«Скай Линк» открыл очередной деловой сезон сообщениями об успехах в противостоянии с «большой тройкой». На первом после летней паузы пресс-брифинге генеральный директор компании Гульнара Хасьянова заявила, что «Скай Линк» усилил свои позиции на рынке услуг 3G. По итогам первого полугодия 2009 года доля федеральной сети CDMA EV-DO в общем объеме трафика 3G составила 88%; остальные сотовые операторы, эксплуатирующие сети UMTS, разделили между собой 12% рынка. Совокупный объем данных, прокачанных по сети «Скай Линка», за минувшее полугодие достиг 1090 Тбайт.
В общем объеме выручки сотовых операторов от услуг передачи данных (с учетом трафика сетей 3G и более распространенных в России 2,5G) вклад «Скай Линка» составил 13,5%. Цифра, на первый взгляд, - скромная, но прирост рыночной доли за последний год на 3,5% достаточно внушителен и свидетельствует о том, что операторы «большой тройки» серьезно отстают от менее именитого конкурента в продвижении неголосовых услуг. Положение не спасает даже запуск фрагментов сетей UMTS в регионах, о чем регулярно сообщают МТС, «Билайн» и «МегаФон».
Период с июня 2008 года по июнь 2009-го ознаменовался заметным увеличением (на 49%) абонентской базы операторов, работающих под брендом «Скай Линк». Напомним, сейчас это — несколько операционных компаний, самой крупной из которых являются «Скай Линк Москва» и «Скай Линк Санкт-Петербург». Однако самой динамичной по притоку клиентов (+72%) оказалась компания «Скай Линк Регионы», объединяющая филиальные сети в 27 субъектах РФ.
В I квартале федеральная сеть CDMA, наконец, преодолела планку 1 млн абонентов. Как сообщила Гульнара Хасьянова, по абонентской базе доля «Скай Линка» на общероссийском рынке сотовой связи стабильна и составляет порядка 0,5%. К равновесному состоянию стремится и распределение выручки оператора по видам услуг (передача голоса и данных). Оптимальным соотношением в компании считают пропорцию «1:1», но из-за кризиса и снижения потребления голосовых услуг в первой половине года наблюдалось превышение доходов от передачи данных над выручкой от телефонной связи (57 против 43%).
Поквартальная выручка «Скай Линка» вот уже три отчетных периода колеблется у отметки 2 млрд руб. Такая стабильность в период затяжной рецессии является признаком успешного бизнеса. О чистой прибыли руководство «Скай Линка» предпочитает не говорить до конца года. Как отметил глава бизнес-единиц «Скай Линк Москва» и «Скай Линк Регионы» Сергей Ханенков, вторая половина года традиционно характеризуется именно наращиванием прибыли, тогда как начало года чаще всего связано с активным ростом абонентской базы, в том числе за счет дотаций на пользовательское оборудование.
Снижение ценового «порога вхождения» в сотовую связь третьего поколения наряду с постоянным выводом на рынок новых моделей терминалов, как признает руководство «Скай Линка», - главные способы сохранения динамики прироста клиентской базы. За первое полугодие пользователям предложены три новые телефонные трубки CDMA и три USB-модема с поддержкой голосовых вызовов и коротких сообщений. Утверждается, что на телефоны CDMA средняя цена упала на 15%, а на модемы — на все 40%. В октябре «Скай Линк» собирается вывести на российский рынок простейший мобильный телефон Huawei по цене менее 50 долл. и CDMA-роутер со встроенным модулем WiFi.
Техническое развитие федеральной сети «Скай Линка» до конца года предусматривает дальнейшее увеличение емкости (за счет ввода в строй новых базовых станций и перевода вторых несущих под услуги EV-DO), расширение зон обслуживания действующих сегментов, внедрение в нескольких регионах технологии EV-DO Rev.A (скорость передачи — до 3,1 Мбит/c) и адекватную модернизацию транспортной инфраструктуры. В освоении новых территорий определенная роль отводится партнерской программе, в рамках которой «Скай Линк» намерен делегировать свой бренд независимым региональным компаниям, решившим развивать с ним совместный бизнес. Полномочия сторон распределяются так: «Скай Линк» берет на себя строительство сети, частотное обеспечение и биллинг услуг, а региональный партнер — развитие фронт-офисных служб, каналов продаж и рекламную поддержку. Вопрос о технической эксплуатации сети в каждом случае рассматривается отдельно, как и разделение выручки между партнерами.
По словам Гульнары Хасьяновой, переговоры о реализации партнерской программы идут в восьми регионах, а в двух уже началось строительство сети. Разумеется, вся сетевая инфраструктура остается на балансе «Скай Линка», и если вклад партнера в совместный бизнес перестанет устраивать федерального оператора, он легко сможет найти ему замену. Как удалось выяснить у представителя компании, капитальные инвестиции в строительство среднестатистической региональной сети CDMA-450, способной обеспечивать весь базовый набор услуг «Скай Линка», сегодня не очень велики — порядка 1,5 млн долл. Вдобавок из-за кризиса поставщики готовы пойти на отсрочку платежей на 2-3 года. Поэтому коммерческие риски федерального оператора в случае неудачного старта проекта в каком-либо из регионов становятся практически ничтожными.
Куда серьезнее проблема, вызванная необходимостью увеличивать емкость сети в Москве и Санкт-Петербурге. Хасьянова посетовала, что для ее компании доступная полоса частот составляет всего 4,5 МГц, тогда как у конкурентов по рынку мобильной передачи данных этот ресурс — во много раз больше. Следовательно, «Скай Линк» и операторы «большой тройки» имеют неравные возможности с точки зрения развития бизнеса. Для того чтобы их хоть как-то уравнять, «Скай Линк» надеется заполучить дополнительные частоты в диапазоне 2,1 Ггц. Глава компании рассчитывает на положительное решение вопроса о присвоении частот уже на ближайшем заседании ГКРЧ, поскольку документы о совместном использовании диапазона 2,1 Ггц операторами UMTS и IMT-MC комиссия по радиочастотам приняла еще весной.
Если к операторам UMTS в «Скай Линке» относятся довольно ревностно, то самого молодого участника рынка мобильной передачи данных, компанию Yota, там не замечают вовсе. Гульнара Хасьянова считает, что технология Mobile WiMAX может рассматриваться лишь как альтернатива фиксированным средствам связи, а потому между «Скай Линком» и Yota не возникает прямой конкуренции.