Подразделение Orange Business Service (OBS) корпорации France Telecom, предоставляющее услуг корпоративным клиентам по всему миру, показало неплохие результаты работы на фоне общего «пессимистического» состояния отрасли. По данным Дмитрия Иванникова, генерального директора российского представительства OBS, глобальная выручка его компании в 2008 году увеличилась на 1,9%, лишь немного не дотянув до 8 млрд евро. Рост продолжился в I квартале нынешнего года и составил 0,4% относительно результатов годичной давности. Конечно, эти цифры не впечатляют, если сравнивать их с достижениями последних лет, но, по словам представителей OBS, они вполне отвечают новым целям.
Сейчас основной задачей Orange является создание условий для сохранения и последующего приумножения своей рыночной доли. Упор делается на поддержку заказчиков в трудный период, даже за счет снижения маржинальности услуг. Падение тарифов, по мнению Иванникова, - это основная тенденция на рынке телекома. Темпы их коррекции измеряются десятками процентов, а в некоторых регионах России расценки на межоператорский трафик Internet снизились на порядок. Тем примечательней в этих условиях ежемесячный устойчивый прирост выручки OBS в нашей стране. Заметно увеличился голосовой трафик корпоративных клиентов магистральной сети Orange, обслуживаемых оператором в соответствии с лицензией на услуги МГ/МН-связи.
Одним из способов решения стратегической задачи Иванников считает предложение клиентам новых видов услуг, и компания не собирается экономить на инвестициях в развитие инфраструктуры. Продолжатся рост опорной сети (за счет прокладки DWDM-канала до Ростова-на-Дону), модернизация и строительство сетей Metro Ethernet в крупных городах страны. Появятся зоновые сети телефонной связи в Хабаровске, Челябинске и Саратове, планируется открыть спутниковые телепорты в Иркутске и Рязани. Эти планы Orange Russia вполне выполнимы, поскольку компания не имеет внешней долговой нагрузки и обеспечена финансовой поддержкой материнской корпорации.
Реализация таких проектов полностью соответствует стратегическим планам развития подразделения Orange Business Service, считает Барт Сталенс, директор по стратегическому маркетингу Orange Russia. Основной вектор развития компании в корпоративном секторе сейчас направлен от оказания услуг связи к предоставлению сервисов, обеспечивающих непрерывность бизнес-процессов в любое время и в любом месте. В глобальном масштабе OBS находится в середине этого пути, занимаясь оптимизацией инфраструктуры, внедрением мультимедийных коммуникаций и повышением доступности сервисов для клиентов.
Российский офис OBS, по словам Сталенса, пока решает задачи первого этапа, сфокусировавшись на увеличении числа точек присутствия. Характерно, что более 80% выручки Orange Russia приходятся на категорию услуг подключения клиентов (организация "последней мили", традиционные голосовые услуги, VPN-сети). Но это - временное отставание от общих темпов развития Orange. Кризис заставляет многих корпоративных заказчиков снижать расходы и мигрировать к единому поставщику ИКТ-сервисов, а потому задачами российского представительства становятся предоставление комплексных услуг и продуктов, ориентированных не на офисы и бизнес-центры, а на людей на рабочих местах.
В нынешнем году Orange Russia собирается предложить ряд новых продуктов, и первой в этой череде стала услуга Business Everywhere. Ее нужно рассматривать как составную часть комплексного сервиса для корпоративных заказчиков от одного провайдера. По заверениям Барта Сталенса, Business Everywhere представляет собой эффективный инструмент контроля над расходами сотрудников крупных компаний, находящихся в командировках. Сервис предлагается на мировом рынке уже пятый год, и им воспользовались свыше 1 млн пользователей. Благодаря ему мобильные сотрудники могут быстро подключаться к корпоративным ресурсам в 150 странах через разные сети доступа. Orange развернула более 120 тыс. точек доступа, из которых около 110 тыс. являются хот-спотами WiFi.
Для реализации данного сервиса на портативных компьютерах пользователей устанавливается специализированное ПО (уже локализованное для России), которое предлагает выбор между доступными вариантами подключений и обеспечивает безопасность соединения за счет организации VPN-туннеля. Связь, по заверениям представителей Orange, устанавливается буквально "одним кликом".
Мировой популярности сервиса Business Everywhere способствует прозрачная тарифная политика, в основе которой — ежемесячные фиксированные платежи за неограниченный доступ. Такой подход позволяет компаниям четко планировать и контролировать расходы на связь своих мобильных сотрудников.
В России услуга Business Everywhere пока будет доступна лишь в аэропортах, гостиницах и бизнес-центрах Москвы и Санкт-Петербурга. Подписчики смогут пользоваться и публичной сетью доступа WiFi компании "Билайн", насчитывающей более 10 тыс. точек. Стоимость услуги будет зависеть от числа подключенных пользователей компании, а ежемесячный платеж, по заверениям Дмитрия Иванникова, не превысит 60 долл. в расчете на одного сотрудника. В июле услуга Business Everywhere будет предоставляться бесплатно в тестовом режиме и с урезанной функциональностью.