Прошедшее в Минкомсвязи РФ второе заседание межведомственной рабочей группы по подготовке проекта закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам регулирования отношений при использовании сети Интернет» завершилось безрезультатно. Мероприятие продлилось полчаса; кроме вводного доклада в ходе дискуссии были сделаны несколько конструктивных замечаний, после чего в зале воцарилась тишина. Итоговых документов принято не было, а в качестве резюме председательствующий, заместитель руководителя Минкомсвязи Алексей Солдатов, пожурил собравшихся за неподготовленность к обсуждению столь актуальной проблемы.
Напомним, что прежде рабочая группа определила 16 ключевых направлений, по которым планируется внести изменения в российское законодательство по вопросам использования Интернета. К нынешнему заседанию свои предложения только по пяти направлениям подали лишь Минкомсвязи и силовые структуры (ФСБ, ФСО, Минюст), особо заинтересованные в регулировании Интернет-стихии. В последний момент поступили предложения от компании Ozon.ru, но они даже не анализировались.
Первое из рассмотренных предложений касалось изменения практики регистрации доменных имен в национальных доменах РФ. Силовики настаивали на обязательной проверке и подтверждении данных о лицах, на которых регистрируются доменные имена. Кроме того, было предложено разрешить начальникам оперативно-розыскных органов приостанавливать делегирование доменного имени в случае служебной необходимости. На это предложение реакция со стороны участников совещания не последовала.
Обоснованные возражения встретило второе предложение — закрепить в законодательстве норму, по которой информация, размещенная в Интернете, имеет публичный характер и является массовой. Руководитель комитета Ассоциаций предприятий компьютерных и информационных технологий Михаил Якушев резонно отметил, что словосочетание «массовая информация» относится к области регулирования СМИ. Применительно к регулированию Интернета его использование может обусловить ситуацию, в которой каждый сайт будет рассматриваться как СМИ, что не всегда – одно и то же, а к тому же противоречит известному решению Верховного Суда РФ.
Большинство членов рабочей группы сошлись во мнении, что информация, размещаемая в Интернете, при отсутствии ограничения доступа к ней не может быть приравнена к массовой информации. Судя по всему, формулировка, предложенная ФСБ, не войдет в итоговые документы межведомственной группы.
Третья и четвертая законодательные инициативы касались введения ключевых определений и понятий в действующее законодательство. В частности, было предложено сформулировать и узаконить термины «Интернет», «система доменных имен», «домен», «российский сегмент сети Интернет», «оператор услуг сети Интернет» и ряд других. «Нам предложили определять «домен» как область или ветвь пространства доменных имен. А сеть, якобы, представляет собой нечто, объединенное сетевой адресацией. Но это — абсолютно ненаучные взгляды, которые не имеют теоретического обоснования», — недоумевал Михаил Якушев.
Предложенное определение Рунета «сегмент Интернета, связывающий размещенные на территории России ИТ-системы посредством национальных доменов» также вызвало неприятие, причем на уровне заместителя отраслевого министра. «В действительности, нам непонятно, существует ли российский сегмент Интернета, и что это такое на сегодняшний день», — заявил Солдатов.
Замминистра подтвердил необходимость формирования основных терминовИнтернета, закрепления действующего механизма регистрации доменных имен и определения понятия «оператор услуг сети Интернет» с установлением требований к такой компании. Вместе с тем на совещании отмечалось, что законодательное закрепление этих терминов само по себе не решит широкоформатной проблемы, суть которой — отставание действующего ФЗ «О связи» от современных Интернет-реалий. Возможно, было бы целесообразно прибегнуть к системному обновлению данного закона, но Минкомсвязи избрало иной путь. «Все-таки ФЗ «О связи» — это «слон». И если мы хотим его съесть, нужно откусывать по кусочку», — образно охарактеризовал ситуацию Солдатов.
Обсуждение последней поправки наглядно продемонстрировало, что «слон» морально устарел, и некоторые его кусочки уже не прожевать. Предложение касалось упорядочивания обмена трафиком в российском сегменте Интернета. Для стимулирования использования отечественной инфраструктуры связи было предложено внести в закон поправку, обязывающую операторов задействовать для передачи Интернет-трафика внутри страны преимущественно российские каналы связи.
«Я не понимаю, как физически можно наложить запрет на то, чтобы IP-пакеты покидали государственные границы России. Не исключаю, что это возможно, но как именно, пока не представляю», — заявил Якушев. Несмотря на это язвительное замечание, рабочая группа не отказалась от дальнейшей проработки вопроса о технической возможности закрыть границу для Интернет-трафика.
В заключение председательствующий призвал собравшихся проявить большую активность в деятельности рабочей группы. «Все мы оторвались от дел, а эффективность сегодняшней работы, прямо скажем, невысока. Если так продолжится, Минкомсвязи проведет всю подготовительную работу по внесению поправок о регулировании Интернета самостоятельно, а после мы опубликуем информацию, что все вопросы были обсуждены с общественностью», — предостерег Солдатов.
В соответствии с поручением Правительства РФ законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам регулирования отношений при использовании сети Интернет» должен быть подготовлен к октябрю 2010 года. В рабочую группу по подготовке проекта федерального закона, созданную в соответствии с приказом №57 Минкомсвязи России от 12 апреля 2010 года, вошли представители Минкомсвязи, Минкультуры, Минюста, МВД, ФСБ России, Росохранкультуры, Координационного центра национального домена сети Интернет, а также компаний отрасли, операторов связи и отраслевых ассоциаций (таких как «Комстар-ОТС», «Связьинвест», МТС, «Ростелеком», «Яндекс», Ozon.ru и др.).