С самого начала ведения своих операций на российском рынке шведский телекоммуникационный холдинг TELE2 избрал практически беспроигрышную роль мобильного дискаунтера. Низкие цены на базовые сервисы в сочетании с простой тарифной политикой и в лучшие времена привлекали к себе значительный контингент пользователей. Теперь же у дискаунтера появился прямо-таки исторический шанс.
Операции в России являются ключевым драйвером бизнеса группы TELE2. По итогам прошедшего года мобильные сети «TELE2 Россия» стандарта GSM работали в 17 регионах, а еще в 18 регионах были получены лицензии на оказание услуг. Общая численность населения, проживающего на лицензионной территории, составляет примерно 61 млн человек. Хотя, по официальным данным, коэффициент проникновения сотовой связи в целом по стране давно превысил 100%, примерно четверть жителей регионов, по словам председателя правления «TELE2 Россия» Юрия Домбровского, еще никогда не пользовались мобильным телефоном. Именно на эту категорию, прежде всего, нацелены простые и доступные предложения TELE2.
Возможно, некоторые абоненты федеральных сотовых операторов польстятся на более дешевые тарифы, но Домбровский не думает, что в результате произойдет какой-то существенный передел рынка между действующими игроками. В июне 2008 года региональные сотовые компании контролировали 17,2% совокупной абонентской базы. TELE2 обслуживал чуть более трети этих мобильных пользователей (на конец года — 10,4 млн человек).
Компания рассчитывает в ближайшие два года запустить минимум 18 региональных сетей, причем на текущий год запланировано ввести в эксплуатацию до 12 новых фрагментов. Это означает, что инвестиции в инфраструктурное строительство не сократятся, как у большинства российских операторов связи. В 2009 году «TELE2 Россия» обещает потратить в новых регионах присутствия от 142 до 167 млн долл. на капитальные расходы и 65—90 млн долл. — на поддержку текущей операционной деятельности. Ставится задача выходить на уровень безубыточности в течение трех лет с момента коммерческого запуска сети в каждом регионе.
Доходность бизнеса мобильного дискаунтера, конечно, немного ниже, чем у «федералов», но за счет жесткого контроля над затратами компании удается добиваться неплохих финансовых показателей. Рентабельность по EBITDA (отношение прибыли до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизационных отчислений к выручке) составила в 2008 году порядка 30%, в то время как у представителей «большой тройки» она превышает 40%. Зато объем выручки в пересчете на 1 сотрудника у «TELE2-Россия» — самый высокий в отрасли, как уверяют в компании.
Доход с одного абонента (ARPU) увеличился с 217 руб. в IV квартале 2007 года до 231 руб. в конце 2008 года. На прибавке ARPU отразились как увеличение объемов услуг, потребляемых абонентами, так и запуск новых технологий мобильной передачи данных (EDGE). Абонентская база «TELE2 Россия» приросла за тот же период на 1,858 млн подписчиков.
Компания не строит амбициозных планов покорения Москвы — по крайней мере, не в рамках сегодняшнего поколения технологий связи 2,5G.
Однако Домбровский не исключает прихода TELE2 в столицу как виртуального мобильного оператора, предоставляющего услуги на базе сети 3G. Определенные надежды на такой исход вселяет принятие Минкомсвязи РФ в конце прошлого года нормативно-правовых актов, регламентирующих лицензирование MVNO.