Как говорит министр, деньги потребителей услуг связи, получаемые операторами, должны идти на поддержку российских производителей, а не на закупку готовых систем у зарубежных партнеров. Того же требуют интересы национальной безопасности.
Для стимулирования разработки и производства отечественного оборудования необходимо внести изменения в законодательство, в первую очередь — определиться со статусом «национального производителя». Сейчас продолжается работа над документами, которые позволят определить этот статус для производителей, готовых выпускать радиооборудование в диапазоне 2,3–2,4 ГГц. Министерство хочет расширить понятие «отечественное оборудование», что позволит получать статус «национального производителя» зарубежным компаниям при условии размещения их производства на территории России и существенной локализации выпускаемой продукции.
По словам Щеголева, дифференцированный подход к присвоению статуса «национального производителя» в зависимости от типа выпускаемого оборудования связан с большим разнообразием характеристик оборудования и особенностей производств. В частности, очень разнородна используемая в продуктах элементная база, в которой реализованы совершенно разные технологии. Так же сильно разнятся производственные мощности компаний. Все эти факторы пока не позволяют унифицировать статус «национального производителя».
Минкомсвязи предлагает последовательно продвигаться к решению данного вопроса, но уже сейчас, говорит Щеголев, понятны общие требования к компаниям, желающим называться «отечественными производителями». Разумеется, это — наличие производства на территории нашей страны и использование в оборудовании определенной доли компонентов, произведенных в России.
Благие намерения российского правительства были с энтузиазмом восприняты представителями бизнеса, которые увидели возможность хорошо заработать на национальном интересе. В конце прошлого — начале нынешнего года вновь активизировался процесс создания совместных предприятий с иностранными партнерами. Все чаще стали заявлять о себе на рынке российские производители, а АФК «Система» вообще замахнулась на разработку новых отечественных стандартов сотовой связи.
Возникает вопрос: так ли все гладко на пути восстановления отечественной промышленности средств связи? Недавно Ассоциация производителей оборудования связи провела опрос, целью которого было выяснение реального состояния дел в области разработки и производства. По словам Владимира Докучаева, генерального директора этой ассоциации, в стране насчитывается порядка 40 компаний, реально занимающихся вопросами разработки и производства телекоммуникационного оборудования. При этом подавляющую часть предприятий (83%) можно отнести к категории малого и среднего бизнеса (на них работают менее 150 человек), и они активно практикуют использование схем производственного аутсорсинга с привлечением других отечественных и зарубежных фирм. Оставшиеся 17% составляют бывшие «серийные» предприятия с полным технологическим циклом производства.
В докризисный период (2006–2008 годы) российские предприятия ежегодно производили и поставляли на рынок оборудования на сумму чуть менее 7 млрд руб. (230 млн долл.). Однако действительно успешно работали лишь те компании, чьими заказчиками были предприятия «Связьинвеста» или государственные структуры. В период кризиса, по данным Ассоциации, общая выручка данного сектора рынка снизилась минимум в 2,5 раза.
Одной из главных проблем отечественной промышленности Владимир Докучаев считает уменьшение числа специалистов, имеющих опыт организации и поддержания производства. Большая часть из них начинала работать еще в советское время и сейчас находится в предпенсионном возрасте. Увы, нынешняя система образования не позволяет готовить адекватную замену таким специалистам.
Развитию отечественного производства, по мнению Докучаева, поможет ряд мер. Помимо традиционных предложений (усилить чиновничий аппарат путем развития частно-государственного партнерства, написать очередной нацпроект, на сей раз посвященный развитию производства телекоммуникационного оборудования в России, ввести протекционистские меры) высказывались и некоторые здравые идеи. Например, такие, как предложение создать единые и прозрачные для всех участников рынка правила проведения тендеров на поставку телекоммуникационного оборудования.
Пафос сторонников немедленного и быстрого развития отечественной телекоммуникационной промышленности понятен, но не стоит забывать об уроках «возрождения» отечественного автопрома и неудачных попытках создания собственной операционной системы, которой хотели оснастить компьютеры на всех государственных учреждениях. На одном желании далеко не уедешь...