В последние годы руководители многих предприятий стали осознавать, что традиционные формы и методы совместной работы уже не позволяют динамично развивать бизнес. Это стало особенно заметно в условиях кризиса мировой экономики, когда компаниям пришлось активно сокращать издержки. Выходом, по мнению Джона Чемберса, председателя совета директоров Cisco, должен стать переход от командно-административной модели управления бизнесом к методам совместной и коллективной работы. Чемберс сравнивает значимость таких нововведений с появлением конвейерных линий в промышленности.
Стоит отметить, что современные методы совместной работы зародились благодаря активному развитию средств связи, в первую очередь -- появлению Internet. Сейчас никого не удивляет, когда в составе единой команды работают специалисты, рассредоточенные по разным регионам и часовым поясам. Для координации своей деятельности они широко используют различные порталы, блоги, википедии, дискуссионные форумы и социальные сети. Эти инструменты не только меняют формы привычного документооборота, но и создают потоки информации гигантских размеров. Зарождающиеся формы совместной деятельности создали основу рынка, потенциал которого Cisco оценивает в 34 млрд долл. Неудивительно, что сетевой гигант проявил к нему живой интерес, предложив оригинальную стратегию развития этого направления и соответствующие решения.
Стратегия Cisco и ее продукты для совместной работы, по словам Михаила Кристева, директора представительства Cisco по развитию бизнеса и работе с российскими партнерами, основаны на пяти ключевых элементах и на открытой и совместимой сетевой инфраструктуре. Такой подход позволяет эффективно использовать имеющиеся решения и применять новейшие технологии.
На первое место компания ставит внедрение решений для трансформации методов совместной работы с помощью голосовых и видеокоммуникаций. Уменьшение числа командировок в период кризиса (тенденция, ставшая мировой) приводит к росту требований к средствам коммуникаций. Они должны обеспечивать такую же эффективность взаимодействия, какую дает личное общение. Для этого Cisco предлагает решение TelePresence WebEx Engage, позволяющее планировать и проводить совместные совещания с использованием систем TelePresence и сервиса конференц-связи WebEx. В рамках анонсированной восьмой версии платформы Cisco Unified Communications будут доступны новые унифицированные IP-телефоны с функциями видеосвязи и поддержки беспроводных сетей.
Другим направлением развития совместной работы Cisco считает внедрение продуктов, обеспечивающих тесное взаимодействие сотрудников разных компаний. Пока эти возможности сильно ограничены, в том числе из-за требований информационной безопасности. Поддержку межкорпоративного общения Cisco предлагает реализовать на базе решения Intercompany Media Engine, которое должно сделать использование единых коммуникаций удобным и безопасным для разных предприятий. Это решение поддерживает контроль присутствия абонентов, их аудио- и видеообщение. Анонсировано и решение Unified Presence, обеспечивающее взаимодействие с помощью разных систем мгновенных сообщений.
Особое значение для совместной работы будет иметь внедрение в корпоративную практику технологий социальных сетей. С их помощью можно обеспечить формирование динамичных и распределенных трудовых коллективов, ориентированных на выполнение конкретных проектов. Для этого Cisco предлагает программный продукт Enterprise Collaboration Platform и интеграцию с ним видеосистемы Show and Share, базирующейся на технологиях социальной сети. Данное решение позволяет создавать защищенные видеосообщества и организовывать персонифицированные подключения сотрудников компаний и заказчиков к создаваемым информационным ресурсам.
Влияние на средства совместной работы оказали технологии виртуализации и облачных вычислений. На их основе Cisco разработала почтовую систему корпоративного класса Cisco WebEx Collaboration Cloud. По данным сотрудников компании, это решение полностью совместимо с приложением Outlook, поддерживает мобильный доступ, выделение ресурсов по требованию и функции защиты IronPort. Пользователю будет доступен почтовый ящик объемом 35 Гбайт. По оценкам Cisco, к 2012 году рынок хостинга электронной почты достигнет объема 4–6 млрд долл.
Наконец, важнейшим элементом современных средств совместной работы является сеть, которая способна предоставлять сотрудникам предприятий необходимую полосу пропускания, обеспечивать доступность и заданное качество услуг. Зачастую корпоративные сети не рассчитаны на поддержку растущих объемов видео- и аудиотрафика, поэтому Cisco выпустила продукты Media Experience Engine (MXE) 3500 и 5600, позволяющие трансформировать сеть передачи данных в медиасеть. Это оборудование поддерживает транскодирование видео в режиме реального времени и передачу по сети любого контента на любое оконечное устройство. С помощью таких продуктов системы TelePresence смогут, наконец, взаимодействовать с решениями видеоконференц-связи других производителей. Кроме того, MXE позволяют преобразовывать звуковое сопровождение видео в текст, обеспечивая доступность индексации для быстрого поиска нужных фрагментов. К сожалению, пока эта возможность доступна только на английском языке.