Для большинства провайдеров VAS прошедший год стал вполне благополучным. Об этом свидетельствуют результаты исследований, представленные на очередном форуме Mobile VAS в Санкт-Петербурге. Нынешняя конференция собрала рекордное за все шесть лет ее проведения количество участников и спонсоров, что также свидетельствует о продолжающемся подъеме российского рынка дополнительных услуг сотовой связи.
Рубль подвел
Как и ожидали эксперты, снижение доходов населения слабо отразилось на спросе на дополнительные услуги сотовой связи. Какой-либо существенной коррекции выручки сервис-провайдеры не испытали. В долларовом выражении размер рынка почти не изменился, а в рублях он вырос на 30-35%.
По оценкам Advanced Communications & Media (AC&M), в 2009 году поставщики VAS заработают в России 3,8 млрд долл. - всего на 0,1 млрд долл. меньше, чем годом ранее. При этом совокупная выручка контент-провайдеров должна увеличиться на 9%, достигнув 1 млрд долл. В рублевом выражении ее рост превысит 50%.
Поскольку в 2008 году доходы от предоставления контент-услуг в долларовом выражении выросли в полтора раза, можно сделать вывод о том, что основное влияние кризис оказал на них через девальвацию рубля. Однако управляющий директор компании i-Free Кирилл Петров считает, что небольшой удар по спросу на мобильный контент все же произошел. Негативное влияние кризиса, по его словам, проявилось в нехватке кредитных средств и инвестиций, что привело к закрытию ряда «старт-апов». Хотя сокращение сотрудников является признаком трудных времен, Кирилл Петров относит оптимизацию штата контент-провайдеров к числу перемен, которые надо приветствовать.
На ошибках не учатся
Потенциал расширения большинства сегментов рынка контент-услуг настолько велик, что экономические потрясения не смогли остановить их рост. По данным i-Free, за прошедший год увеличились продажи Rich-Media Content (контент-услуг на основе концепции Rich-Media, в которой используются Flash- и Java-форматы). Сохранился рост в сегменте Customization-услуг (картинок и мелодий для мобильных телефонов), но уже в ближайшем будущем возможно его насыщение. Появляется спрос на музыкальные композиции, которые абоненты покупают для прослушивания на мобильном телефоне.
Наибольший рост и наилучшие перспективы - у сегмента мобильных микроплатежей и коммерции. Его доля в структуре доходов от контент-услуг увеличилась за 2009 год с 22 до 30%. «На этот вид услуг положительно повлияло принятие законов, регламентирующих использование электронных денег. Правда, операторам сотовой связи следует подумать о том, что платежи стало очень удобно осуществлять через специальные терминалы. Комиссионные, которые приходится отчислять операторам за проведение микроплатежей, составляют 35-40%, и эти сборы недопустимо велики», - добавил Кирилл Петров.
Желание заработать «быстрые деньги» в ущерб будущему бизнеса свойственно не только операторам, но и многим контент-провайдерам. Сегодня вновь звучат обоснованные опасения в том, что участники рынка могут скомпрометировать идею VAS. При этом можно вспомнить, что из-за недобросовестной рекламы провайдеров несколько лет назад резко упало доверие абонентов к определенным видам услуг (картинки, рингтоны и прочий персонализированный контент).
Однако вряд ли призывы подумать о будущем отрезвляюще подействуют на игроков, так как имеющиеся предпосылки быстрого роста рынка VAS заставляют провайдеров думать о захвате рынка, а не о морально-этической стороне дела. Новый импульс этому росту придадут активное развитие сетей 3G и 4G (WiMAX), а также введение безлимитных тарифов на услугу мобильного ШПД. «Абонементы начнут покупать через беспроводные сети больше фильмов и музыки, если будут знать, что стоимость передачи стала для них приемлемой. А сейчас они будут неприятно удивлены, узнав, что скачивание фильма стоимостью 150 руб. обошлось им в 1500 руб.», - комментирует генеральный директор «Нева Лайна» Артем Литвинов.
По информации AC&M, в нашей стране услуги сетей третьего поколения доступны 25 млн абонентов. Это пользователи, которые находятся в зоне действия сетей 3G и владеют аппаратами, поддерживающими данный стандарт. В начале текущего года таковых было в пять раз меньше.
По мнению Кирилла Петрова, новый бум охватит рынок контент-услуг, когда 30% абонентов будут иметь доступ к безлимитному мобильному Internet. И хотя достижения этого уровня в следующем году не предвидится, AC&M прогнозирует, что в 2010 году рынок вырастет в рублевом измерении примерно на треть. Такой рост окажется еще более заметным на фоне падения доходов операторов от базовых услуг связи. По итогам 2009 года ожидается сокращение почти всех показателей их деятельности, в том числе выручки от голосовой связи и SMS/MMS, среднего объема потребляемого трафика и ARPU.