Столь обнадеживающие результаты, несмотря на трудный год и даже панику на рынке, руководство "РуСата" объясняет своевременно сделанным заделом на будущее. Одной из действенных антикризисных мер стала диверсификация бизнеса, что позволило компенсировать потери и предопределило дальнейший рост выручки. Ныне "РуСат" не только выступает в роли VSAT-оператора, но и развивает другие сервисные направления на базе спутниковых технологий.
Продолжаются инвестиции в развитие технической инфраструктуры компании. В частности, развивается главный телепорт, для которого построена первая в России многолучевая антенна, одновременно принимающей сигналы с 35 спутников. Свыше 4,5 млн руб. вложено в переоснащение центральной наземной станции, которую готовят для запуска новых услуг. Их реализация стала возможна благодаря контракту на аренду частотного ресурса со спутника Intelsat-15, который, как ожидается, будет введен в эксплуатацию в начале следующего года. По словам Сергея Алымова, ресурсы спутника обеспечат пропускную способность канала до 60 Мбит/с и дадут возможность предоставить пользователям услуги передачи данных и доступа к Internet по технологии DVB-S2. Кроме того, новый ресурс планируется задействовать для построения корпоративных сетей и передачи теле- и радиоканалов.
Хотя сегодня суммарный частотный ресурс спутникового оператора составляет 216 МГц, директор телепорта и первый заместитель генерального директора "РуСата" Олег Ватулин сетует, что именно дефицит спутникового ресурса является основным препятствием для развития бизнеса. Свободных транспондеров нет ни у нас в стране, ни за рубежом. Их отсутствие в России вызвано потерей ряда спутников и консервативной политикой Минкомсвязи, фактически запрещающего использование зарубежных КА для предоставления услуг на территории нашей страны. Дефицит ресурса мешает развивать услуги спутникового доступа для частных клиентов и тормозит динамику столь многообещающего сегмента рынка, как подвижная спутниковая связь.
Вскоре ожидается запуск новых телекоммуникационных спутников в Европе и США, но они вряд ли будут использованы для предоставления услуг в России. Причина состоит в том, что зарубежные операторы не видят для себя перспектив на российском рынке из-за его закрытости. По мнению Олега Ватулина, нынешняя тупиковая ситуация может оказаться причиной заметного отставания в будущем, ведь фактический ввод в эксплуатацию новых российских КА произойдет не ранее середины 2012 года.
Отсутствие доступного спутникового ресурса сказывается на закупках наземного оборудования, что, в свою очередь, вызывает снижение интереса производителей (и российских, и зарубежных) к разработке новых устройств. В конечном счете, развитие всей отрасли начинает замедляться, а в России, с ее размерами и состоянием наземных коммуникаций, спутниковая связь зачастую является единственно возможной.
Несмотря на объективные трудности, "РуСат" продолжает развивать новые направления спутниковых услуг. В частности, генеральный директор отметил участие его компании в проектах операторов "Доминанта" и "Кентавр", нацеленных на развитие систем доставки мультимедийного контента на мобильные телефоны по технологии DVB-H. Оказалось, что спутниковые коммуникации очень эффективны для распределения телесигналов по базовым станциям сотовой связи. Пилотные зоны таких проектов успешно реализованы, но у операторов возникли сложности с получением частотных разрешений. Тем не менее Сергей Алымов надеется на успешное продолжение этих начинаний.
Большие надежды "РуСат" возлагает и на участие в проектах обеспечения доступа к Internet на подвижных объектах. Ведутся переговоры о реализации подобных проектов на самолетах, курсирующих в воздушном пространстве нашей страны. Как известно, аналогичный проект прежде инициировала американская корпорация "Боинг", и ее российским партнером по обеспечению необходимой инфраструктуры спутниковой связи была выбрана именно компания "РуСат". К сожалению, "Боинг" переоценил свои возможности и не смог запустить услугу в глобальном масштабе: она полностью реализована только над территорией США. Однако созданные технологии доказали свою эффективность, и идея была подхвачена другими операторами. Кроме того, услуги подвижного спутникового доступа могут найти применение в сфере железнодорожных, морских и сухопутных перевозок.