На российском рынке ИТ-услуг, в числе первых принявшем на себя удар глобального экономического кризиса, появились признаки восстановления. Как прогнозирует IDC, в 2010 году он продемонстрирует рост, а к 2013 году его объем увеличится до 4,73 млрд долл. (что, правда, на полмиллиарда долларов меньше докризисного уровня). Минимальное влияние экономический шторм оказал на услуги ИТ-консалтинга и разные формы аутсорсинга. Этот тезис аналитиков IDC подтверждается практикой крупнейшего в Северной Европе поставщика ИТ-сервисов, финской компании Tieto. О перспективах развития ИТ-услуг на российском рынке рассказал Туомо Сумманен, генеральный директор Tieto в России и СНГ.
Начнем с традиционного вопроса, который трудно обойти в в нынешних экономических условиях: какова современная стратегия вашей компании в России и мире?
Рыночная стратегия Tieto остается прежней: мы сфокусированы на продвижении высокотехнологичных решений и сервисов. Другими словами, Tieto — не продуктовая, а сервисная компания, и 90% выручки мы получаем от продажи услуг. При этом две трети сервисных доходов формируются за счет услуг аутсорсинга, которые остаются опорным элементом нашего бизнеса. В частности, Tieto предоставляет множество услуг управления и поддержки ИТ-инфраструктур. Мы располагаем отлаженными процессами на базе ITIL, передовыми технологиями и специалистами высокого уровня. Также Tieto имеет обширную клиентуру среди ведущих операторов связи. Помимо важнейшего для нас телекоммуникационного направления мы активно развиваем бизнес еще в нескольких областях. Банковскому сектору, в котором нашими клиентами являются все крупнейшие банки Скандинавии и России, мы предлагаем портфель решений для карточного обслуживания и Интернет-банкинга. Другое традиционное направление нашей деятельности - лесная промышленность. Отмечу, что на мировом рынке систем менеджмента, предназначенных для бумажных фабрик, наша доля составляет примерно 40%. Топливно-энергетический сектор тоже находится в числе приоритетов развития Tieto.
Каково финансовое положение компании? И как Tieto переживает глобальный экономический спад?
В финансовом плане положение корпорации стабильно. Наш годовой оборот в 2009 году составил 1,7 млрд евро, хотя рост по итогам прошлого года зафиксирован не был. Разумеется, мы приняли необходимые меры для повышения эффективности нашего бизнеса, сократили второстепенные расходы, сконцентрировали имеющиеся ресурсы на самых важных направлениях. Все это обеспечило Tieto устойчивое финансовое положение, и она по-прежнему является одним из крупнейших поставщиков ИТ-услуг, особенно среди компаний с европейскими корнями.
Согласитесь, что разные отрасли экономики в неодинаковой степени подверглись негативному влиянию глобального кризиса. Изменилась ли в этой связи активность Tieto в тех или иных сегментах рынка?
Если говорить о российском рынке, то в период кризиса мы несколько перефокусировали свою стратегию. В сложных экономических условиях местные заказчики наконец-то обратили внимание на огромные возможности аутсорсинга, и в последние полтора года рынок значительно активизировался. Аутсорсинг – наш хлеб, и мы стараемся максимально развивать данное направление в России. В целом же несмотря на резкое сокращение ИТ-бюджетов в корпоративном секторе, объем российских операций Tieto в прошлом году не уменьшился.
Какую долю занимают продажи решений и услуг для операторов в совокупном обороте Tieto? И как изменился этот показатель за последние годы?
Практически треть из 16 тыс. сотрудников Tieto привлечена к работе на телекоммуникационном направлении. Соответственно, доля доходов, получаемых компанией в данном секторе рынка, составляет больше 30% ее оборота. Хотя мы начали работать со скандинавскими операторами связи примерно 25 лет назад, целенаправленно это направление развивается у нас восемь-десять лет, значительно опережая остальные виды нашего бизнеса. Сейчас мы тесно взаимодействуем с крупными операторами связи, в том числе с TeliaSonera, Telenor, Deutsche Telekom и ее дочерним предприятием T-Mobile, Telecom Italia. Вдобавок Tieto — крупнейший поставщик услуг R&D для производителей оборудования связи, таких как Nokia и Nokia Siemens Networks, Ericsson и SonyEricsson. Эти глобальные компании требуют от поставщиков услуг глобального же обслуживания высочайшего уровня, которое мы вполне способны обеспечить.
Пожалуйста, расскажите о продуктах и услугах, которые формируют основную часть оборота Tieto, связанного с телекоммуникационным направлением.
Основной продукт нашей компании скрыт в миллионах мобильных трубок, работающих по всему миру. К примеру, ведущие мировые производители мобильных телефонов пользуются в основном программным обеспечением, предоставленным специалистами Tieto. Заказные разработки ПО для производителей оборудования и устройств связи составляет основу нашего бизнеса в области телекоммуникаций. Кроме того, имеющийся у Tieto набор решений и услуг охватывает практически все аспекты деятельности операторов и сервис-провайдеров. Компания готова предоставить им решения для контроля над качеством оказываемых услуг, средства для организации мобильного телевидения, решения для биллинга, обработки сигнального трафика, управления взаимоотношениями с клиентами и многое другое. Совместно с партнерами мы предлагаем услуги аутсорсинга бизнес-процессов (BPO) и обеспечения услуг операторов, в том числе использующих модель MVNE. Так, мы предоставляем услуги обслуживания ряда ИТ-систем Telecom Italia, и в результате реализации этого проекта итальянский оператор сократил расходы на 32%.
Очень интересен опыт взаимодействия Tieto со стратегическими партнерами, такими как Microsoft, в области унифицированных коммуникаций. Что получают ваши заказчики от этого взаимодействия?
Действительно, Tieto уже много лет сотрудничает с Microsoft на взаимовыгодной основе. Иногда мы оказываемся ближе к некоторым новым клиентам этой корпорации, поскольку обслуживаем их на долгосрочной основе и хорошо знаем их потребности в информационных технологиях. В таких ситуациях Tieto предоставляет пользователям квалифицированную помощь по инсталляции и эффективному использованию решений Microsoft в области унифицированных коммуникаций.
1 марта 2010 года Tieto приобрела российскую компанию «Ти энд Ти Телеком». Что вы рассчитываете получить от этой сделки?
Мы не один год сотрудничали с «Ти энд Ти Телеком» как партнеры и хорошо изучили возможности этой российской компании, потенциал ее ведущих менеджеров. В определенный момент стало очевидно, что совместными усилиями мы сможем увеличить эффективность наших операций благодаря интеграции накопленных знаний и объединению клиентских баз. В частности, «Ти энд Ти Телеком» поможет нам добиться большей локализации услуг, предоставляемых российским клиентам.
В начале января 2009 года в Санкт-Петербурге был открыт ЦОД Tieto. Насколько успешным в коммерческом отношении оказалось это предприятие?
Проект оказался успешным, поскольку сам ЦОД – небольшой и изначально ориентирован на обслуживание скандинавских клиентов, которые ведут свою деятельность в России (а таковых у нас достаточно). Сейчас услугами этого ЦОДа пользуются и некоторые российские компании. Однако он намного уступает по размерам нашему новому центру обработки данных, который мы собираемся открыть в Москве в конце II квартала. В нем мы будем строить свой бизнес по модели SaaS («Программное обеспечение как услуга») и, кстати, использовать некоторые продукты Microsoft. Полагаю, данное предложение будет востребованно небольшими компаниями.
На днях Вы приняли участие в форуме Call Center World 2010 и выступили на нем с докладом «Изменения в поведении потребителей». В чем заключалась основная идея Вашего выступления?
Будущие потребители услуг станут сильно отличаться от тех, что мы видим сегодня. Образно говоря, мы с вами -мигранты в нарождающемся цифровом мире, поскольку выросли в эпоху, когда мобильная связь и Интернет фигурировали лишь в произведениях фантастов. А наши дети, т.е. молодое поколение, являются коренными обитателями цифрового мира. Для них мобильный Интернет и жизнь в стиле online – естественные и необходимые атрибуты повседневности. Это обуславливает возрастающую нагрузку на контакт-центры поставщиков услуг. Например, в Германии сейчас около 500 тыс. операторов контакт-центров обслуживают пользователей современных технологий, а в России – всего 50 тыс. операторов. Казалось бы, вашей стране нужно скорее увеличивать число своих контакт-центров, но они могут оказаться не у дел, если их построить как традиционные колл-центры, поскольку российская молодежь активнее зарубежных сверстников осваивает социальные сети. Не исключено, что впоследствии активная часть населения России будет искать и находить любую необходимую помощь в социальных сетях, не обращаясь в архаичные центры обработки вызовов.
Напоследок подскажите, пожалуйста, что означает Tieto в переводе с финского языка.
Tieto - это "знания".