Достичь масштабов бизнеса, сопоставимых с МТС или «ВымпелКомом», Elisa не мечтает, но ее цель все равно достаточно амбициозна: стать заметным участником телекоммуникационного рынка России. При этом компания не ограничивает присутствие в нашей стране конкретными отраслями или регионами.
В ближайшее время она планирует расширить штат петербургского офиса и открыть представительства в других городах. Судя по всему, Elisa уже набирает сотрудников в Москве, поскольку ее представители упомянули о планах роста московского офиса. Объем предполагаемых вложений в развитие бизнеса в России не раскрывается. Вице-президент по международным операциям Elisa Киммо Лааксонен сообщил, что размер инвестиций будет зависеть от появляющихся вариантов приобретений и, конечно, от ситуации на рынке. Тем не менее компания имеет стратегию развития в нашей стране на ближайшие три года, в соответствии с которой в 2009 году объем продаж должен составить примерно 2 млн евро.
На первом этапе (до начала слияний и поглощений) Elisa станет использовать каналы связи местных операторов для предоставления определенных услуг, спрос на которые во время кризиса должен вырасти. К таким услугам, прежде всего, относится видеоконференц-связь, поскольку она позволяет экономить на командировочных расходах. «Скоро мы предложим клиентам систему Microsoft Dynamics CRM, которой они смогут пользоваться без установки на собственных серверах», - пообещала генеральный директор «Elisa Россия» Ольга Каледина.
Бизнес-модель SaaS обеспечит примерно половину российской выручки корпорации в текущем году. Для предоставления услуг значительному количеству компаний (SaaS должна заинтересовать, прежде всего, небольшие предприятия) Elisa создает call-центр. Возможно, в России будет построен коммерческий дата-центр, но технический директор «Elisa Россия» Андрей Богорев считает, что острой необходимости в нем пока нет: можно использовать дата-центр корпорации в Хельсинки и ресурсы партнеров. «Удаленность дата-центра от клиентов почти не влияет на качество и надежность услуг», - уверен Богорев.
О потенциале финской компании можно судить по размерам ее бизнеса на родине. Elisa Corporation была создана в 1882 году, через шесть лет после «официального» изобретения телефона. Почти 130 лет ее деятельность ограничивалась Финляндией, где она занимает лидирующие позиции. Elisa обслуживает 1,2 млн абонентов фиксированной связи, из которых более полумиллиона подключены к Internet. Число ее абонентов мобильной связи составляет 2,3 млн — при том, что у нашего северного соседа насчитывается 2 млн домохозяйств и примерно 5,5 млн жителей. Годовой оборот Elisa превышает 1,5 млрд евро. Основной доход компания получает от предоставления телекоммуникационных услуг, но она активно работает и в нише системной интеграции.
Экспансию на рынки других государств Elisa начала с Эстонии примерно год назад, однако эстонское и петербургское представительства Elisa действуют более 10 лет (с 1997 и 1999 года соответственно). Прежде они помогали строить сети «дочкам» финских компаний и услуг, фактически, не оказывали.