По прогнозам, приведенным Русланом Заединовым, руководителем направления центров обработки данных "Крока", в ближайшие четыре года ИТ-рынок ожидает небольшой (по меркам «тучных» лет), но устойчивый рост - примерно на 17%. Порядка трети этого прироста аналитики связывают с развитием сегмента "облачных" услуг. В абсолютных цифрах его объем к концу 2013 года прогнозируется на уровне 44 млрд долл. Для отечественного рынка прогноза развития «облачных» сервисов никто не давал, но если на долю России придутся хотя бы 500 млн долл., то это, считает Заединов, можно будет считать большим успехом.
Однако озвученная цифра не столь значительна, как может показаться на первый взгляд. Вряд ли в ближайшие годы "облачные" сервисы станут доминирующей моделью отношений на отечественном информационном рынке, поэтому стоит ожидать жесткой конкуренции между игроками, которые захотят попытать счастья на новом поприще.
В последнее время разговоры об "облачных" вычислениях стали настолько частыми, что хочется их увидеть «в деле». Серьезный толчок развитию этой аутсорсинговой модели дал кризис, который заставил большинство компаний оптимизировать использование ИТ-ресурсов. По мнению Заединова, кризис заставил думать о необходимости автоматизации вычислительных систем и рациональной загрузки уже имеющихся мощностей. "Облачные" решения пришлись как нельзя кстати: их внедрение следует рассматривать как естественный шаг в рамках эволюции ИТ-рынка.
Имеется немало определений "облака" с позиций потребителей услуг, провайдеров и системных интеграторов. Однако стоит согласиться с мнением Александра Хлуденева, директора по системным решениям "Крока", что технологии, использованные в "облачных" инфраструктурах, можно рассматривать как вариант индустриализации ИТ. По словам представителей этой компании, "облачное" решение отличается высокой степенью стандартизации всех ИТ-ресурсов - аппаратных платформ, операционных систем и прикладных программ. Другими родовыми признаками «облаков» являются автоматизация ИТ-процессов, позволяющая избежать ошибок и влияния человеческого фактора, и возможность превратить ИТ-ресурсы в ИТ-услуги с соответствующим биллингом.
Сейчас выделяют три модели "облачных" услуг. Это IaaS (инфраструктура как сервис), PaaS (платформа как сервис) и SaaS (программные продукты как сервис). Выбор модели зависит от конкретных задач заказчика и наличия у него собственных ресурсов.
При реализации своего вычислительного "облака" компания "Крок" выбрала прагматичный подход, опирающийся на максимальное использование открытого программного обеспечения. Основу решения составляет аппаратная инфраструктура, в которую входят пул серверов, объединенных гипервизором виртуализации, виртуальная система хранения данных и конвергентная сетевая инфраструктура дата-центра. Для организации слоя IaaS использовано решение от Eucalyptus Systems, которое совместимо со многими гипервизорами и поддерживается известными поставщиками SaaS, например Amazon.
Начиная с инфраструктурного слоя, "Крок" готов предоставлять услуги своим клиентам, например, в виде дополнительных вычислительных ресурсов по требованию, резервного ЦОДа или площадки для тестирования ИТ-решений. Другим предложением «Крока», также доступным пользователям, является виртуальное рабочее место сотрудника компании. Данная услуга относится к категории SaaS и будет продвигаться на рынке как самостоятельный продукт. Одновременно на уровне SaaS заказчикам будут доступны решения, разрабатываемые партнерами системного интегратора. Несмотря на определенную коммерческую готовность "облачного" детища, "Крок" в большей степени намерен использовать его в качестве демо-продукта и тестовой площадки при создании частных "облаков" заказчиков и оказании соответствующих консалтинговых услуг.