Поскольку эти вопросы в нашей стране неразрывно связаны с принципами частотного планирования и лицензирования операторской деятельности, в повестку дня вошло обсуждение инициатив по изменению законодательства в сфере связи.
Исполнительный директор Инфокоммуникационного союза Андрей Скородумов кратко описал ту ситуацию, в которой пребывает рынок телекоммуникаций. Он подчеркнул, что в развитых странах начался процесс перехода к LTE — самой передовой версии семейства стандартов 3G, описанной в документах 3GPP Rel.8. Однако о сетях четвертого поколения нельзя говорить до тех пор, пока МСЭ не утвердит соответствующие стандарты, поэтому заявления некоторых операторов об эксплуатации ими сетей 4G — не больше чем маркетинговый трюк. К настоящему моменту 45 беспроводных операторов приняли решение строить сети по технологии LTE.
Общий для всего рынка тренд — опережающий рост трафика данных по сравнению с динамикой голосовых услуг. По словам Скородумова, в уходящем году число пользователей мобильного Internet во всем мире превысило численность фиксированных линий доступа. А еще через пять лет число мобильных пользователей Сети достигнет 2 млрд и вдвое превысит армию фиксированных абонентов. Оправдаются ли эти прогнозы, зависит от того, насколько быстро операторы получат требуемый частотный ресурс. На глобальном уровне, как известно, идет диалог индустрии с правительствами разных стран о предоставлении полосы цифрового дивиденда шириной 100 МГц в диапазоне 700 МГц, а также о рефарминге (перераспределении) частот диапазона 900 МГц под сети стандарта UMTS.
Пока еще не ясно, поддержит ли Россия общемировые тенденции в области частотного регулирования. Андрей Скородумов констатировал: потребовалось вмешательство Президента РФ, чтобы на технологию LTE обратили внимание государственные ведомства и участники рынка. Но, несмотря на столь высокое вмешательство, серьезных подвижек к внедрению инновационных технологий мобильной связи не наблюдается. Главная проблема — за LTE пока даже не закреплен участок спектра, тогда как пять лет назад для сетей UMTS уже был выделен частотный ресурс.
Пассивность рыночных игроков прослеживается и в отношении такой перспективной технологии, как фемтосотовая связь, которая во всем мире считается одним из локомотивов развития мобильного ШПД. Скородумов сослался на слова замминистра связи и массовых коммуникаций Наума Мардера, который, якобы, сообщил, что до сих пор министерство не получало от операторов предложений по использованию фемтосот, а в законодательном обеспечении этого вопроса должны быть заинтересованы сами участники рынка.
Директор департамента управления регуляторными рисками МТС Руслан Ибрагимов рассказал о концептуальных основах развития законодательства в сфере ИКТ и проекте «Доктрина», вынашиваемом в недрах Инфокоммуникационного союза. По его мнению, действующая законодательная база учитывает лишь отношения «оператор-абонент», хотя реальная модель взаимоотношений внутри отрасли — гораздо сложнее. Земельное, градостроительное, банковское и прочие законодательства РФ существуют без учета отраслевой специфики. Отсюда — межведомственная рассогласованность и затягивание сроков строительства и сдачи в эксплуатацию инфраструктурных объектов, например базовых станций сотовой связи.
Авторы «Доктрины» предлагают создать единую платформу правового регулирования отношений в сфере инфокоммуникаций. Этот масштабный кодифицированный законодательный акт с рабочим названием «Инфокоммуникационный кодекс» Ибрагимов сравнил со слоном и тут же вспомнил любимую присказку Мардера о том, что «слона едят по частям». Как убежден представитель МТС, отрасли нужен именно кодекс — законодательный акт бо'льшей юридической силы, чем просто закон. Только кодекс, основанный на новых принципах отраслевого регулирования, позволит преодолеть конкуренцию разнозначных нормативно-правовых актов, которыми руководствуются разные ведомства.
Обязательными принципами будущего кодекса должны стать технологическая нейтральность услуг (и операторских лицензий), разграничение зон ответственности между операторами, частичное саморегулирование межоператорских отношений с помощью третейских судов и, конечно же, всеобщее признание тезиса о том, что связь является общественным благом. Подобный межведомственный документ, по словам Ибрагимова, принят во Франции. По его же прогнозам, в России «Инфокоммуникационный кодекс» может прийти на замену нынешнему ФЗ «О связи» и длинной веренице подзаконных актов лишь через 5-6 лет.