Не прошло и полугода с момента легализации в нашей стране деятельности виртуальных сотовых операторов, как аналитики подвели первые итоги развития этого сегмента. Компания J’son&Partners опубликовала результаты исследования «MVNO в России и в мире: возможности и ограничения». Отчет подготовлен на основе информации, полученной как от самих виртуальных операторов, так и из открытых источников.
Исследования о состоянии рынка MVNO в России могут показаться поспешными лишь на первый взгляд. На самом деле, виртуальные сотовые операторы существовали у нас задолго до подписания знаменитого приказа Минкомсвязи №116 от 29 декабря 2008 года, давшего им официальное право на существование. У отечественных MVNO оказались неплохие стартовые условия для дальнейшего развития: по данным J’son&Partners, на конец прошлого года абонентская база российских «виртуалов» превысила 330 тыс. пользователей, составив 0,2% совокупной абонентской базы всех сотовых операторов (187,6 млн).
Лидерами среди так называемых «экспериментальных MVNO-проектов» (иными словами, компаний, работавших без соответствующей лицензии на свой страх и риск) были «Алло Инкогнито», Matrix и Corpolink. Немного отставал от них по числу абонентов «Гарс Телеком», а в откровенные аутсайдеры эксперты J’son&Partners записали проекты Baza, «Евросеть», «Ё» и «Альтернатива». Любопытно, что среди не только лидеров, но и аутсайдеров рынка не нашлось места "Народному мобильному телефону", с которого, собственно говоря, и началась в нашей стране эпоха виртуальной мобильной связи. Этот оператор приступил к работе еще в 2005 году, а в мае 2009 года получил первую в России лицензию на оказание услуг по модели MVNO.
J’son&Partners отмечает, что практически все экспериментальные MVNO-проекты имели «телекоммуникационное» происхождение. Например, безусловный лидер рейтинга J’son&Partners виртуальный оператор «Алло Инкогнито» был ни чем иным, как специальным проектом телекоммуникационной компании «КантриКом», нацеленным на продвижение услуги интеллектуальной сети связи (ИСС) «виртуальный номер». Как говорится на сайте этой компании, «Алло Инкогнито» – общее коммерческое название пакета услуг ИСС, адресованного частным и корпоративным клиентам. Предоставляемый абонентам виртуальный телефонный номер остается неизменным при смене места жительства или адреса офиса, причем клиент самостоятельно устанавливает расписание переадресации звонков на реальные телефонные номера, скрытые от посторонних наблюдателей. «Инкогнито Номер» может опционально включать в себя SIM-карту сети "МегаФон-Москва".
Большинство других участников исследования также зарабатывали дивиденды на использовании технологий фиксированно-мобильной конвергенции, предлагая пользователям выгодные тарифы на переадресацию звонков между стационарными и сотовыми телефонами. И лишь оператора MVNO «Альтернатива», созданного компанией «А1. Первый альтернативный контент-провайдер», можно считать базирующимся на идеологии самодостаточного бренда, который привлекает к себе единомышленников со схожими культурными ценностями, информационными предпочтениями и потребностями в коммуникациях.
Надо отметить, что результаты исследования J’son&Partners сильно контрастируют с экспертными заключениями агентства ComNews Research, которое на конец прошлого года признало лидером рынка MVNO компанию Matrix. По сведениям ComNews Research полугодовой давности, Matrix преодолел рубеж 75 тыс. активных абонентов и почти вдвое опередил ближайшего преследователя, «КантриКом».
Так или иначе, состоявшаяся легализация услуг MVNO может сильно повлиять на соотношение сил на рынке, если уже не повлияла. Только за I квартал 2009 года в стране запущены два очень смелых и претенциозных MNVO-проекта, ориентированных на сегмент массовых пользователей. В первом случае речь идет о бренде «А-мобайл» (совместном детище МТС и сети гипермаркетов «Ашан»), во втором — о нашумевшем тарифном плане «Просто для общения» (на базе сети «МегаФон-Москва»). За короткое время эти проекты показали стремительную динамику роста абонентской базы: к середине мая к «Просто для общения» подключились свыше 100 тыс. абонентов, а «А-мобайл» собрал свыше 70 тыс. подписчиков.
В который раз обращает на себя внимание парадоксальный факт российской действительности: чем проще и топорнее выполнен проект, тем больше он привлекает потенциального потребителя. Революционные тарифы создателей проекта «Просто для общения» размером 5 коп. за минуту исходящего вызова или за одно SMS-сообщение распространяются только на общение в пределах одной группы пользователей, которую и составляют подписчики этого ТП. Черным по белому, но менее броским шрифтом написано, что звонки на любые фиксированные и мобильные номера операторов московского региона обойдутся в привычные 2,5 руб. за минуту. К слову, точно такие же расценки на исходящие звонки во внешние сети предлагает «МегаФон-Москва» в рамках своего корпоративного ТП «Фирменный 2008».
В ТП «Коллеги», предлагаемом бизнес-пользователям сетью «Билайн», звонки между телефонами, оформленными по одному корпоративному договору, стоят 13 коп. в минуту. Можно предположить: если пойдет речь о договоре с некой очень крупной корпорацией, насчитывающей десятки и сотни тысяч мобильных пользователей внутри одной лицензионной зоны, то такой заказчик сумеет добиться от оператора заметно меньших расценок на звонки. Видимо, в этом случае и 5 коп. за минуту — не предел.
В ближайший год для MVNO наступит долгожданный расцвет. Помимо легализации деятельности локомотивами развития этого рынка аналитики J’son&Partners считают запуск сетей 3G на большей части территории России и развитие рынка мобильного контента. Появления контент-ориентированных MVNO следует ожидать в 2009–2010 годах. Такие компании будут нацелены на премиум-сегменты мобильных пользователей, которые заинтересованы в получении высокодоходных для оператора дополнительных услуг. Возможные кандидаты на роль контент-ориентированных виртуальных мобильных операторов – контент-провайдеры, агрегаторы и медиавещатели. По прогнозам J'son&Partners, к 2012 году доля абонентов MVNO в совокупной абонентской базе отечественных сотовых компаний достигнет 2,3%.