И, глядя на радужные перспективы развития рынка магистрального транзита, только ленивые не собирались отхватить хотя бы малую часть этого лакомого пирога.

Вместе с «Ростелекомом» в гонку за транзитными барышами включились представители отраслей, далеких от телекома, но обладавших избыточным денежным ресурсом. Железнодорожники, нефтянники и газовщики, энергетики и угольщики — все они мечтали отобрать у отечественных связистов часть их будущих доходов, отчего положение «Ростелекома» казалось довольно шатким. И если бы не законодательная реформа отрасли 2005-2006 годов и не начавшееся снижение расценок на магистральный транзит, трудно сказать, каким сегодня было бы соотношение сил.

Однако история не терпит сослагательного наклонения, и «Ростелеком» снова взобрался на вершину славы, а его несостоявшиеся конкуренты в лучшем случае обслуживают ведомственные сети технологической связи. Лишь ТТК кое-как обозначает свое присутствие на рынке, но амбиции этого игрока тоже заметно поубавились. Его маркетинговая активность заключается разве что в поддержке матчей национальной футбольной лиги, имеющей к телекоммуникационному бизнесу не больше отношения, чем железнодорожные перевозки.

В инвестиционных кругах говорят, что владелец ТТК (ОАО РЖД) мечтает избавиться от непрофильного актива — за хорошие деньги, как и подобает «государственнику». Кого реально может заинтересовать телекомуникационный актив РЖД? Вряд ли кого-то из частников — безрассудно ввязаться в рискованную игру с государством. Даже если удастся выкупить ТТК по разумной цене, никто не гарантирует, что железнодорожники не установят новому владельцу такой тариф за пользование землей, канавами и опорами, по которым пролегают кабели связи, что бизнес потеряет всякий смысл. Следовательно, у государственного продавца может быть только государственный покупатель.

Сценарий поглощения ТТК «национальным чемпионом», особенно в преддверии сочинской олимпиады, выглядит естественным, но не лишенным шероховатостей. Главная из них — возвращение к монопольному состоянию рынка связи на значительной части территории страны. Вспомним, и сейчас ФАС периодически ищет признаки монопольного сговора ТТК и «Ростелекома» в Дальневосточном ФО, из-за которого расценки на Интернет для частных пользователей там не хотят падать, несмотря на все мировые тенденции.

Все бы ничего, если б речь шла лишь об отечественных пользователях. Однако зарубежные партнеры могут отвернуться от российской телекоммуникационной «трубы», как только перейдет в руки единственного собственника, а это совсем не вписывается в «чемпионскую» стратегию и замыслы поддерживающих ее чиновников. В итоге регулятору приходится мириться с тем, что на поле магистрального транзита пытаются залезть коммерческие операторы иной весовой категории, в частности «Синтерра». Пускай ее руководитель рассказывает про благие социальные цели сотрудничества стран Каспийского региона в проекте Caspian Ring, наших чиновников не проведешь: они лучше знают, кого и зачем пускать за границу.

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru