Новость о начале процедуры банкротства Nortel стала одной из самых обсуждаемых на телекоммуникационном рынке. Понятно, что эта процедура не означает ликвидации компании, но ее проведение, вероятно, сказалось на доверии корпоративных клиентов. Какие меры предпринимает Nortel, чтобы восстановить свой пошатнувшийся авторитет?
На данную ситуацию нужно смотреть с разных сторон. Безусловно, процедура получения защиты от кредиторов согласно главе 11 американского закона о банкротстве — достаточно серьезный шаг, который никому легко не дается. Тем не менее, обладая огромной базой инсталлированного оборудования, компания не собирается сворачивать свою деятельность. У наших заказчиков установлено 80 млн голосовых портов, 80 млн портов сетей передачи данных и 4 млн рабочих мест операторов контакт-центров. Я считаю, что такой актив, его поддержка и дальнейшее развитие продуктов — залог успеха на рынке, и, в конечном счете, это позволит Nortel восстановиться.
В России мы работаем с заказчиками в основном через реселлеров. Для сохранения их лояльности как основы ведения бизнеса в вашей стране мы создали ряд программ, которые позволят сделать работу партнеров с нами более привлекательной.
Первая программа заключается в предоставлении партнерам новых привлекательных бонусов. Вторая позволит им удерживать конечных клиентов за счет обеспечения успешного соответствия множества решений для корпоративного рынка любым ценовым предложениям конкурентов. Третья инициатива направлена на создание гибких условий, стимулирующих переход заказчиков к технологиям IP-телефонии, унифицированных коммуникаций и мультимедийных приложений. Последняя программа связана с поставками запчастей. В ее рамках партнеры Nortel смогут приобретать на льготных условиях запчасти для поддержания уже инсталлированной базы оборудования.
Все эти программы преследуют главную сегодняшнюю цель компании — сохранить имеющуюся клиентскую базу и лояльность заказчиков.
После объявления результатов работы в I квартале 2009 станет ясно, куда и как продвигается наша компания. Несмотря на малый срок, прошедший с начала реструктуризации бизнеса, предварительные прогнозы свидетельствуют, что итоги нашей работы произведут впечатление на участников рынка.
На корпоративном рынке наступили тяжелые времена: из-за кризиса заметно сократился спрос на новое оборудование. Все производители ищут собственные рецепты выживания в условиях обострения конкурентной борьбы. А как эту задачу решает Nortel?
Если говорить о кризисе, Вы полностью правы — спрос снижается, конкуренция возрастает, условия работы на рынке становятся более сложными. Но это — лишь с одной стороны. С другой можно сказать, что кризис — наш «друг». Именно в такие периоды подавляющее большинство заказчиков не решаются принимать решения о смене ИТ-поставщиков, ведь это связано с высокими затратами, а результат не всегда соответствует ожиданиям. И, несмотря на серьезную активность конкурентов, мы не видим существенных признаков негативного влияния на настроения наших заказчиков.
В январе нынешнего года мы опросили более 2000 клиентов по всему миру. Из них 90% заявили, что не собираются расставаться с Nortel и искать другого поставщика корпоративных решений. Так что будет логично, если во время кризиса мы сфокусируемся на работе с имеющимися заказчиками и поддержке инсталлированной базы оборудования.
Недавно Nortel объявила об изменении организационной структуры компании, в результате которой выделились два основных направления — работы с корпоративными заказчиками и операторами связи, а также появилось иное территориальное деление на зоны ответственности. Как сказались эти изменения на деятельности Nortel в Евразийском макрорегионе?
Произошли определенные позитивные перемены, связанные с концентрацией деятельности компании на наиболее важных для нее направлениях. Если вернуться к ситуации до начала реорганизации, то можно увидеть, что Nortel поддерживала достаточно большой портфель продукции, который на тот момент явно не соответствовал ее реальным финансовым и организационным ресурсам. Реструктуризация позволила сосредоточиться на наиболее эффективных бизнес-направлениях и регионах работы.
Подразделения операторского сектора тоже начали концентрироваться на определенных векторах развития. В частности, объявлено, что компания уходит с рынка мобильного WiMAX. Поясню, почему это произошло. Вспомним историю развития телекоммуникационных технологий: раньше периоды формирования новых технологий были гораздо более длительными, порядка 10 лет. И примерно такими же по продолжительности были контракты с серьезными заказчиками — проектирование, строительство и развитие крупных телекоммуникационных систем занимали значительное время. Но в последнее время развитие ускорилось, и жизненный цикл технологий становится все короче. Такая же тенденция прослеживается в области корпоративных сетей, где также наблюдается сокращение сроков эксплуатации продуктов и ускоряется появление новых решений на смену предыдущим.
Отказ от WiMAX связан с нашим желанием добиться концентрации. Мы активно внедряли данную технологию во многих регионах мира, но начало кризиса заставило пересмотреть нашу стратегию. Свою роль в этом решении сыграла позиция операторов национального масштаба, которые являются нашими традиционными заказчиками. Как выяснилось, они, в целом, не настроены на внедрение технологии WiMAX.
А каких новинок для корпоративных сетей следует ожидать вашим заказчикам в ближайшее время?
Это — наиболее часто задаваемый партнерами и заказчиками вопрос. Ответ на него напрямую связан со стратегическими планами развития наших продуктов и технологий. Мы уже анонсировали ряд новых продуктов, в частности коммуникационный портал ICP (Interactive Communication Portal) для контакт-центров. Благодаря этому порталу появляется возможность предоставить клиентам режим самообслуживания при обращении в контакт-центр.
Также объявлено о выходе седьмой версии контакт-центра, которая появится на рынке летом. Главной особенностью данной версии является интеграция контакт-центра с системой унифицированных коммуникаций предприятия. Бизнес-приложения для этой платформы наша компания создает в тесном сотрудничестве с Microsoft. Вскоре должна появится шестая версия CS1000, основного коммутационного продукта Nortel для корпоративных сетей.
Сегодня мы уделяем большое внимание разработке продуктов на основе открытых стандартов. В частности, аппаратные части предлагаемых решений смогут работать на серверах под управлением Linux. Ориентация на открытые платформы позволит заказчикам заметно снизить стоимость внедрения и обслуживания нашего оборудования.