На протяжении последних пяти лет в нашей стране неоднократно анонсировались проекты создания на основе разных версий WiMAX сетей, которые должны были предоставлять массовые услуги. Соответственно, старт проекта Yota был воспринят с некоторым скепсисом, тем более что первоначально заявленные сроки начала коммерческой эксплуатации откладывались. Впрочем, такие задержки неудивительны, так как Yota стала одной из первых коммерческих сетей Mobile WiMAX не только в нашей стране, но и в мире.
В любом бизнесе выход на уровень операционной окупаемости является знаменательным событием, свидетельствующим об успешном развитии проекта. Столь быстрое достижение этого рубежа руководство компании "Скартел" связывает с высокими темпами подключения абонентов, чье число уже перевалило за 200 тыс. В течение последних двух месяцев к сети ежедневно подключались более 2 тыс. новых абонентов. Такие темпы, по мнению генерального директора "Скартела" Дениса Свердлова, доказывают, что бизнес предоставления услуг широкополосного доступа с использованием мобильных технологий четвертого поколения может развиваться очень успешно.
Yota сейчас работает в Москве, Санкт-Петербурге и Уфе. В ближайшее время планируется запуск сети в Сочи и Краснодаре. На следующий год компания распространит свою деятельность еще на 15 российских городов. Все это, как надеется ее руководство, будет способствовать активному росту абонентской базы. Помимо России телекоммуникационный бренд Yota станет известен в Беларуси, Никарагуа и Перу.
Похоже, прогнозы аналитиков и надежды операторов связи начинают сбываться – услуги мобильного Internet оказались весьма востребованными. Несмотря на разнообразие предложений фиксированного ШПД, преимущества свободы перемещения и возможность в любой момент подключиться к Глобальной сети оказались решающими для многих абонентов. Как известно, по числу абонентов сотовая связь давно обогнала фиксированную. Тот же сценарий развития вполне возможен и применительно к услугам 4G. Не так давно компания МГТС объявила, что для подключения 210 тыс. фиксированных широкополосных абонентов ей потребовались два года. В сети мобильного ШПД этот результат достигнут в несколько раз быстрее. Для полноты картины добавим, что минимальный тариф Yota почти в пять раз превышает таковой в МГТС. За мобильность приходится платить, и практика показывает, что абоненты готовы это делать.
Услуги Yota ориентированы на современные запросы пользователей Internet, которым помимо традиционного Web-серфинга и электронной почты необходимы подключение к социальным сетям и доступ к развлекательным ресурсам. Сейчас абоненты могут получить доступ к музыкальной коллекции, содержащей свыше 500 тыс. лицензионных композиций, к мобильному вещанию более 20 телевизионных каналов, а также к каталогу мирового и отечественного кино. Кроме того, компания организовала собственный социальный сервис «Яп-Яп», который ориентирован на хостинг фотографий и синхронизацию контактов между пользователями.
Yota предлагает услуги, пользующиеся высоким спросом и среди корпоративных заказчиков. Это создание территориально-распределенных сетей, объединение разных объектов (платежные терминалы, банкоматы, камеры видеонаблюдения и т.п.) в общую технологическую сеть, подключение удаленных сотрудников к корпоративным ресурсам, подсоединение офисов к Internet, создание мобильных офисов. Успешный старт Yota подтолкнул Минкомсвязь к решению вопросов, связанных с выделением необходимого частотного ресурса для мобильного Internet. Большая игра на новом телекоммуникационном поле только начинается, и "Скартел" надеется в полной мере воспользоваться своим временным преимуществом.