Не остались в стороне от нового бума и операторы связи, предоставляющие услуги цифрового ТВ по широкополосным кабельным соединениям. На только что завершившейся в Москве выставке «Связь-Экспокомм» сразу несколько компаний объявили о технической готовности предоставлять ТВ-услуги в трехмерном формате. Правда, в коммерческую эксплуатацию никто из «пионеров» их пока не рискует запускать — все жалуются на отсутствие трехмерного контента и дороговизну абонентских комплектов.
Так или иначе, это трудности — временные, сопровождающие становление любой коммерческой технологии цифровых развлечений. Рано или поздно на рынке появится достаточно фильмов и телеканалов, снятых специльно для просмотра на 3D-телеэкранах, а значит, время порассуждать о перспективах технологии трехмерного видео уже наступило.
«Билайн» стал одной из компаний, представивших на своих стендах «живое» трехмерное видео. По словам сотрудника пресс-службы «Билайна» Екатерины Лебедевой, все установленные у абонентов телеприставки (производства Cisco и Motorola) поддерживают прием 3DTV. Когда оператор только запускал услуги IP-телевидения и выбирал поставщиков абонентского оборудования, его специалисты еще не догадывались, насколько правильным окажется их выбор. Сейчас абонентам цифрового телевидения «Билайна» предлагаются комплекты двух видов — с поддержкой записи видео и без таковой, за 7950 и 6500 руб. соответственно.
За год, прошедший с момента запуска услуг домашнего цифрового телевидения «Билайна», на них подписались свыше 50 тыс. абонентов в Москве и Санкт-Петербурге. Помимо увеличения числа транслируемых каналов услугу совершенствовали путем добавления функций поддержки социальной сети Twitter, персональных рекомендаций, интерактивных опросов. Руководитель департамента дополнительных услуг «ВымпелКома» Андрей Холодный сообщил на выставке, что оператор ведет переговоры с поставщиками 3D-контента для запуска продуктов категории «по требованию» и онлайнового вещания. Более точной информации о начале предоставления услуг он не дал.
Готовность оператора — лишь полдела. Более серьезная проблема заключается в наращивании абонентской базы до того уровня, на котором предоставление трехмерного телеконтента станет рентабельным для оператора. С точки зрения пропускной способности сети ШПД у «Билайна» слабых мест не наблюдается, поскольку все абоненты подключаются по оптическим каналам на скорости 100 Мбит/c. А вот с распространением поддерживающих стереоизображение телевизоров на первом этапе могут возникнуть осложнения: далеко не каждый житель Москвы (не говоря уже о провинции) способен выложить за новое домашнее развлечение больше 100 тыс. руб., а именно такова цена «трехмерных» OLED-панелей Samsung, поставляемых на российский рынок. Стоимость 3D-телевизоров Philips достигает 250 тыс. руб., но в них реализована автостереоскопическая технология, благодаря которой зрителю при просмотре не нужно надевать специальные очки.
Креативный директор Hive Studio Серболюб Хетлерович, который был приглашен на стенд «Билайна» для пропаганды идей трехмерного ТВ, рассказал о том, как создается контент для этого сегмента цифровых развлечений. По словам Хетлеровича, идеальным способом получения объемного видео высокого качества является стереосъемка с помощью сдвоенной камеры, имеющей небольшое угловое расстояние между объективами. Подобные устройства также демонстрировались на «Связь-Экспокомме». Например, на стенде ВГТРК изображение, снимаемое такой камерой, сразу же подавалось на трехмерный телеэкран, что давало возможность познакомиться с полным циклом воспроизводства 3D-контента.
Понятно, что съемкой одних только новых кинофильмов растущий спрос на 3D-продукцию не удовлетворить. Наиболее быстрый (и наименее затратный) способ получения нужного количества видеоматериала в объемном разрешении обеспечивает 3D-анимация. Так как сами модели в 3D-редакторах являются «объемными», их надо просто «снять» в двух ракурсах и получить готовое стереоизображение. В результате работа над стереомультфильмами идет быстрее, чем создание новых полнометражных кинолент.
Еще одним потенциальным источником трехмерного телеконтента являются огромные библиотеки 2D-фильмов, которые нужно конвертировать в передовой видеоформат. Конечно, со временем на рынке получат распространение телевизоры, конвертирующие обычный контент в объемную картинку «на лету», но качество такого преобразования, считает Серболюб Хетлерович, не будет отвечать взыскательному вкусу телезрителей. А значит, студии наподобие Hive Studio, в которых применяются компьютерные методы конвертации изображений, в обозримом будущем окажутся просто заваленными работой. К слову, стоимость студийной 3D-конвертации блокбастера типа «Обитаемого острова» сегодня составляет около 5 млн долл. — при том, что его создание обошлось немногим более чем в 30 млн долл.