Дело в том, что 1 января 2009 года «ВымпелКом» изменил валюту отчетности с доллара США на российский рубль (и финансовая информация за первые три квартала была представлена в рублях), но в октябре были обнародованы планы объединения активов стратегических акционеров Telenor и Altimo в новую компанию VimpelCom Ltd, и валютой отчетности опять стали доллары США. Проаудированные консолидированные финансовые результаты за год представлены в долларах. А значения за первые три квартала 2009 года пересчитали по текущему курсу, как если бы доллар США был валютой отчетности и в эти периоды. Описанные бухгалтерские трансформации имеют большое значение, поскольку из-за колебаний валютных курсов некоторые итоговые показатели «ВымпелКома» нельзя оценивать однозначно.
Итак, в долларовом выражении чистая операционная выручка группы снизилась в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 14% - с 10,1 до 8,7 млрд долл. В рублевом же исчислении выручка группы за минувший год составила 275,2 млрд руб., что на 10% больше показателя 2008 года. Значение ARPU в сетях «Билайна» в большинстве стран присутствия упало в среднем на 20% в долларовом выражении. Одновременно прибыль компании выросла более чем вдвое (на 114,1%) – с 524 млн до 1,1 млрд долл. Как такое оказалось возможным?
Главный управляющий директор «ВымпелКома» Борис Немшич объясняет столь выдающиеся результаты повышением эффективности управления бизнесом. В том числе он упомянул рациональное использование денежной наличности, перебалансировку тарифов, улучшение показателей ликвидности, жесткий контроль над затратами и успешную интеграцию бизнеса в области фиксированной связи, перешедшего от «Голден Телекома».
Действительно, затраты «ВымпелКома» подверглись невиданному прежде секвестру: коммерческие, административные и общехозяйственные расходы сократились в 2009 году на 15,8%, с 2,9 до 2,3 млрд долл. Но еще более драматичным образом снизились капитальные затраты компании. Если в 2008 году они составили 2,57 млрд долл (примерно 25,4% годовой выручки), то в 2009 году CAPEX «ВымпелКома» был урезан на 68,3% - до 814,1 млн долл. (9,3% годовой выручки).
Другим "предохранителем" от экономического спада стал продолжающийся рост абонентской базы «ВымпелКома», который фактически компенсировал повсеместное снижение показателя ARPU. В прошедшем году оператор сумел привлечь 3,6 млн новых активных абонентов в мобильном сегменте, увеличив совокупную клиентскую базу до 64,6 млн. Кроме того, падение средней доходности на абонента в сетях «Билайна» в пересчете на местные валюты стран присутствия выглядит не столь болезненно. Например, в России средняя выручка «ВымпелКома» в пересчете на доллары снизилась на 27,3%, но в рублевом выражении - лишь 7,2%. При этом благодаря росту абонентской базы годовая выручка российского дивизиона компании в мобильном сегменте выросла на 7% и достигла 195,8 млрд руб.
Еще одним драйвером стал приобретенный ранее "фиксированный" бизнес «Голден Телекома», который в 2009 году продолжил интенсивно развиваться вопреки кризисным прогнозам. Выручка от этих операций на территории России принесла 53,38 млрд руб., что на 49,4% больше, чем в 2008 году. Таким образом, доля фиксированного сегмента в обороте российского подразделения «Билайна» повысилась с 16,7% в 2008 году до 22,7% в 2009 году (в рублевом исчислении). К концу 2009 года компания обслуживала 2,3 млн пользователей широкополосного Интернета, что на 85% больше, чем годом ранее. Консолидированная годовая выручка от российских операций выросла, в рублях, на 10% (по сравнению с 2008 годом) и достигла 235,4 млрд.
Сокращение капитальных затрат «ВымпелКома» в России составило 65,1% в долларовом выражении, благодаря чему прибыль в данном регионе выросла на 35% в твердой валюте. Комментируя планы компании на нынешний год, Борис Немшич пообещал увеличить капитальные затраты относительно уровня 2009 года и довести долю CAPEX до 15-20% выручки. Любопытно, какую прибыль покажет при этом "ВымпелКом"?