мировые разработчики биллинговых систем и телекоммуникационного ПО незамедлительно откликнулись на ожидания операторского сегмента. Компании Amdocs и Comverse с разницей в несколько дней объявили о выходе функционально идентичных систем, призванных помочь операторам при запуске их собственных виртуальных супермаркетов приложений.

Портальное решение Amdocs App Store содержит инструментарий поддержки механизмов цифровой коммерции, партнерского взаимодействия операторов с независимыми разработчиками приложений и контент-провайдерами, а также средства персонализации сервисов на основе анализа поведения пользователей и автоматической адаптации контента под формат абонентских устройств.
С точки зрения конечного пользователя Amdocs App Store представляет собой мобильный портал, помогающий легко сориентироваться во всем многообразии приложений и мгновенно сделать покупку. А с точки зрения поставщиков услуг это — среда коллективного взаимодействия всех участников b2b-цепочки, позволяющих формировать добавленную стоимость.

App Store стал новым продуктом подразделения Amdocs Interactive, создающего законченный портфель решений для управления пользовательским опытом (Customer Experience Systems). Этот продукт органично вписался в ранее имевшиеся решения данного производителя, предназначенные для ведения электронной коммерции и персонализации добавочных услуг. По всему миру системы цифровой коммерции Amdocs обработали уже свыше 1,3 млрд пользовательских транзакций, которые принесли поставщикам услуг 4 млрд долл. Технологией персонализации сервисов Amdocs ChangingWorlds воспользовались свыше 45 операторов, чья совокупная абонентская база составляет 300 млн абонентов.

Не менее важной задачей сотовых компаний является нивелирование различий в обслуживании абонентов предоплатной и постоплатной систем расчетов. Актуальность этой задачи обусловлена тем, что новые VAS, базирующиеся на технологиях мобильной передачи данных, должны быть одинаково доступны всем категориям пользователей и тарифицироваться в режиме реального времени.

Для того чтобы справиться с проблемой учета и обработки пользовательского трафика, который в сетях LTE будет расти по экспоненте, Amdocs реализовала в новом тарификаторе Charging 7.5T передовую архитектуру распределенных вычислений Turbo Charging. Она отличается высокой масштабируемостью и относительно низкими затратами на аппаратное и программное обеспечение. Кроме того, производитель занялся пакетированным продвижением наиболее критичных модулей OSS и BSS, чтобы снизить капитальные затраты операторов на ввод в эксплуатацию новых сетей и сервисов.

Более заметную роль в сегменте телекоммуникационного ПО собирается играть компания Nokia Siemens Networks, сообщившая о выпуске функциональных модулей charge@once unified и charge@once business в рамках своего платформенного решения Unified Charging and Billing. Эта платформа представляет собой единое модульное решение для тарификации и обслуживания абонентов с разными схемами оплаты услуг. С его помощью операторы смогут предлагать подписчикам услуги и тарифные планы, адаптированные к их персональным предпочтениям.

Специалисты Nokia Siemens Networks совместно с партнерами пришли к выводу, что оператор среднего размера, внедривший у себя Unified Charging and Billing, может рассчитывать на 4—5% дополнительного ежегодного прироста EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов и амортизационных отчислений). С учетом того, что этот показатель является определяющим при оценке фондовыми инвесторами эффективности операторского бизнеса, внедрение новой системы будет стоить свеч.


Операторы заработают на рекламе

Мобильные операторы могут зарабатывать не только на предоставлении услуг конечным абонентам, но и за счет рекламодателей, которых наверняка заинтересует возможность непосредственного контакта с огромной аудиторией владельцев сотовых телефонов. Все, что для этого требуется, — превратить «спящий» телефон в эффективный инструмент генерации прибыли.

В рамках MWC-2009 компания Celltick, пионер в области решений для мобильного маркетинга, представила глобальный Web-сервис livescreen.com. Он позволяет рекламодателям размещать рекламные объявления, транслируемые на дисплеи мобильных телефонов, во всех регионах, где сотовые операторы уже развернули платформы активной доставки контента LiveScreen Media. Рекламодателю нужно лишь зарегистрироваться в системе, выбрать интересующий регион, параметры целевой аудитории и сроки проведения промо-акции, ввести сообщение и оплатить услуги операторов связи. Размер оплаты определяется не общим числом всех доставленных тизеров, а только той их долей, которая была прочитана абонентами.

Рекламный тизер, как и любое другое информационное сообщение, транслируется LiveScreen Media на экраны «спящих» телефонов. Если абонент не обратил на него внимания, оно исчезает в течение пары минут. Недавний опрос, проведенный фирмой Celltick среди пользователей услуг на базе LiveScreen Media, показал, что в течение последних трех месяцев 19% респондентов хотя бы раз открывали рекламное сообщение. При этом возраст 43% пользователей этих сервисов составляет 25—35 лет, а еще 40% — от 14 до 24 лет. Большинство опрошенных (57%) назвали самым привлекательным рекламным предложением электронные купоны скидок на товары или услуги.

По словам представителей Celltick, компания готова предложить сервис livescreen.com всем операторам России и СНГ, использующим платформу LiveScreen Media.