Впрочем, победному шествию IP-телефонии по крупным корпоративным сетям мешает одна проблема: не понятно, что делать с огромным парком унаследованного телефонного оборудования. В создание традиционной инфраструктуры связи уже вложены огромные средства, в офисах и филиалах крупных компаний установлены сотни тысяч обычных телефонных аппаратов, а сами телефонные станции еще не выработали своего ресурса.

Рассмотрим решения ведущих производителей телефонного оборудования, которые предлагают свои подходы к созданию конвергентных корпоративных сетей связи и пути миграции к полномасштабному внедрению IP-УАТС.

Унификация в мире коммуникаций

Аналитики давно подметили, что функциональные наборы корпоративных телефонных станций разных марок практически совпадают, несмотря на различия в маркетинговом позиционировании. По мнению Ильи Федорушкина, менеджера по развитию бизнеса направления Unified Communications компании Cisco, крупные производители, инвестируя в исследования рынка, получают приблизительно одинаковые результаты, поскольку исследуют одни и те же сегменты рынка. Компании меньшего размера, не имеющие достаточных средств для собственных исследований, как правило, копируют функционал новейших моделей оборудования отраслевых лидеров. Таким образом, на рынке сложился унифицированный набор требований к современным телефонным системам, в целом удовлетворяющий запросам пользователей и соответствующий предложениям поставщиков.

Отдельно из обширного списка этих требований стоит выделить возможность интеграции в единое коммутационное пространство всех территориально-распределенных филиалов и подразделений предприятия. А главной задачей при построении конвергентной телефонной системы крупной компании, включающей в себя унаследованные станции, является преодоление различий в архитектуре традиционных и IP-УАТС. В первом случае мы имеем дело с коммутаторами одного вида трафика, выполненными в виде специализированного централизованного решения, а во втором речь идет о распределенной системе, способной обрабатывать разные виды трафика. При этом функционал телефонной связи зачастую не является доминирующим в работе IP-УАТС.

Основным способом интеграции традиционной и IP-телефонии в единую систему коммуникаций современного предприятия, позволяющим сохранить унаследованное оборудование и предоставить абонентам доступ к новым возможностям, стала установка межсетевых шлюзов. С их помощью обеспечивается конвертация протоколов передачи голоса и сигнализации, поддерживается единство управления и плана нумерации.

Производители и их решения

Мы отобрали предложения тех поставщиков, чьи решения изначально ориентированы на создание конвергентных телефонных систем, способных обеспечить связью тысячи и десятки тысяч корпоративных абонентов. Появление новых технологий и изменение мировой экономической ситуации привели к заметному переделу этого сегмента рынка по сравнению с началом 2000-х годов. Былые лидеры растеряли свои преимущества, «иных уж нет, а те далече». Как ни странно, на освободившемся поле не выросла новая генерация серьезных игроков. Сегодня решения для создания распределенных и масштабных корпоративных телефонных систем в мире предлагают всего четыре компании — Alcatel-Lucent, Avaya, Cisco и Siemens Enterprise Communications. Остальные сфокусировались на потребностях сектора SMB.

Alcatel-Lucent

Корпоративные телефонные решения Alcatel-Lucent основаны на разработках французского дивизиона этой объединенной компании. На основе его флагманского продукта OmniPCX Enterprise можно создать полнофункциональную телефонную систему для предприятий разного масштаба: одна станция способна обслуживать до 15 тыс. абонентов, а несколько — до 100 тыс. При необходимости станции допустимо объединять в «суперсеть», готовую обслуживать до 1 млн пользователей.

Система OmniPCX Enterprise построена по модульному принципу, что позволяет гибко наращивать абонентскую емкость и функциональность. Такой вариант может оказаться полезным в период роста компании, обеспечив рациональное инвестирование в инфраструктуру связи.

Основным компонентом OmniPCX Enterprise является Communication Server, выполняющий все функции маршрутизации вызовов и управления станцией. Этот сервер работает под управлением ОС Linux, что облегчает внедрение новых аппаратных платформ. Программное обеспечение загружается на жесткий диск при создании системы, а функциональные возможности станции определяются набором открытых лицензий.

Для интеграции станции с унаследованными телефонными решениями и подключения аналогового терминального оборудования служит второй важнейший компонент — Media Gateway. Он позволяет поддерживать соединения с городскими сетями по аналоговым линиям и ISDN-каналам. Также обеспечивается подключение базовых станций DECT и цифровых телефонных аппаратов, не поддерживающих IP-протокол. Оба основных компонента OmniPCX Enterprise выпускаются в двух вариантах конструктивного исполнения — для размещения в типовом аппаратном шкафу и в стойке, ранее использовавшейся для станции 4400.

Из функциональных возможностей OmniPCX Enterprise отметим поддержку широкого спектра коммуникационных протоколов, включая SIP. Для объединения станций в общую корпоративную сеть могут служить каналы разных типов — IP, АТМ, Frame Relay, PSTN, ISDN или выделенные линии. Для межстанционного взаимодействия применяется фирменный протокол ABC-F, хотя может быть использован и Q.SIG. Такая «всеядность» дает возможность интегрировать в единую корпоративную сеть не только унаследованное оборудование Alcatel-Lucent, но и системы других производителей. OmniPCX Enterprise поддерживает функции централизованной голосовой почты, позволяет создавать контакт-центры (с числом операторов до 5 тыс.) и работает с приложениями Unified Communications через систему Alcatel-Lucent OmniTouch 8600 My Instant Communicator.

Avaya

Современный сервер управления IP-вызовами компании AvayaВ прошлом году Avaya представила новую архитектуру Aura, предназначенную для организации распределенных корпоративных коммуникаций. Главной идеей разработчиков архитектуры является отделение уровня корпоративных приложений от телекоммуникационной инфраструктуры или уровня коммутации вызовов. Основа предложенной схемы — использование промежуточного слоя управления корпоративной сетью, созданного на базе SIP-маршрутизатора поверх действующей телефонной инфраструктуры.

Ключевым элементом Aura является связка программных решений Aura Session Manager и Aura System Manager. Первый компонент этого тандема, Session Manager, представляет собой сервер управления сессиями, также отвечающий за регистрацию абонентов и привязку имеющихся сервисов к пользовательским профилям. В его задачи входят управление пропускной способностью, поддержка единого плана нумерации, маршрутизация вызовов по заданным правилам. Особенность Session Manager заключается в разделении вызова на фазы, позволяющие учитывать доступные инициатору звонка и вызываемому абоненту сервисы. Второй компонент Aura — интегрированное решение System Manager — выполняет задачи администрирования всей телефонной системой как единой платформой.

Сейчас архитектура Aura поддерживает до 25 тыс. сетевых узлов, обслуживая до 250 тыс. абонентов и 750 тыс. вызовов в час. Aura взаимодействует с любым коммуникационным оборудованием Avaya, а по протоколу SIP может быть интегрирована с телефонными системами других производителей. Кроме того, с помощью шлюзов к Aura можно подключать любые УАТС, интегрируя в систему даже устаревшее оборудование. Решение Avaya Aura доступно в виде одного из трех программных пакетов (Branch, Standard, Enterprise), предустановленных на сервере и лицензируемых по числу абонентов.

В качестве телефонной инфраструктуры для создания телефонной системы крупного предприятия Avaya предлагает решение Communication Manager. Ныне оно выпускается в версии 5.2 и, по сути, представляет собой IP-версию телефонной станции Definity. Система Communication Manager обеспечивает централизованное управление вызовами в территориально-распределенной сети с высокой степенью отказоустойчивости, поддерживает большой диапазон серверов, шлюзов и абонентских устройств разных типов (аналоговых, цифровых и IP).

Получив в наследство от обанкротившейся Nortel ее корпоративное подразделение, Avaya включила в свою продуктовую линейку телефонные системы Communication Server 1000 и Communication Server 2100. Они представляют собой масштабируемые IP-УАТС, ориентированные на использование в сетях крупных предприятий. Старшая модель системы (Communication Server 2100) способна обслуживать до 500 тыс. SIP-абонентов, поддерживать работу до 100 тыс. агентов контакт-центра, обеспечивать обработку 120 тыс. одновременных вызовов и свыше 2,4 млн вызовов в часы наибольшей нагрузки (ЧНН). Характеристики модели Communication Server 1000 послабее, но также внушительны. Она выпускается в трех вариантах, обеспечивающих связью до 22,5 тыс. абонентов. Один из этих вариантов специально ориентирован на предоставление сервисов Unified Communications.

Cisco

В отличие от остальных производителей, Cisco создавала собственные телефонные решения «с нуля», ориентируясь исключительно на возможности IP-протокола. Над этой компанией не довлел груз унаследованных технологий и огромный парк традиционного оборудования, установленного у клиентов.

Сегодня Cisco предлагает крупным компаниям восьмую версию решения Unified Communications System, в которой упор сделан на развитии функциональности. Отметим появление в ней системы Intercompany Media Engine, позволяющей осуществлять связь между компаниями по сети IP с заданным уровнем безопасности. Также в новой версии обеспечено внедрение системы унифицированных коммуникаций в виртуальной среде, которая физически может быть распределена между собственным дата-центром предприятия и провайдерами, предоставляющими «облачные» сервисы.

Архитектурно решение Unified Communications System включает в себя сетевую инфраструктуру, систему управления коммуникациями (Unified Communications Manager), поддерживающую обработку голосовых вызовов, видеосвязь, услуги мобильности и контроля присутствия абонентов. В состав решения включены IP-телефоны и ряд приложений, непосредственно обеспечивающих унифицированные коммуникации.

Система Unified Communications Manager выпускается в двух вариантах, на базе блейд-сервера Cisco UCS B200 M1 и сервера UCS C210 M1. С помощью данного решения можно обеспечить управление 7,5 тыс. IP-телефонов Cisco. Решение поддерживает объединение в кластер до восьми серверов, при этом число обслуживаемых абонентов увеличивается до 30 тыс. Нагрузка в ЧНН для единичного сервера может достигать 100 тыс. вызовов, а в случае кластерной организации — 250 тыс. вызовов. Для интеграции с унаследованной телефонной инфраструктурой Cisco предлагает линейку шлюзов.

Siemens Enterprise Communications

После некоторых метаний концерн Siemens решил продолжить работу на рынке корпоративных телефонных систем. Для крупных заказчиков вновь образованное предприятие Siemens Enterprise Communications предлагает систему HiPath 4000, которая позиционируется как новое поколение платформ для IP-коммуникаций, работающих в режиме реального времени. На основе HiPath 4000 могут создаваться конвергентные корпоративные сети, обслуживающие от 30 до 100 тыс. пользователей. HiPath 4000 поддерживает большое число коммуникационных протоколов, включая SIP. Платформа основана на модульном принципе, что облегчает развертывание распределенной телекоммуникационной инфраструктуры в филиалах компаний.

Центральным управляющим компонентом системы является коммуникационный сервер, который выполнен на базе типовой серверной платформы в отказоустойчивой конфигурации. Другой компонент — комплекс выносных модулей (в терминологии компании — точек доступа) АР 3700, предназначенных для размещения в стандартной аппаратной стойке абонентских и линейных плат с разными типами интерфейсов. Также в состав станции может входить IP-шлюз HG 3500, используемый для обеспечения голосовой связи в сетях IP. Дополнительно предлагается приложение HiPath 4000 SoftGate, служащее для организации коммуникаций в филиалах.

Сейчас система HiPath 4000 поддерживает до 98 точек доступа, из которых 15 могут напрямую подключаться к коммутационному серверу. Вместо части точек доступа в составе решения допускается применять приложение SoftGate. В таких конфигурациях коммуникационный сервер HiPath 4000 поддерживает до 12 тыс. пользователей.

Большое внимание в архитектуре станции уделено отказоустойчивости. Каждая точка доступа опционально оснащается устройством управления, известным как модуль отказоустойчивости. В этом случае при недоступности центрального коммутационного сервера управление может осуществляться локально.

Система HiPath 4000 ведет начало с телефонных станций стандарта ISDN, поэтому в новом решении поддерживается возможность использования этого стандарта наряду с протоколами стека IP. Для построения сети станций применяется фирменный протокол CorNet NQ, который совместим с международным протоколом Q.SIG, предназначенным для управления вызовами в корпоративной телефонной сети. Для плавной миграции от унаследованных систем к IP-УАТС производитель предлагает специальное ПО Easy Conversion.

Итак, список поставщиков эффективных решений для построения крупной конвергентной телефонной системы весьма ограничен. Впрочем, ситуация вполне объяснима: реализация подобных проектов требует серьезных затрат на исследования и разработки, а это — удел поистине сильных игроков.


Основные характеристики IP-УАТС корпоративного класса