Ожидалось, что ответ на этот вопрос даст первый российский форум по LTE, который в конце провела мая издательская группа Comnews, но, к сожалению, его получить не удалось. Несмотря на четко сформулированную тему «LTE в России и странах СНГ», участники форума обсуждали весь спектр доступных беспроводных технологий беспроводной передачи данных, от GPRS до WiMax, и старательно избегали заглядывать в отдаленное будущее.
Показательной стала фраза первого заместителя гендиректора сети «МегаФон-Москва» Игоря Акулинина: «Если бы конференция состоялась пару недель назад, мой доклад можно было бы назвать «Миграция от несуществующих сетей 3G к несуществующим сетям 4G», но буквально недавно ситуация изменилась». Акулинин имел в виду полученные, наконец, разрешения на запуск фрагментов сетей UMTS в московском регионе - пока лишь внутри зданий, под землей и на удалении 100 км от МКАД. «С учетом нынешней скорости внедрения новых технологий LTE может появиться у нас лет через 5-6», - спрогнозировал представитель «МегаФона».
С одной стороны, никогда не рано думать о будущем, с другой, не следует отрываться от действительности. В этих «ножницах» телекоммуникационная индустрия жила всегда, но в прежние времена у нее были совсем другие финансовые возможности. Сейчас же приходится больше концентрироваться на текущих потребностях, а перспективы развития на пять лет и далее интересуют, в основном, «теоретиков». Но послушать их все равно интересно.
«Продвинутая» LTE
Руководитель 3GPP Mobile Competence Centre Эдриан Скрейз стал главным «украшением» конференции. Его пространный доклад был посвящен эволюции стандартов LTE, которая находит отражение в релизах документов 3GPP. Сегодня самым актуальным документом этой организации является Release 8, но уже до конца года выйдет очередной релиз, который расширяет функциональность сетей LTE и описывает новые сценарии миграции к ним. Словом, каких-либо принципиальных перемен участникам рынка Rel.9 не сулит, зато следующая, десятая, версия стандарта LTE символизирует собой переход эволюции мобильной связи на качественно новый уровень.
В 3GPP Rel.10 к известной аббревиатуре добавится определение Advanced. Как сообщил Эдриан Скрейз, в сетях LTE Advanced предусмотрена поддержка канала шириной до 100 МГц и применение массива антенн 8х8 MIMO. Кроме того, будут использованы усовершенствованные алгоритмы доступа к среде, подобные Multi-carrier code division multiple access (MC-CDMA), что приведет к фантастическому росту пропускной способности и спектральной эффективности беспроводной сети. В нисходящем канале скорость передачи данных достигнет 1 Гбит/c (при условии низкой мобильности терминала) и 100 Мбит/c (при высокой мобильности). В обратном направлении предельная скорость передачи составит 500 Мбит/c.
Конечно, можно озадачиться старым как мир вопросом: зачем нужна такая пропускная способность? Если пользователь находится в движении, вряд ли он будет таскать с собой широкоформатный HD-экран, чтобы смотреть кинофильмы и спортивные передачи с высоким разрешением. Ан нет, разработчики стандартов полагают, что основными «пожирателями» гигабитных емкостей в мобильных сетях станут все те же пользователи онлайновых игр, любители мобильного телевидения, участники систем мобильной коммерции и, как ни странно, приложения m2m, которым прежде хватало пропускной способности сетей GPRS.
Частно-государственное партнерство
Как говорят в таких случаях, самое время спуститься с небес на землю и рассказать о проблемах, с которыми могут столкнуться российские операторы, отважившиеся на развертывание систем 4G. По словам выступавших, сдерживающие факторы почти не меняются со временем: это дефицит абонентских устройств, необходимость лицензирования и отсутствие свободных частот.
Впрочем, отметил Акулинин, процесс миграции от 3G к LTE во многом напоминает движение от GPRS к EDGE. Тогда участникам рынка не нужно было получать дополнительных лицензий и частотных присвоений. В случае перехода к LTE действующие номиналы частот у операторов связи тоже могут остаться прежними - изменится лишь сама технология, реализующая радиоинтерфейс. Да и набор услуг, нуждающихся в лицензировании, в сетях 3G и LTE, по сути, одинаков. По логике вещей, лицензирование и частотное регулирование можно исключить из перечня причин, мешающих немедленному переходу к 4G.
Однако за внешней простотой решений подчас скрываются неожиданные препятствия. Председатель совета директоров «Tele2 Россия» Юрий Домбровский обратил внимание собравшихся на то, что процедура ввода базовых станций в эксплуатацию растягивается на полгода-год, а для сетей LTE, в которых количество антенн будет в разы большим, чем в сетях GSM, это — недопустимые сроки. Причина волокиты находится в бюрократической плоскости: любые антенны сотовой связи приравнены к объектам капитального строительства, и разрешения на их эксплуатацию выдают аж семь(!) ведомств. Если же в эволюции к LTE ориентироваться на менее затратный путь использования GSM-диапазона, то потребуется разработать совершенно иной формат распределения частот (блоками, кратными 5 МГц). В диапазоне 900 МГц столь крупнокалиберная «нарезка» спектра тоже практически неосуществима.
Тем не менее, заявил Домбровский, региональные сотовые операторы не могут оставить своих абонентов (а их около 40 млн) без перспективы высокоскоростного мобильного Internet. Занять место под солнцем в мире 4G компании Tele2 поможет то, что региональными игроками сотового рынка в России по-прежнему остаются предприятия «Связьинвеста», перед которыми поставлена задача консолидироваться и наращивать присутствие в сфере мобильной связи и ШПД. С трибуны конференции Юрий Домбровский предложил развивать сети LTE по модели частно-государственного партнерства, которая успешно реализуется в Швеции. В ее рамках «Связьинвест», другие региональные операторы и частные инвесторы могли бы учредить на паях сетевую компанию, которой будет принадлежать вся техническая инфраструктура LTE. Сами учредители превратились бы в виртуальных мобильных операторов (MVNO), оказывающих на базе этой инфраструктуры услуги конечным клиентам.
Смысл такой модели, прежде всего, заключается в экономии ресурсов, необходимых для построения сетевой инфраструктуры, что в период кризиса — далеко не последний аргумент. Кроме того, предложенная схема (если на нее согласится «Связьинвест») станет единственно возможным способом противодействия «большой тройке», а значит, и выживания региональных операторов в условиях развертывания сетей 4G.