Уходящее лето показало всю глубину кризисной ямы, в которую скатилась наша индустрия высоких технологий. Традиционное затишье рынка растянулось с привычных 3—4 недель до 2 месяцев, да и разреженность информационного поля на сей раз просто зашкалила. Отдельными сгустками материи в образовавшемся информационном вакууме стали заявления представителей государственной власти, без которых на ИТ-форумах было бы просто нечего обсуждать.
В конце июля, в самый разгар отпусков, президент РФ Дмитрий Медведев провел расширенное заседание Совета Безопасности, на котором четко сформулировал задачу: ликвидировать отставание от США, Европы и других развитых государств в сфере использования суперкомпьютеров. Что послужило поводом для вынесения данной темы на Совбез, остается загадкой, но буквально за день до этого события Минкомсвязи сообщило о решении узаконить празднование в нашей стране Дня программиста. Соответствующий проект указа Президента внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Столь нетривиальным способом государство, видимо, хотело поощрить представителей отрасли, которой снова предстоит догнать и перегнать Америку, на сей раз — в сугубо мирной плоскости.
Впрочем, о мирном характере новой инициативы можно поспорить. Суперкомпьютеры нужны не для повышения эффективности бизнеса, а для того, чтобы делать научные расчеты и проектировать сложные технические системы, которые повысят экономическую мощь и обороноспособность России. Например, без новых реактивных двигателей стратегическая отрасль самолетостроения начнет проигрывать борьбу на мировом рынке военных и гражданских воздушных судов. А ведь сколько в нее уже вложено — и денег, и человеческих сил, и ожиданий! В общем, с легкой руки Медведева разработка высокопроизводительных систем перестала быть частно-коммерческой прерогативой, а превратилась в дело государственной важности.
Другой информационный сгусток возник совсем уж на ровном месте. Внезапно разгорелись споры вокруг правомерности использования Skype, причем установить, из-за чего это произошло именно в отпускной сезон, очень сложно. То ли кто-то неосторожно ответил на вопрос журналистки, то ли сама журналистка слишком вольно интерпретировала ответ — словом, понеслось. Высказаться на эту тему успели все, включая промышленников и предпринимателей. Результат — снова все разругались, ни на шаг не приблизившись к разумному компромиссу. Очевидно, что Skype — это повод, а настоящая причина подобных «пузырей на воде» находится в другой плоскости. Изголодавшийся по умственной пище человек подсознательно ищет любую зацепку, чтобы поупражняться в риторике, даже если он уверен в бесполезности таких занятий.
Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru