По данным отчета IDC Russia Vertical Markets 2008—2012, динамика спроса на продукцию ИТ резко замедлилась с IV квартала прошлого года. В отчете подробно рассматриваются тенденции и прогнозируются затраты на информационные технологии по 17 отраслям и 10 категориям ИТ-продуктов, включая оборудование, ПО и услуги. IDC ожидает, что в 2009 году расходы на ИТ снизятся на 20% (в долларовом эквиваленте) по сравнению с предыдущим годом, предприятия резко уменьшат ИТ-бюджеты на развитие и перенаправят средства на поддержку текущей деятельности. Меньше других отраслей пострадают транспорт, связь, энергетика и государственный сектор.

Даже эти нерадостные прогнозы показались другим экспертам чрезвычайно завышенными. В прессе и блогах встречались апокалиптические предсказания падения рынка аж на 40—50%, что иначе как катастрофой для отрасли не назовешь. Когда первая волна кризиса миновала, стали преобладать более взвешенные оценки. Коррекция кривых роста последних лет, конечно, произойдет, но ее величина будет зависеть от множества факторов, в том числе от эффективности денежных вливаний в экономику и «поведения» курса рубля.

Телекоммуникационный сектор, хотя он и является довольно защищенным в периоды макроэкономических потрясений (в силу высокой эластичности спроса на базовые услуги связи), тоже почувствовал на себе влияние кризиса. Основные проблемы, с которыми столкнется отрасль, выявились уже в конце осени и зимой (см. «Сети Online», статья «Время собирать камни»).  Главная угроза нависла над операторами, сфокусированными на работе с бизнес-пользователями. Вследствие падения деловой активности снижается объем потребляемых телекоммуникационных услуг. В феврале заместитель начальника отдела реформирования транспорта и связи Минэкономразвития РФ Кирилл Степаненко сообщил, что объемы разных видов трафика в сетях общего пользования уменьшились на 20—50%. Вдобавок многие операторы отметили увеличение дебиторской задолженности клиентов и просрочек платежей.

Компенсировать эти потери позволило бы развитие услуг для частных клиентов, но далеко не все участники рынка могут их обслуживать. Строить же с чистого листа собственные сети доступа, охватывающие целые города и регионы, в нынешних условиях — весьма рискованная затея. Диверсификация бизнеса операторов, ориентированных на корпоративный сектор, как антикризисная мера может быть реализована в достаточно узких рамках — например, путем вывода на рынок новых востребованных услуг или концентрации на работе с вертикальными рынками, сохранившими наибольший потенциал роста.

Партнер KPMG Илья Котлов, представляющий департамент бизнес-консультирования, услуг в области внутреннего аудита и управления рисками, сообщил, что снижение бюджетов российских предприятий на услуги связи и Internet составило 25—30%. Однако многие предприятия отметили, что затраты на связь не являются значимой статьей корпоративных расходов. Директор по проектам агентства iKS-Consulting Константин Анкилов полагает, что больше всего сократятся расходы на Internet-доступ: объемы выручки в данном сегменте корпоративных услуг, очевидно, вообще не вырастут. На голосовых услугах кризис скажется в меньшей степени, поскольку голосовой трафик сложнее сокращать административными методами. А некоторое снижение бизнес-активности абонентов можно компенсировать повышением тарифов на местную связь.

Пожалуй, самый оптимистичный прогноз в отношении корпоративного сектора телекоммуникационного рынка дал Кристофер Сименски, консультант-аналитик Frost & Sullivan в регионе CEE: «Мы не видим существенных изменений бюджетов, выделяемых на услуги связи и Internet. В ближайшее время можно ожидать постепенного увеличения этих бюджетов, особенно в России и СНГ». По его наблюдениям, компании, сокращая персонал, стремятся инвестировать в инструменты повышения эффективности работы оставшихся сотрудников. К таковым относятся мультимедийные коммуникации, удаленный доступ к приложениям и видеоконференц-связь.

Так настолько ли страшен кризис, как его малюют? Точнее всех на этот вопрос могут ответить операторы связи. Правда, истинные размеры бедствия мы узнаем из годовых финансовых отчетов ближе к весне 2010 года, а пока же они будут старательно доказывать, что устойчивости их бизнеса ничего не грозит. В противном случае операторы рискуют потерять доверие крупных клиентов.

Вместе с тем операторов нельзя упрекнуть лишь в стремлении выдать желаемое за действительное: за их бодрым отношением к будущему, контрастирующим с комментариями аналитиков, кроются реальные предпосылки. На работе с корпоративными заказчиками сконцентрированы все их силы и ресурсы, и они будут биться до конца. А вот универсальные операторы связи могут себе позволить уйти в те сегменты рынка, где конкуренция слабее. Исходя из этого, позволю себе предположить: емкость рынка корпоративных услуг в целом уменьшится, но на доходах его крупнейших игроков это не скажется в силу перераспределения «пирога» между универсальными и специализированными операторами связи.

«Комкор» (торговая марка «Акадо Телеком»)

По словам заместителя генерального директора по коммерческой деятельности «Комкора» Вадима Ванькова, доходы оператора от деятельности в корпоративном сегменте стабильно растут. Можно говорить лишь о сокращении темпов прироста. В 2009 году планируется увеличение выручки на 7—15%, в зависимости от конъюнктуры рынка.

«Мы не наблюдаем критичного обвала ни по одному из направлений, — говорит Ваньков, — есть лишь некоторые изменения в отдельных сегментах потребительского рынка. К примеру, немного выросло число отключений клиентов из категории SMB, что связано с ликвидацией предприятий либо их миграцией в другие офисные здания. Общая динамика клиентской базы SMB остается положительной, и количество новых подключений превышает отток».

Для таких клиентов характерно активное стремление к сокращению издержек. Предприятия переходят на безлимитные тарифы либо уменьшают объемы предоплаченного трафика. Но поскольку клиенты данной категории являются самыми низкодоходными (APRU меньше 14 тыс. руб.), на общую выручку «Комкора» снижение их активности не влияет.

Компания в превентивном порядке разработала с учетом возможных вариантов развития событий несколько стратегий, объединяет которые четкий контроль над расходами. Пересмотрены инвестиционные планы, договоры с поставщиками услуг и оборудования. Сегодня реализуются лишь те проекты, которые гарантированно дадут отдачу в кратко- и среднесрочной перспективе.

Еще 2007—2008 годах, по словам Ванькова, были разработаны нишевые и отраслевые решения (финансы, недвижимость, ритейл и т.д.). Проведена сегментация клиентов по группам — SMB, крупные корпорации, операторы связи, госструктуры. Именно эти меры позволили минимизировать риски и не задумываться о резкой смене приоритетов. Услуги аутсорсингового ЦОДа, позиционировавшиеся ранее как дополнительное предложение, выделяются в самостоятельное направление бизнеса.

В условиях ограниченности инвестиций более актуальной становится кооперация между операторами связи. «Комкор» предлагает аренду сетевой инфраструктуры небольшим сервис-провайдерам, работающим в московском регионе.

Группа компаний «Синтерра»

По предварительным итогам доходы «Синтерры» в I квартале 2009 года выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 18%. Соответственно, каких-либо экстренных мер компании принимать не потребовалось. «Конечно, мы более внимательно отслеживаем затраты, но сокращения персонала у нас не было, даже наоборот», — прокомментировал ситуацию коммерческий директор «Синтерры» Павел Кучерук.

Он признает, что финансовый кризис затронул все отрасли экономики, в том числе телекоммуникации и ИТ, но опыт дефолта 1998 года показал, что обе отрасли успешно справляются с экономическими трудностями. Правда, за 10 лет структура ИКТ-отрасли значительно изменилась: многие компании стали публичными, а значит, на их положение в большей мере влияют настроения на фондовом рынке. В частности, отмечает Кучерук, над публичными фирмами нависла угроза margin call (требования банков к заемщикам увеличить размеры залогового обеспечения по выданным кредитам), из-за чего их активы могут быть подвержены риску отрицательной переоценки.

«Синтерра», бумаги которой не торгуются на бирже, защищена больше «публичных» оппонентов. Кроме того, основную часть дохода она получает от работы с операторами связи, а не с конечными клиентами, что также сглаживает воздействие кризиса на ее деятельность. В 2008 году доходы «Синтерры» распределились так: 73% — межоператорские расчеты, 20% — государственные заказчики, 7% — корпоративные клиенты. Примечательно, что государственный сектор в выручке компании продемонстрировал более чем семикратный рост. В текущем году «Синтерра» намерена продолжать развитие по перечисленным направлениям.

Ее относительно новым приоритетом стало развитие услуг аутсорсинга ИТ-инфраструктуры на базе 40 коммерческих дата-центров, возводимых в разных регионах страны. Пресс-секретарь компании Екатерина Андреева сообщила, что две банковские структуры уже решили отложить создание собственных ЦОДов в пользу размещения своих вычислительных мощностей на площадках этого оператора.

Orange Business Services

Компания Orange также сохранила в России положительную динамику выручки. Ее директор по стратегическому маркетингу в России и СНГ Барт Сталенс не берется предсказать результаты работы в 2009 году, но утверждает, что Orange чувствует себя очень уверенно. «Отсутствие у российского офиса внешних долгов, сильные финансовые показатели France Telecom позволяют нам предлагать заказчикам гибкие схемы сотрудничества, — продолжает Сталенс. — Конечно, потребности в телекоммуникационных сервисах сокращаются, но гибкая позиция в переговорах с клиентами помогла нам получить новые контракты и пролонгировать прежние».

Наибольшее число отключений фиксируется в финансовой сфере, так как банки и страховые компании внимательно анализируют доходность каждой точки присутствия и оперативно принимают решения по их закрытию и переносу. Но среди недавних достижений Orange значится именно победа в тендере на подключение к единой сети более 300 офисов крупного банка в 10 городах России.

В период кризиса перспективной услугой оператора остается Business VPN. Модернизация корпоративной сети — это процесс, который, в разном масштабе, осуществляется постоянно. Сейчас на первый план вышли задачи оптимизации инфраструктуры, контроля над затратами на ее развитие и поддержку, которые и призваны решать сервисы IP VPN. К тому же управляемые сети VPN позволяют эффективно использовать весь инструментарий совместной работы — телефонию, конференц-связь, доступ к централизованным системам ERP и CRM. Как отметил Сталенс, заказчики Orange все чаще прибегают к сервису Internet-конференций WeBex.

Выход в сегмент дальней связи в январе 2008 года оказался для Orange весьма своевременным. Он помог компании укрепить позиции на межоператорском рынке, который за год обеспечил ей двузначные темпы прироста доходов (в процентах). Кроме того, Orange разрабатывает некий коробочный продукт для средних и малых предприятий, рассчитывая с его помощью увеличить свою рыночную долю в этом потребительском сегменте.

С началом кризиса отношение заказчиков к услугам аутсорсинга изменилось в лучшую сторону. Здесь Orange преуспела больше других, поскольку отстаивала еще с благополучных времен идею передачи непрофильных телекоммуникационных активов на баланс обслуживающего оператора. Крупнейшие заказчики Orange в области аутсорсинга — Danone, «БАТ Россия» и «Лаборатория Касперского».

«Билайн Бизнес»

«Билайн Бизнес» — единственный игрок на отечественном рынке, акцентирующийся на возможностях конвергенции мобильной и фиксированной связи. Экономические выгоды от покупки услуг у одного оператора налицо: пакетные предложения, льготные тарифы — все это новые инструменты оптимизации затрат при сохранении уровня потребительской активности корпоративных клиентов.

Руководитель департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента «ВымпелКома» Алексей Назаров убежден, что макроэкономические тенденции проецируются на потребление услуг мобильной связи. Наибольшее снижение трафика наблюдается в областях страхования и финансов. А на стыке прошлого и нынешнего года произошло заметное падение объема трафика в сегменте масс-медиа, вызванное закрытием ряда изданий. Некоторые компании уменьшают число сотрудников, которым оплачивается сотовая связь. В области фиксированной связи самое серьезное снижение объема трафика отмечено у страховых фирм.

Деятельность подразделения «Билайн Бизнес» нацелена на помощь предприятиям в эффективном контроле над расходами на фиксированную и мобильную связь, для чего на рынок выводятся специальные предложения, стимулирующие потребление конвергентных услуг. Например, в рамках акции «Полгода в вашу пользу» предоставляются бесплатные местные исходящие звонки между мобильными и фиксированными телефонами, принадлежащими одной организации. Назаров расценивает это как довольно сильное ценовое предложение, поскольку в больших компаниях со сложной оргструктурой до 25% корпоративного голосового трафика проходит между фиксированными и мобильными телефонами сотрудников. «Нам важно увеличивать число клиентов, которые одновременно являются абонентами фиксированной и мобильной связи, — подчеркнул он. — Помощь клиентам в оптимизации расходов — важная сторона нашей деятельности, обеспечивающая лояльность абонентской базы».

Интегрированный оператор внимательно присматривается к рынку аутсорсинга, на который кризис оказал положительное влияние. По словам Назарова, «очень активно думают об аутсорсинге в энергетических отраслях». Его компания участвует в тендерах, обсуждает разработку подобных проектов, проводит аудит и готовит решения «под клиента».

«Глобус-Телеком»

В «Глобус-Телекоме», который в 2006 году вошел в структуру «Ростелекома», в нынешнем году готовятся подсчитывать не убытки, а прибыль. «Мы констатируем стабильное увеличение доходов в сегменте услуг В2В, — сказал генеральный директор компании Сергей Семенов. — Рост доходов в IV квартале 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 40%. В первой четверти текущего года выручка увеличилась на 25% по сравнению с I кварталом 2008 года».

По его оценкам, сильнее других от кризиса пострадала индустрия коммерческой недвижимости: заморожена масса проектов, а строительство многих запланированных объектов не началось. В остальных сегментах от услуг связи не отказываются и продолжают наращивать их потребление.

Однако экономические трудности повлияли на рост клиентской базы оператора. Первоначальные ожидания ее роста минимум на 10% в 2009 году придется скорректировать. Телекоммуникационные сервисы заказчикам «Глобус-Телекома» предоставляются в основном пакетами, поэтому массовых отказов от конкретных услуг не зафиксировано. Специальных «антикризисных» мер оператор пока не предпринимал. Политики жесткого контроля над расходами он придерживался всегда, так как бюджет утверждается советом директоров и жестко контролируются главным акционером — «Ростелекомом».

Поскольку иных бизнес-направлений, помимо В2В, компания не развивает, бизнес «Глобус-Телекома» диверсифицирован с точки зрения продуктовой линейки. «Мы будем придерживаться действующей бизнес-модели», — пообещал Сергей Семенов. Сегодняшние тенденции развития аутсорсинга, по его мнению, заключаются в переходе крупных корпоративных клиентов от аренды каналов к операторским услугам VPN. В компании и до кризиса отмечали спрос на такие услуги. Сейчас они хорошо востребованы в органах государственной власти и больших корпорациях.

Компания «Караван»

Это — одна из немногих компаний, нашедших смелость признать, что ощутила на себе кризисные проявления: в IV квартале 2008 года и I квартале 2009 года наблюдалась отрицательная динамика прироста дохода. Однако напрямую сравнивать показатели этих и аналогичных «докризисных» показателей в «Караване» посчитали некорректным. Причина — в июне прошлого года введена в эксплуатацию площадка Telehouse Caravan, что повлекло за собой изменение структуры доходов в пользу увеличения доли физического хостинга и услуг фиксированной связи. Тем не менее коммерческий директор «Каравана» Александра Алексина не прогнозирует падения доходов по сравнению с 2008 годом. Ежемесячный темп прироста объема выручки, по ее подсчетам, будет на уровне 5%.

Компании активизировались в поисках максимально выгодного ценового предложения, и «Караван» разработал серию антикризисных предложений, позволяющих им значительно сокращать расходы и оптимизировать ресурсы при подключении разных услуг. Собственные антикризисные меры состоят в минимизации маркетингового бюджета, сокращении арендуемых офисных площадей (без изменения фактического адреса) и уменьшении внутриофисных расходов. «Мы сохранили на прежнем уровне заработную плату, так как не можем рисковать деловой репутацией и снижать качество услуг из-за привлечения менее квалифицированных специалистов», — подчеркнула Алексина.

Базовым направлением деятельности «Кавравана» остается обслуживание корпоративных пользователей (хостинг и фиксированная связь). В продуктовом портфеле оператора содержатся также услуги виртуального хостинга и регистрации доменных имен, предлагаемые частным абонентам. В общей структуре доходов вклад этих направлений составляет не более 15%, поэтому уменьшение доходности определенных услуг компенсируется другими предложениями для бизнес-сегмента. Увеличивается и доля доходов от оказания услуг связи в рамках комплексных проектов.


Космическая экономия

В нашей стране для многих географически распределенных компаний с удаленными филиалами и промышленными площадками при построении корпоративной транспортной сети палочкой-выручалочкой становится спутниковая связь. Дело в том, что удовлетворяющая требованиям мультимедийных приложений кабельная инфраструктура есть лишь в крупнейших городах — Москве, Санкт-Петербурге и некоторых областных центрах. В остальных регионах использование спутниковых каналов можно рассматривать не только как временное решение проблемы широкополосного подключения, но и как постоянно действующую альтернативу кабельным линиям связи.

Современные технологии спутниковой связи, основанные на применении VSAT, гарантируют почти такой же уровень надежности и функциональности сети, который характерен для предложений кабельных операторов «последней мили». Как подчеркивает директор «Телепорт-Сервиса» Виталий Крамарь, предлагаемая этим оператором система спутниковой связи SkyEdge компании Gilat — оптимальное решение для поддержки видеоконференций. В ней реализованы протоколы QoS, пропускная способность достигает 100 Мбит/с на сеть и 8 Мбит/с на точку подключения, а коэффициент надежности равен 99,9%. Реализация технологии Multicast позволяет рассылать видеотрафик по принципу «один ко многим», не перегружая каналы связи.

Виталий Крамарь констатирует, что с началом кризиса спрос на услуги спутниковой связи только вырос. Конечно, бюджеты основных клиентов «Телепорт-Сервиса» (а это госструктуры, министерства и ведомства) корректируются, но статьи расходов на телекоммуникации претерпевают значительно меньшие изменения. Кроме того, клиентам «Телепорт-Сервиса» важно, чтобы поставщик услуг был российской компанией и пользовался ресурсами отечественных спутников связи. Поэтому даже в столь непростое время оператор готовится подписать новый контракт с ФГУП «Космическая связь» на расширение арендуемой спутниковой емкости.

Сегодня бизнес-клиенты обращают особое внимание на экономичность потребляемых продуктов и услуг. Как отмечают специалисты «Телепорт-Сервиса», экономия на междугородних переговорах или передаче трафика приложений реального времени дает такой эффект, что первоначальные затраты на VSAT с лихвой окупаются. Также многих заказчиков интересует возможность оптимизации расходов за счет массовой рассылки информации в режиме multicast, выгодно отличающая спутниковые сети от множества наземных.

Часто эффективным решением является комбинированное использование кабельной и спутниковой инфраструктуры связи, например при развертывании сетей WiMax. В этом случае VSAT устанавливают рядом с базовой станцией, что обеспечивает ее мгновенное подключение к контроллеру сети, даже если он находится за сотни километров. В перспективе, по мере роста нагрузки на БС, спутниковый терминал переключают в режим резервирования соединения, если прокладка наземного канала возможна и экономически оправданна. Но для компаний, занимающихся освоением новых территорий, строительством, геологоразведкой, нефтедобычей и т. п., мобильные спутниковые платформы — единственный приемлемый вариант обеспечения всеми услугами связи.