Основные проблемы, с которыми сталкивается компания, решившая создать сеть WiMAX в регионе, — дефицит частот и относительная дороговизна оборудования. Процесс получения лицензий в этой сфере сложен и непредсказуем (например, один из операторов лишился лицензии уже после создания сети). Как бы то ни было, частоты хоть и неохотно, но все же распределяются регулирующими органами, а потому первую задачу решить можно. Сэкономить же на оборудовании пока не получается: WiMAX — достаточно сложная технология, предполагающая совмещение в одном устройстве функций базовой станции и контроллера. Сам же контроллер ориентирован на сеть мобильного радиодоступа с сотнями базовых станций, имеющую высокую пропускную способность и сложный набор функций.
Решаясь на существенные вложения в создание сети, оператор должен четко представлять бизнес-модель реализации услуг и сроки окупаемости проекта. Казалось бы, весьма очевидное утверждение. Однако на практике многие новоявленные операторы, создавшие сеть WiMAX, не знают, что с ней делать, кому предлагать услуги и как их продвигать.
Есть ли у вас план?
Оценивая любой регион с точки зрения деловой привлекательности (в нашем случае — при строительстве коммерческой сети беспроводного доступа), необходимо, в первую очередь, просчитать детальный бизнес-план. Маркетологи выискивают целевую область, в которой имеются потенциальные клиенты, составляют прогноз ожидаемых доходов, анализируют степень насыщения услугами и уровень проникновения конкурентов в данном регионе. Кроме того, определяются первоначальные вложения и дальнейшие операционные расходы. По результатам кропотливых расчетов, отображенных в бизнес-плане, акционеры оператора принимают стратегическое решение о начале реализации проекта или его нецелесообразности.
Решать такие задачи неплохо получается, к примеру, у владельцев кабельных сетей, которые изучают возможность использования беспроводной технологии для достижения синергии (проводные и радиотехнологии не столько конкурируют, сколько дополняют друг друга). Столь же грамотно действуют операторы WiMAX, создающие сети национального масштаба в нескольких десятках городов. Например, компании «Новые Телекоммуникации» и Freshtel просчитывают свою деятельность на несколько шагов вперед. Они устанавливают для регионов и городов «места» в четкой последовательности действий, которая определяется бизнес-планом и стратегическими задачами развития. Например, Freshtel в первую очередь строит сети в Подмосковье, а большинство новых точек НТ (бренд WITE) находятся в Сибири.
При любом развитии событий крупные операторы могут себе позволить «работать над ошибками», по мере расширения географии корректируя планы и стратегию. Сложнее приходится небольшим компаниям, поле деятельности которых зачастую — один-три города. При выборе бизнес-модели они вынуждены идти ва-банк, и неверная ставка зачастую означает для них потерю возможности дальнейшего развития.
Основные моменты
На какие моменты нужно обратить внимание в начале строительства небольшой региональной сети? Прежде всего, к успеху ведет разумная стратегия наращивания сетевого покрытия. Можно выделить три классических этапа планирования развития сети: захват целевых регионов (города, области), освоение частотного диапазона, заявление о присутствии в городе. Затем реализуется плотное покрытие в наиболее интересующих оператора районах, привлекаются ценные клиенты в бизнес-объектах. А на заключительном этапе сеть расширяется для обеспечения «бесшовного» покрытия всего города и осуществляется набор абонентов в разных областях населенного пункта.
Начинающим операторам могут быть очень полезны профессиональные сервисы, предлагаемые поставщиками оборудования WiMAX, такие как планирование сети, расчет зоны покрытия, нагрузки и т.д. Применение специальных инструментов актуально при проектировании и эксплуатации радиосетей и линий связи, особенно в регионах с неоднородной демографической ситуацией. Профессиональные советы помогают строить сетевую инфраструктуру, обеспечивающую качественное покрытие и передачу сигнала, непрерывность предоставления услуг. Кроме того, при строительстве сети «под ключ» поставщик оборудования несет полную ответственность за выполнение предусмотренных характеристик сети и результат работы в целом.
Технические препятствия
Переходя к технической составляющей реализации проектов WiMAX в регионах, подчеркнем, что основными источниками проблем при строительстве таких сетей обычно являются большие расстояния и слабо развитая транспортная инфраструктура внутри региона.
К сожалению, несмотря на высокие темпы роста, телекоммуникационный рынок в провинции еще далек от уровня мегаполисов, особенно по показателю доступности услуг. В регионах зачастую слабо развиты кабельные сети, которые не готовы принимать дополнительную нагрузку в виде трафика от базовых станций WiMAX. Между тем услуги Internet-доступа, телефонии, передачи видеоконтента, которые предоставляют провайдеры беспроводного доступа, требуют от фиксированных сетей высокой пропускной способности. Частично проблему можно решить за счет локализации трафика и создания локального контент-провайдера, но все это требует дополнительных инвестиций.
Сложности технологического характера могут быть связаны и с тяжелыми климатическими условиями. В таких случаях операторам необходимо оборудование с нестандартными эксплуатационными характеристиками (например, подобные решения используются для строительства сетей WiMAX оператора НТ в Сибирском регионе). При этом обычно оборудование, способное работать в жестком климате, стоит дороже, чем продукты со стандартным функционалом.
Перед каждым региональным оператором связи стоит вопрос обеспечения сетевых систем гарантированным электропитанием. Особенно актуален он в удаленных районах, где стабильная подача энергии является редкостью. Перебои с электричеством зимой, при экстремальных температурах, с большой долей вероятности приведут к тому, что находящееся на улице оборудование просто не включится после возобновления питания. Однако операторы неохотно идут на покупку дорогостоящих ИБП. Для того чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами в ходе эксплуатации сети, участникам рынка следует заранее обращать внимание на необходимый функционал сетевого оборудования. Решения WiMAX обязательно должны снабжаться системой мониторинга сайтов.
Наконец, в регионах чаще, нежели в столице, встречаются случаи вандализма и несанкционированного проникновения к аппаратуре и источникам питания сети. Понятно, что время реагирования на сигналы тревоги с объектов связи несопоставимо со скоростью реакции в условиях мегаполиса. Не многие объекты имеют охраняемые площадки для размещения оборудования, и злоумышленники об этом знают. Операторам помогут антивандальные шкафы с системой сигнализации, которые затрудняют доступ грабителей к ценному имуществу.
После старта
На этапе продвижения сетевых сервисов целесообразно использовать все имеющиеся ресурсы, полностью задействовать сайты сети, электропитание, инженерный персонал, транспортное оборудование и т.п. Это позволит предложить высококачественные мультимедийные сервисы без прерываний сигнала и на больших скоростях, максимально удовлетворив пожелания клиентов.
Формируя тарифные планы, нужно помнить, что уровень доходов в регионах — ниже, чем в центре. Низкая плотность населения за пределами крупных городов также затрудняет проникновение передовых технологий. Операторам WiMAX на первых порах остается рассчитывать только на корпоративный сектор. После его «освоения» можно постепенно «идти в народ», причем сначала ориентироваться на сегмент молодежи и бизнесменов, предпочитающих индивидуальный план подключения, а затем переходить к семьям абонентов, подключенных по корпоративной схеме.
Сколь бы удачным ни был проект WiMAX в небольших городах и населенных пунктах, срок возврата инвестиций достигает десяти лет. За это время может произойти многое — например, получат распространение технологии LTE, и рынок активно переключится на них. Помимо конкуренции технологий операторы опасаются и конкуренции инвестиций. Сегодня на российском рынке действуют зарубежные инвесторы, за плечами которых — не только мощная финансовая поддержка, но и солидный опыт реализации подобных проектов в других странах. Российским игрокам рынка беспроводного широкополосного доступа не приходится рассчитывать и на поддержку государства: сейчас власти не считают данное направление приоритетным.
Как бы то ни было, перечисленные сложности, похоже, не только не отпугивают операторов, но и дают им дополнительный стимул для активной деятельности: то и дело в прессе появляется очередной «рапорт» об успешном запуске региональной сети WiMAX в России и СНГ. Поставщики оборудования надеются на оживление региональных рынков телекоммуникаций благодаря появлению новых альтернативных операторов. Уже сегодня рынок беспроводных широкополосных коммуникаций достиг необходимых объемов, позволяющих преодолеть барьер доступности для массового потребителя. Количественный рост неизбежно приведет к снижению себестоимости оборудования и, как следствие, услуг. А это, в свою очередь, станет серьезным стимулом к развитию всего рынка ИКТ в регионах.
Станислав Ковганко, менеджер отдела продаж беспроводных решений Huawei CIS