Высокий уровень конкуренции на отечественном рынке широкополосного доступа не исключает выхода на него новых игроков. Так считает генеральный директор МТТ Виктор Бертяков, который 5 августа публично объявил о реализации партнерской программы выхода на рынок ШПД-услуг.
Представление партнерской программы состоялось спустя четыре месяца после ее фактического старта. Задержка была сознательной, поскольку руководство МТТ очень хотело рассказать аналитикам и прессе о первых успехах в реализации программы. Как оказалось, не зря: к началу августа более 50 локальных операторов ШПД дали предварительное согласие на участие в совместной бизнес-инициативе. Как сообщил Бертяков, уже подписаны первые контракты с операторами, и со дня на день в ряде городов начнутся подключения клиентов к ШПД-услугам МТТ.
Собственно говоря, под маркой МТТ будет продаваться не услуга широкополосного доступа к Internet, а набор сопутствующих дополнительных сервисов, которые хорошо знакомы столичным абонентам сетей ШПД и мало известны в российской провинции. К ним относятся всевозможные варианты IP-телевидения (multicast, VoD, Near VoD и т.д.), антивирусная и антиспамовая фильтрации трафика, родительский контроль и другие возможности, основанные на технологии детального анализа пакетов (DPI) в сети провайдера. Эти услуги будут предоставляться конечным пользователям через действующие сети доступа в рамках агентского соглашения между МТТ и региональным сервис-провайдером (модель Virtual Network Enabler, VNE). Доходом от них МТТ намерена делиться с партнерами — участниками проекта, предоставляющими ей инфраструктуру «последней мили» для терминации сервисов.
Схема сотрудничества предполагает соблюдение сторонами ряда взаимных обязательств. Например, партнер обязуется не транслировать через собственную сеть доступа услуги других операторов, кроме МТТ. Столичная компания, в свою очередь, обещает не строить собственную «последнюю милю» на территории, охваченной сетью партнера.
Заместитель генерального директора МТТ по коммерческой деятельности Николай Чураев постарался объяснить, чем же совместная бизнес-деятельность по освоению рынка ШПД выгодна локальным игрокам.
Во-первых, развертывание сервисов типа IPTV требует серьезных начальных инвестиций, что не под силу многим компаниям регионального уровня. Кроме того, сети IP-телевидения становятся коммерчески оправданными лишь после достижения определенного минимума абонентской базы. В партнерстве с МТТ региональным операторам не нужно беспокоиться о том, где взять деньги на дорогостоящий проект и как окупить вложения.
Во-вторых, расширение спектра услуг дает небольшим игрокам реальный рычаг для наращивания занимаемой доли рынка — как в денежном выражении, так и по размеру абонентской базы. Благодаря этому у них появляется хорошая возможность противостоять мощному давлению федеральных операторов ШПД.
В-третьих, стоит упомянуть синергетический эффект от сложения бизнес-возможностей московского оператора, обладающего развитой инфраструктурой сети связи национального масштаба, и локального сервис-провайдера, располагающего «последней милей» и завоевавшего доверие местных Internet-пользователей. Если верить стандартному бизнес-кейсу, то партнеры МТТ смогут увеличить маржу более чем на 30%, продавая ее дополнительные услуги. Существенная часть этого финансового «довеска» осядет на их собственных банковских счетах.
В контексте синергетики проекта говорилось и о значительном сокращении издержек региональных провайдеров за счет сотрудничества с МТТ. В частности, столичный оператор может предоставить им наиболее выгодные расценки на магистральный Internet-трафик, взять на себя рекламные расходы на продвижение услуг, затраты на привлечение и обработку клиентских платежей. Помимо развертывания централизованных сервисных платформ для организации услуг МТТ обязуется предоставлять партнерам ресурсы биллинговой системы и серверов авторизации-аутентификации. От партнера требуется лишь установить в его сети оборудование мультисервисного доступа и присоединить его к ближайшему региональному сервисному узлу МТТ. Приобрести это оборудование можно в рассрочку - опять же благодаря партнерским договоренностям с магистральным оператором связи.
Технологическим партнером программы МТТ стала компания Huawei, которая и будет поставлять региональным провайдерам ШПД продукты для организации доступа. «В проекте используется полный спектр решений Huawei для сетей передачи данных, в том числе оборудование для сетей Metro Ethernet, которое доступно многим локальным операторам связи», - сообщил Чжан Хайбо, президент российского представительства Huawei. Оборудование китайского производителя (маршрутизаторы, MPLS-коммутаторы, межсетевые экраны и т.п.) использовалось и при создании всей магистральной инфраструктуры МТТ, которую планируется задействовать для терминации сервисов в региональные сети доступа.
Примечательно, что к совместной программе предоставления широкополосных услуг, которая изначально была рассчитана лишь на региональных сервис-провайдеров, по собственной инициативе подключился московский альтернативный оператор «Горком», чья сеть доступа охватывает порядка 500 тыс. домохозяйств. «В МТТ мы увидели компанию, способную объединить независимых ШПД-провайдеров Москвы, и первыми присоединились к этой программе», — прокомментировал коммерческий директор «Горкома» Вадим Кожевников. Он «выразил респект» руководству МТТ, которое выбрало правильную стратегию развития «последней мили» - не тратить очередные миллионы долларов на тех территориях, где современные сети доступа и так охватывают всех потенциальных пользователей.
«В партнерской программе МТТ мы нашли новый источник роста бизнеса и быстрого захвата рынка, - поддержал московского коллегу генеральный директор компании «Курсктелеком» Олег Донской. - Несмотря на конкуренцию с федеральными операторами «Домолинк» и «Корбина», мы планируем втрое увеличить динамику строительства своей широкополосной сети».