Сетования операторов и экспертов по поводу того, что на фоне победного шествия сетей третьего поколения по российским городам и весям столичный регион оставался на замке, слышались уже давно. Интерес участников рынка именно к этой лицензионной зоне был обусловлен надеждами на то, что именно в Москве в наибольшей степени востребованы сервисы, не связанные с передачей голоса. Следовательно, преимущества сетей 3G перед сетями более ранних стандартов покажут себя в полный рост (см. врезку). Возникает вопрос: какова вообще судьба неголосовых сервисов в сетях 3G, суждено ли им стать полноправными составляющими бизнес-моделей операторов мобильной связи или, напротив, они еще долго будут оставаться «довеском» к услугам передачи голоса, ради предоставления которых и возникли сотовые сети?
Запад нам — не указ?
Если верить статистике, в США и странах Западной Европы ответы на этот вопрос уже давно дала сама жизнь. Согласно оценкам Forrerster Research, опубликованным в мае текущего года, 24% европейских киберпутешественников регулярно выходят в Internet с сотовых телефонов. В начале 2008 года только 14% владельцев «мобильников» в западноевропейских странах использовали их для работы в Глобальной сети, хотя такую возможность предоставляло подавляющее большинство аппаратов. В США и сегодня при помощи мобильных терминалов в Internet ежедневно выходят менее 5% абонентов сетей мобильной связи, а общая доля мобильных киберпутешественников в абонентской базе американских сотовых операторов составляет 18%. Любопытно, что упомянутые 5% абонентов генерируют основной объем мобильного трафика данных, две трети которого принимается на сотовые аппараты с базовой функциональностью.
Опережающий рост популярности неголосовых мобильных сервисов в Европе относительно Америки аналитики Forrester объясняют более ранним введением в коммерческую эксплуатацию сетей 3,5G, которое в Старом Свете началось в 2007 году. Авторы недавно опубликованного отчета «European Mobile Forecast: 2008 to 2013» полагают, что уже в следующем году телефоны с поддержкой 3G получат большее распространение в Европе, нежели аппараты для сетей GSM/GPRS. Лидерами станут Австрия, Великобритания, Италия и Скандинавские страны: ожидается, что к концу 2010 года примерно 60% абонентов сотовых сетей в этих государствах будут пользоваться телефонами с поддержкой технологий 3G и выше.
Согласно тем же прогнозам, к 2013 году четверть всех европейских сотовых абонентов приобретут терминалы для сетей поколения 3,5G. Через пять лет 38% абонентов сетей мобильной связи минимум раз в месяц будут пользоваться мобильным Internet. В абсолютном выражении это 125 млн человек — втрое больше сегодняшнего числа.
Постепенный переход на более совершенные технологии неизбежно приведет к росту доходов сотовых операторов от предоставления неголосовых услуг. Согласно прогнозу SNL Kagan, опубликованному в августе прошлого года, объем рынка мобильной передачи данных в США вырастет с 24 млрд долл. в 2007 году до 100 млрд долл. в 2017 году, что соответствует среднегодовым темпам роста 16%. При этом абонентская база будет расти в среднем лишь на 5,8% в год — до 249,5 млн абонентов в 2017 году (90-процентный уровень проникновения). Эксперты SNL Kagan полагают, что через восемь лет основным источником трафика данных в сотовых сетях американских операторов будут обмен сообщениями и мобильная электронная почта (62% абонентов), а услуга мобильного доступа к Internet займет второе место (52% абонентов). Утверждается также, что в 2007—2017 годах рынок услуг мобильного видео/ТВ в США будет расти в среднем на 22,5% в год.
Родные просторы
По большому счету, доступность сервисов 3G в столичном регионе должна добавить какие-то штрихи к нынешней картине, но не изменить ее кардинально. Как известно, первая коммерческая сеть UMTS была запущена в нашей стране (в Санкт-Петербурге) «МегаФоном» в конце 2007 года, а стандарт CDMA EV-DO получил российскую «прописку» еще раньше. И операторы, и абоненты уже накопили опыт потребления неголосовых мобильных сервисов, позволяющий сделать определенные выводы. К тому же услуги передачи данных предоставляются в сетях GSM по протоколам GPRS и EDGE, которые, несмотря на их довольно скромные технические характеристики, активно используются российскими абонентами.
Согласно сведениям, прозвучавшим на недавней конференции группы Comnews «LTE в России и СНГ», в минувшем году 73% всего трафика передачи данных в отечественных сетях сотовой связи приходились на технологии GPRS/EDGE (годом ранее — 82%), 24% — на CDMA EV-DO и только 2% — на UMTS. Последний показатель, видимо, и отражает запоздалое развитие сетей UMTS в России, в том числе их отсутствие в столичном регионе. Если же анализировать доли операторов на рынке услуг мобильной передачи данных, то, согласно оценкам Comnews Research, в 2008 году на «МегаФон» приходилось 29%, на МТС — 28%, на «ВымпелКом» — 24%, на «Скай Линк» — примерно 14%. Оставшиеся 7% разделили между собой другие операторы.
Примечательно, что «МегаФон» выбился в лидеры, хотя является младшим членом «большой тройки», обслуживающим меньше всего абонентов. В прошлом году объем трафика данных, переданного по сети этого оператора, по сравнению с 2007 годом вырос в 2,5 раза — с 80 до более чем 200 Тбайт.
Любопытную статистику привели на конференции представители компании «Скай Линк», предоставляющей услуги мобильной передачи данных по технологии CDMA EV-DO. Введение тарифного плана «Безлимитный Турбо» привело к тому, что его активные подписчики (20% общего числа абонентов) ежемесячно генерировали около 7 Гбайт трафика, а некоторые — до 100 Гбайт. Популярность ТП росла, невзирая на довольно высокую абонентскую плату (2800 руб. в месяц), которая заметно превышала как стоимость безлимитного доступа у крупных столичных Internet-провайдеров, так и средний показатель ARPU у операторов «большой тройки». Судя по всему, заметный вклад в упомянутую активность внесли абоненты, не располагающие другими средствами доступа к Internet, кроме модема EV-DO.
По данным МТС, в I квартале 2009 года совокупный объем трафика, прошедшего через отечественные сети третьего поколения в России, по сравнению с IV кварталом 2008 года вырос в 3,2 раза и составил 134 Тбайт. В самой компании МТС более половины активных пользователей услуг 3G в среднем генерируют примерно 1 Гбайт трафика ежемесячно, а само число уникальных абонентов 3G-сетей МТС в России удваивается каждый квартал. Как следствие, доходы МТС от услуг связи в сетях третьего поколения в I квартале 2009 года выросли в 2,7 раза по сравнению с IV кварталом 2008 года.
Виды на будущее
Приведенные цифры однозначно свидетельствуют о высокой востребованности сервисов передачи данных по сетям мобильной связи. И это заставляет отечественных операторов еще активнее строить сети третьего поколения в разных регионах страны и развивать на их основе разнообразные услуги.
Согласно информации, которую МТС обнародовал на пресс-конференции, приуроченной к получению 3G-лицензии на столичный регион, в I квартале 2009 года площадь покрытия его 3G-фрагментов в России увеличилась вдвое по сравнению с концом 2008 года. В 2008—2009 годах инвестиции оператора в развитие этих сетей составят около 700 млн долл. Если сейчас МТС развернул сети третьего поколения в 28 городах России, то к концу текущего года они будут действовать более чем в 40 городах страны. Интенсивное строительство и развитие сетей 3G для стимулирования спроса на услуги передачи данных и контента МТС относит к числу своих стратегических приоритетов.
Любопытны комментарии на сей счет «ВымпелКома», который после приобретения оператора «Голден Телеком» предоставляет услуги доступа к Internet по сетям мобильной и фиксированной связи. По словам пресс-секретаря «ВымпелКома» Ксении Корнеевой, оператор не сомневается в высоком потенциале услуг мобильного широкополосного доступа к Internet, прежде всего связанных с загрузкой файлов и потоковыми сервисами. Руководители компании рассматривают проводные сервисы передачи данных как органично дополняющие услуги «мобильного Internet» сетей 3G, а не конкурирующие с ними.
В «ВымпелКоме» полагают, что среди частных абонентов услуги 3G будут, в первую очередь, востребованы владельцами современных интеллектуальных терминалов и домашними мобильными киберпутешественниками, подключающимися к Internet через USB-модемы. Кстати, прошлым летом «ВымпелКом» выпустил на рынок такие модемы под брендом «Билайн», и они стали одним из наиболее успешно продаваемых продуктов компании. Данные устройства способны работать в сетях как второго, так и третьего поколений, причем переключение на сеть 3G осуществляется автоматически, стоит только абоненту оказаться в зоне ее покрытия.
Представителям корпоративного сегмента «ВымпелКом» адресует услугу «Офис за 5 минут», пока доступную в 24 из более полусотни городов, в которых оператор уже развернул сети 3G. Речь идет об обеспечении коллективного доступа к Internet и организации телефонных соединений через сеть 3G для сотрудников небольшого офиса. Этой цели служит 3G-шлюз MF608 производства ZTE, допускающий подключение четырех компьютеров по сетевому кабелю, до 64 устройств по технологии WiFi (в этом случае шлюз выступает и в качестве беспроводной точки доступа) и одного стационарного телефонного аппарата. Стоимость подключения, включая установку 3G-шлюза, составляет 6400 руб.
Не менее богатую линейку «3G-предложений» припас MTC. На частных абонентов рассчитано решение «МТС Коннект», в рамках которого оператор предлагает PC-карту или USB-модем для организации мобильного доступа к Internet и специальное ПО, которое устанавливается на ПК и настраивается на сеть в автоматическом режиме. Для того чтобы инициировать генерацию абонентами дополнительного трафика данных, МТС запустил ряд совместных проектов с владельцами популярных Web-ресурсов, в том числе социальных сетей. Абонент московского региона может выбрать один из четырех вариантов предоплаченного трафика: 100, 250, 500 и 1000 Мбайт в месяц по цене 300, 600, 1100 и 1700 руб. соответственно. Стоимость 1 Мбайт дополнительного трафика начинается с 1,02 руб.
В связи с началом продаж смартфонов iPhone с поддержкой 3G в линейке тарифных планов МТС появился «i-Онлайнер», который предполагает неограниченный доступ к услугам передачи данных в сетях 3G при стартовом балансе 1490 руб. Кроме того, МТС предлагает услугу «Безлимитный ночной Интернет» стоимостью 14,8 руб. в сутки (плюс ежемесячная плата 100 руб. за активизацию).
Нетрудно видеть, что услуги мобильного доступа к Internet рассчитаны и на частных, и на корпоративных абонентов. Несмотря на разнообразие прогнозов, звучавших несколько лет назад, сегодня эксперты и участники рынка сходятся в том, что наиболее востребованной услугой передачи данных по сетям мобильной связи остается доступ к Internet, причем этот вывод справедлив как для России, так и для других стран.
Голос или данные?
Резкий рост объемов трафика данных в сетях GPRS/EDGE компании «МегаФон» — не исключение из правила, а проявление общей тенденции, которая только усилилась с развитием в нашей стране сетей третьего поколения. Как утверждает г-жа Корнеева, несмотря на небольшой спад в I квартале текущего года, трафик данных и число пользователей неголосовых сервисов в сетях 3G «ВымпелКома» в целом демонстрируют положительную динамику, хотя в общей структуре доходов оператора голосовые услуги продолжают доминировать.
Если говорить только о неголосовых сервисах, то доля услуг мобильного доступа к Internet продолжает увеличиваться как в выбранной категории, так и в совокупном доходе оператора. Этому в немалой степени способствуют различные маркетинговые акции и рост числа городов, в которых сети 3G запущены в коммерческую эксплуатацию. В IV квартале 2008 года у «ВымпелКома» доля услуг с дополнительной стоимостью (VAS) в совокупном обороте составила около 15%, что соответствует сезонным трендам. Компания рассчитывает, что доходы от VAS будут расти быстрее, чем ее бизнес в целом.
Вопрос о том, сумеют ли через какое-то время неголосовые сервисы взять верх в сетях сотовой связи над услугами передачи голоса, звучит риторически. Было время, когда мобильная связь казалась «баловством», легким довеском к традиционной фиксированной телефонии, а сегодня число мобильных абонентов в мире уже превышает количество пользователей стационарных телефонных линий. Мобильный доступ к Internet еще не так давно тоже считался экзотикой, но темпы роста трафика данных в сотовых сетях уже не позволяют относиться к нему легкомысленно.
К взлету готовы
Есть все основания полагать, что активное развертывание сетей UMTS в столичном регионе операторами «большой тройки» еще больше подстегнет спрос на услуги передачи данных. По крайней мере, операторы в этом не сомневаются. Практически сразу после получения лицензий на ограниченное развертывание сетей 3G в Москве и области российские сотовики отчитались о первых достижениях и обнародовали планы на будущее.
Получив от Управления Россвязькомнадзора по Москве и Московской области разрешение на эксплуатацию первой очереди сети UMTS в московском регионе, «МегаФон» сообщил о продолжении работ по подготовке и сдаче госкомиссии следующих фрагментов сети третьего поколения. По словам директора департамента информации и советника генерального директора компании Романа Проколова, она планирует приступить к коммерческой эксплуатации сети 3G в столичном регионе в IV квартале 2009 года. По мере получения доступа к необходимым диапазонам частот оператор будет поэтапно устанавливать сотни новых базовых станций 3G внутри московских зданий, в аэропортах, на вокзалах и в метро, а также в ряде городов и поселков Московской области.
Пока «МегаФон» ограничивается анонсами и вынашивает амбициозные планы при помощи услуг 3G обойти по совокупной выручке двух главных конкурентов, последние уже перешли от слов к делу.
МТС запустил в коммерческую эксплуатацию первый фрагмент своей столичной сети 3G в выставочном комплексе «Экспоцентр». До конца лета сеть UMTS компании будет доступна в 35 крупнейших бизнес-центрах, на транспортных узлах и в общественных местах столицы, в том числе в аэровокзальном комплексе «Домодедово», в районе Москва-сити, Центре международной торговли, выставочных и бизнес-центрах Крокус-Сити, «Новинский», «Арбат-Альфа-Центр», Lotte Plaza, торговых центрах ЦУМ, «Атриум», «Европейский», «Москва», «Горбушкин двор», IKEA. Кроме того, МТС обеспечит связью 3G здания штаб-квартир крупнейших предприятий России, таких как ОАО «РЖД», «Сбербанк России», АФК «Система», «Сибур», «Вимм Билль Данн». Наконец, оператор получил разрешение на запуск сети третьего поколения на станциях и перегонах Московского метрополитена. Сокольническая ветка столичного метро станет первой, на которой МТС запустит сеть 3G в тестовую эксплуатацию.
Схожие планы обнародовал и «ВымпелКом». В конце мая оператор объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию первых объектов внутренней сети 3G в ТЦ «Лига» в Химках и в своей столичной штаб-квартире на улице Краснопролетарская. Как отмечает пресс-служба компании, indoor-сеть «Билайна» развивается в соответствии с лицензионными обязательствами и заявками, которые поступают от корпоративных пользователей, девелоперов и владельцев коммерческой недвижимости. Уже до конца лета «ВымпелКом» намерен обеспечить связью нового поколения наиболее крупные и значимые объекты Москвы и Подмосковья — торговые, выставочные и бизнес-центры, транспортные узлы и государственные учреждения. Пока услуги Internet-доступа через сеть 3G «Билайна» тарифицируются по тем же расценкам, которые действуют применительно к услугам мобильного GPRS-доступа к Internet, но вскоре абонентам будут предложены специальные тарифы на услуги этой сети.
Только цифры
По данным MForum , в 2008 году в России было продано 4,5 млн мобильных устройств с поддержкой стандартов 3G, что соответствует уровню проникновения 3G-терминалов 7,5%. Это же агентство прогнозирует, что к 2011 году последняя цифра вырастет до 25%.