Проблематика сведения корпоративных коммуникаций в единое целое будоражит разработчиков сетевых решений уже второе десятилетие. Однако системы Unified Communications в России пока не начали доминировать — несмотря на все их очевидные преимущества. Возможно, такая ситуация вызвана неверным позиционированием этих решений на рынке, их высокой стоимостью и традиционным консерватизмом отечественного бизнеса. А может быть, время таких решений пока не наступило.

На недавно состоявшейся конференции Cisco Expo особый акцент был уделен экономике соответствующих проектов, а также использованию видеотехнологий и средств совместной работы (collaboration). Высокая стоимость единой системы коммуникаций неизменно вызывает у клиентов вопросы о достижимости экономии за счет использования UC вообще и сроках окупаемости проектов в частности.

По мнению Александра Бортка, представителя интеграторской фирмы CTI, эффективность применения UC нетрудно подсчитать. Наибольшую отдачу получают организации, объединяющие территориально-распределенные офисы сетью телефонии на базе протокола VoIP. Экономия средств составляет до 80% на международной связи и порядка 35—55% — при общении внутри страны. Удастся заметно сократить расходы на местную связь, если местный провайдер готов предоставить услуги подключения через SIP.

Другим фактором экономии Александр Борток считает развертывание систем коллективной работы. Они обеспечивают 25-процентное сокращение расходов на командировки. Кроме того, решение Colloboration позволяет организовать обучение сотрудников и способствует оперативному принятию решений.

Не стоит забывать, что UC — не только системы связи, предоставляющие услуги управляемых и персонифицированных коммуникаций, но и универсальный инструмент доступа к информации. В этом контексте сложно измерить экономический эффект, но, по оценке Бортка, общий рост производительности труда достигает 64% — за счет ускорения доставки информации на 50%, сокращения транспортных расходов на 30%, увеличения скорости принятия решений на 30% и улучшения обслуживания клиентов на 31%. Как видно из этих цифр, применение UC дает многоуровневый экономический эффект с синергетическими свойствами.

По мнению Константина Грибаха, системного инженера-консультанта Cisco, сейчас сложились все условия для эффективного внедрения видеотехнологий в бизнес компаний любого масштаба. Во-первых, уходят технические барьеры при создании видеоконтента. Пример — публичные сервисы типа You Tube, которые все чаще используются для корпоративных целей. Во-вторых, исчезают технические барьеры при распространении видеоматериалов. В-третьих, снимаются технические барьеры, связанные с просмотром видеоматериалов.

Впрочем, не все так гладко. Развитие видеотехнологий явно опережает темпы изменения бизнес-моделей работы отечественных компаний. Остаются организационные и субьективные барьеры, для ломки которых потребуется определенное время. Это подтверждается не столь активным принятием рынком средств поддержки виртуальных коллективов и рабочих групп.

Еще пару лет назад корпорация приобрела сервис WebEx, позволяющий заказчикам проводить внутренние и внешние совещания. С его помощью легко организовывать тренинги, делать корпоративные анонсы, обучать покупателей. Сервис позиционируется как средство коммуникаций, поддерживающее услуги collaboration по модели SaaS.

В состав инструментов WebEx компания Cisco включила поддержку видеоконференций. Однако возможности сервиса заметно расширяются, если его использование сочетается с применением других продуктов UC. Например, интеграция Cisco Unified Videoconferencing с WebEx позволяет едва ли не одним кликом подключать к видеосовещаниям представителей партнерских компаний и заказчиков.

Можно предположить, что в условиях кризиса больший интерес к технологиям единых коммуникаций проявят предприятия малого и среднего бизнеса. Для SMB-сектора Cisco предлагает линейку решений Smart Business Communication System. Входящие в нее продукты позволяют создавать системы, масштабируемые как по количеству пользователей, так и по функционалу. Немаловажным дополнением является предоставление лизинговых схем на покупку продуктов, благодаря которым среднемесячная стоимость оснащения рабочего места не превышает 25 долл.


Схема. Архитектура интеграции WebEx и Cisco Unified Videoconferencing