Тем не менее неголосовые услуги мобильной связи развиваются не с той скоростью, с какой хотелось бы операторам. Вернее, сами по себе технологии VAS развиваются даже стремительнее, чем предсказывали эксперты, но в пересчете на условную единицу потребления они приносят меньше доходов, нежели традиционный голосовой трафик. Проще говоря, передача голоса остается более выгодным занятием, чем развитие дополнительных «примочек» и «фишек». Неспроста предоставление контента в России почти целиком отдано на откуп независимым провайдерам.

Вместе с тем сотовые операторы всячески демонстрируют опережающий рост доходов от VAS по сравнению с базовыми сервисами. Делают они это, чтобы показать бизнес-сообществу свои инновационность и «продвинутость». С точки зрения увеличения выручки активное педалирование направления VAS тоже приносит плоды, хотя не все дополнительные сервисы имеют для операторов одинаковую ценность.

Возьмем, к примеру, годовой отчет МТС, из которого следует, что доля VAS в общем объеме доходов мобильного сегмента составила примерно 18,1%. Компании есть чем гордиться, ведь в 2008 году услуги VAS принесли всего 15,3% общей выручки по России. Похожая ситуация — в «Билайне», у которого относительный прирост доли неголосовых сервисов оказался еще большим — с 14,5 до 17,8% заработанной за год суммы. Третьего участника «большой тройки» можно не рассматривать: различия 1—2% c вышеприведенными показателями вряд ли нарушат стройную логику рассуждений.

На первый вгзгяд, отечественные «сотовики» следуют в русле прогрессивных мировых тенденций, замещая голос более перспективными видами услуг. То ли еще будет, когда российских абонентов захлестнет волна увлечения мобильными приложениями, работающими поверх сетей передачи данных! Однако именно здесь операторам важно не напороться на подводные камни, так как множество независимых приложений используют ту или иную разновидность VoIP, которую далеко вперед смотрящие аналитики уже окрестили «убийцей» мобильной связи. И даже если операторы начнут безжалостно рубить VoIP-трафик, то появятся другие приложения, основанные на мгновенной передаче сообщений (IM), и у абонентов отпадет необходимость в совершении многих телефонных звонков.

Вот почему развивать бизнес в сфере VAS нужно крайне осторожно. Есть замечательные, проверенные временем бизнес-модели, позволяющие выкачивать с рядового абонента побольше денег и распределять их между всеми участниками цепочки создания VAS, — мобильные лотерии, викторины, продажа картинок, «рингбэктоны», доступ к развлекательным сайтам. Развитие этих продуктов никогда не пойдет вразрез с ключевой задачей любого оператора — ростом доходности и прибыли. А прибыль при проведении SMS-лотерей легко сделать прогнозируемой и, главное, гарантированной.

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru