От оперативного получения информации зависит очень многое в бизнесе: не зная текущего положения дел в компании и последних новостей отрасли, очень сложно принимать ответственные решения. Сейчас на предприятиях мобильной связью оснащаются практически все категории персонала — от руководителей до консультантов и менеджеров по продажам. Сотрудники, от которых зависит бизнес-процесс, должны быть доступны в любой момент для быстрого решения возложенных на них задач. В некоторых отраслях «мобилизация» практически достигла 100%.
Соответственно, экономии расходов на связь отводится далеко не последнее место в политике компаний. При возникновении у них финансовых трудностей все расходы подвергаются тщательному анализу. Весьма актуальны вопросы контроля и оптимизации затрат на мобильную связь.
Безусловно, операторы связи и провайдеры Internet предлагают для оптимизации расходов клиентов такие инструменты, как скидки, бонусы, объединение пользователей в группы. Определенную экономию это дает, но необходимо учитывать еще один аспект. Зачастую сотрудники компании, пользуясь служебными мобильниками, «забывают» о существовании личных телефонов, а в результате служебные и личные звонки оплачиваются из корпоративного бюджета. Разделяя звонки и другие услуги связи по целевому назначению, предприятия могут добиваться существенной экономии. Для реализации такого разделения мобильные операторы оказывают корпоративным пользователям специальные услуги.
В частности, «ВымпелКом» предоставляет сервис «Анализатор счета». Суть его такова: детализированные счета за сотовую связь загружаются в систему «1С Рарус», которая анализирует активность абонентов для последующего автоматического проведения расчетов с сотрудниками. Система позволяет задавать разные правила оплаты телефонных разговоров. К примеру, можно определить список или диапазон телефонных номеров, звонки на которые будут оплачиваться из бюджета организации, задать время суток, в течение которого осуществляются служебные звонки. Правила оплаты можно задать для всех видов услуг — голосовой связи, SMS, GPRS, роуминга, дополнительных сервисов. Гибкость и широкий диапазон настроек позволяют компаниям оптимизировать расходы.
Еще один резерв экономии кроется в анализе тарифных планов. Получив служебный телефон, мало кто из пользователей задумывается, насколько экономичен связанный с ним ТП — деньги-то не личные. К тому же у сотрудников зачастую нет прав изменения тарифов. Известны случаи, когда владельцы служебных телефонов не меняли тарифы свыше трех лет, хотя за это время средняя стоимость минуты разговора снизилась в несколько раз.
Если своевременно менять тарифные планы, отслеживая наиболее выгодные предложения операторов связи, в масштабах предприятия получится внушительная сумма экономии. Каждая новая линейка ТП позволяет экономить до 20% средств по сравнению со старыми предложениями. При этом наблюдается интересная особенность: переходя на новый, выгодный тариф, пользователи не стараются тратить меньше, а просто больше общаются за те же деньги. А значит, переход на такой тариф выгоден и абоненту, и оператору, доходы которого не меняются или даже постепенно растут. Если при смене тарифа голосовой трафик абонента вырос, скажем, на четверть, то через несколько месяцев он может вырасти вдвое.
Однако в большой организации практически нереально анализировать детализированные счета всех сотрудников за последние несколько месяцев, чтобы затем подбирать для каждого оптимальные ТП. На сайтах операторов обычно есть помощники, способствующие выбору тарифного плана, но они дают лишь обобщенные рекомендации, и ими мало кто пользуется. Заинтересованность в инструментах поиска оптимальных тарифных предложений выражают как частные, так и корпоративные пользователи, поэтому в будущем следует ожидать появления у операторов мобильной связи и независимых консультантов услуг, помогающих подбирать наиболее удобные ТП.
Александр Фирсов — ведущий разработчик программных решений компании Instream