За годы своей работы пермский телекоммуникационный холдинг добился неплохих успехов, войдя в конце 2009 года в четверку ведущих отечественных операторов ШПД. Ныне доля "ЭР-Телеком Холдинга" на рынке доступа к Интернету частных абонентов составляет 8%, но генеральный директор Андрей Семериков обещает, что к 2014 году холдинг выйдет на уровень 20%. Такой же цели оператор пытается достичь на рынке кабельного телевидения.
В кризисный год "ЭР-Телеком" сумел не только сохранить свои позиции, но и заметно повысить эффективность работы. Впервые компания стала операционно безубыточной, получив в 2009 году чистую прибыль почти 340 млн руб. По словам руководителей "ЭР-Телекома", в планах такая прибыль не была предусмотрена, но ее получению способствовал кризис, который затормозил динамику строительства региональных сетей при продолжающемся росте абонентской базы. Если в 2008 году количество подключенных домовладений выросло почти на 240%, то в прошлом году показатель едва превысил 60%, что привело к заметному снижению потребности в инвестициях.
Андрей Семериков объясняет успех компании неуклонным следованием идеям, которые были изначально заложены в основу ее бизнес-модели. Сейчас "ЭР-Телеком" предоставляет услуги в 22 городах, в каждом из которых эта региональная компания придерживается принципов максимальной унификации сетевого строительства, методов привлечения абонентов и организации сервисов. Андрей Семериков сравнил бизнес-модель "ЭР-Телекома" с политикой "Макдональдса", который в любом городе, вне зависимости от его местонахождения, открывает типовые рестораны.
"ЭР-Телеком" не скупал и не собирается приобретать локальных игроков, действующих в областях ШПД и кабельного телевидения. Как считает Сергей Гусев, заместитель генерального директора и технический директор холдинга, проще и дешевле строить сеть "с нуля" по единым внутрикорпоративным стандартам, нежели адаптировать доставшееся наследство. Унификация позволила компании уменьшить удельный размер капитальных вложений до 55 долл. на подключаемую квартиру и до 8 руб. в месяц на техническое обслуживание каждого абонента. Заметно сократились расходы и на ежегодную модернизацию сети, которые теперь оцениваются в 12 долл. на квартиру. Столь скромными показателями затрат, по заверению Семерикова, не может похвастать ни один из отечественных и даже мировых операторов.
Кроме того, слагаемыми успеха стали четкое планирование деятельности (вплоть до закупок расходных материалов) и стремление к максимальному удовлетворению потребностей клиентов. Зачастую оператор сознательно не следует мировым тенденциям телекома, если пользователи конкретного региона ждут от него совершенно иного. Например, он не практикует выставление "единого счета" и временно отказался от массового внедрения цифровых систем кабельного телевидения. Новые технологии, по заверению Андрея Семерикова, пока не обеспечили заметного повышения качества изображений, но дают ощутимый рост абонентской платы.
В сегменте ШПД компания сделала ставку на повышение в 10 и 100 раз скоростей подключения абонентов, выбирающих безлимитные тарифы. В результате число подключений выросло на 62%. В начале февраля компания подключила своего миллионного пользователя услуг доступа к Интернету. По словам Андрея Семерикова, 50% прироста абонентской базы обеспечила миграция потребителей из ADSL-сетей.
Всего абонентская база "ЭР-Телекома" насчитывает более 2 млн пользователей, которые примерно поровну распределены по основным направлениям деятельности – услуг доступа к Интернету и кабельного телевидения. Компания работает и на рынке телефонной связи, обслуживая порядка 70 тыс. абонентов, подключенных по технологии VoIP. Однако развитие этого направления "ЭР-Телеком" пока не форсирует, предпочитая акцентироваться на завоевании рынка ШПД.
Еще одной чертой работы холдинга является принципиальный отказ от демпинговой политики и снижения тарифов. Напротив, в прошлом году компания пошла на их увеличение. Как показала практика, этот шаг при значительном росте скоростей подключения и качественном обслуживании не был воспринят абонентами в штыки.
Достигнутые успехи позволили холдингу принять стратегию развития до 2014 года. Для продолжения региональной экспансии изучены 200 российских городов с населением свыше 200 тыс. человек. И если ранее главный вектор экспансии был направлен от Волги к Дальнему Востоку, то на новом этапе компания нацелена на европейскую часть страны. Для реализации своих планов помимо имеющихся у нее средств компания собирается использовать порядка 500 млн долл., которые будут привлечены за счет продажи 25% ее акций.