«Зебра Телеком», дочернее предприятие «Ротелекома», определилась со стратегической линией своего развития на среднесрочный период. «Последние годы мы находились в поиске верного пути, занимаясь в основном строительством зоновых сетей и запуском отдельных интеллектуальных услуг, — рассказал генеральный директор компании Сергей Кудрин. — За это время мы убедились, что наше предназначение состоит в том, чем мы занимались и раньше [до поглощения «Ростелекомом». — Прим. ред.], то есть в IP-телефонии».
Предпосылками такого решения стал тщательный анализ рынка услуг связи. По словам Кудрина, выручка в сегменте голосовых услуг VoIP растет, невзирая на рецессию, на 15-16% ежегодно (без учета дохода от P2P-приложений). В общемировом масштабе трафик VoIP уже составляет более половины всего голосового трафика. Кроме того, хотят того сотовые операторы или нет, началось проникновение SIP в мобильные устройства. Новая стратегия «Зебры Телеком» состоит в трансформации бизнеса на основе карточной IP-телефонии в полноценного провайдера услуг Voice-over-Broadband (VoB).
Первым шагом в реализации этого плана стал выпуск универсальной телефонной карты «Зебра Телеком», которая действует на территории всей страны. Более того, карта становится универсальным платежным и аутентификационным инструментом для любых категорий пользователей — и тех, кто по старинке звонят через обычные городские телефоны, и тех, кто пользуются VoIP-клиентами, и тех, кто предпочитают мобильную связь. «Зебра Телеком» построила единую коммуникационную платформу с разными способами доступа к ней мобильных, фиксированных и IP-абонентов.
Например, если человек хочет позвонить с домашнего или офисного аналогового телефона, ему нужно набрать местный номер доступа или федеральный номер формата «8-800», а затем, следуя подсказкам, «достучаться» до нужного абонента. Если же задействуется программный VoIP-клиент на ПК или смартфоне, то параметры настроек сервис-провайдера нужно прописать заранее, а дозвон к абоненту осуществляется по привычной схеме «8 — код города — вызываемый номер». При этом для звонков через Интернет в качестве SIP ID и пароля пользователя служат номер карты и ее PIN-код.
Сейчас для звонков с помощью ПК рекомендуется применять программный SIP-клиент X-Lite, а владельцам мобильных телефонов необходимо установить на аппараты ПО Fring. Но, как обещают разработчики сервиса, в мае-июне текущего года появятся специальные «фирменные» приложения от «Зебры Телеком», предназначенные для установки на ПК, а также телефоны, работающие под управлением ОС Apple Iphone, Windows Mobile и Java. Собственные клиенты «Зебры Телеком» будут иметь ряд очень полезных свойств — каких именно, разработчики пока не говорят, чтобы идеей не воспользовались конкуренты. Правда, суть одного из них Сергей Кудрин все-таки пояснил: речь идет о функции мобильного клиента, которая обеспечивает измерения реальной пропускной способности сети GPRS и, на их основе, определение того, можно ли делать звонки с помощью пакетной мобильной связи. Польза решения очевидна для сервис-провайдера: клиенты не будут жаловаться на плохое качество голосовой связи, которое на самом деле является следствием недостаточной емкости сотовой сети в районе использования услуги.
В первой версии фирменного ПО поддержки видеозвонков не будет, но в следующих релизах, ближе к концу года, такая поддержка обязательно появится. Зато уже на начальной стадии запуска сервиса возможна интеграция приложения с действующими социальными сетями, в первую очередь — с российскими, участники которых часто нуждаются в голосовом общении без выхода из Сети.
И, конечно же, одним из главных конкурентных преимуществ нового телефонного сервиса «Зебры Телеком» должны стать тарифы, которые ниже, чем в популярном глобальном VoIP-сервисе Skype Out. Эти тарифы зависят от направления вызова и способа доступа к коммуникационной платформе. Самый дешевый вариант — звонки через Интернет (Москва, Санкт-Петербург и США стоят 49 коп. за минуту разговора). Самые дорогие, как и следовало ожидать, — звонки с мобильного телефона через номер доступа серии «8-800» (Москва и Санкт-Петербург— 1,89 руб. за минуту). Между любыми SIP-клиентами «Зебры Телеком» общение будет бесплатным. По прогнозам Кудрина, к концу 2011 года его компания должна занять до 10% отечественного рынка VoB, что в денежном выражении составляет примерно 2,6 млрд руб.