Собравшиеся на «круглом столе» президент Ассоциации кабельного телевидения России Юрий Припачкин, глава ГК «Акадо» Михаил Силин, генеральный директор холдинга «ЭР-Телеком» Андрей Семериков, технический директор «НТВ+» Олег Колесников и директор по развитию бизнеса «Эксперт-ТВ» Елена Крылова неустанно убеждали аудиторию в том, что телевидение высокой четкости — уже сегодняшний, если не вчерашний день российской действительности. Впереди у нас — трехмерное телевидение, причем пройдет не более пяти лет, как и оно станет реальностью.
С одной стороны, в этих аргументах есть доля правды, ведь в магазинах бытовой техники уже затруднительно найти привычные кинескопные аппараты. Но, с другой стороны, огромный парк устаревших телеприемников в домах россиян (всего в стране — около 80 млн устройств) вряд ли будет заменен на ЖК-панели Full HD в течение ближайшей пары лет. Сами участники дискуссии говорили о том, что по статистике средний срок жизни домашнего телеприемника составляет 15 лет.
Ускоренное развитие технологий, естественно, является мощным катализатором спроса на новую технику, но есть еще и финансовая сторона вопроса. HDTV стало реальностью, прежде всего, потому, что розничные цены новых телевизоров пришли в соотвествие с истинной платежеспособностью населения. Да и то это касается, в основном, крупных городов. Жителям бесчисленных малых населенных пунктов, поселков городского типа и обитателям сельской местности приходится либо подолгу копить деньги, либо покупать телевизоры в кредит. К слову, выпускаемые в Калуге 3D-телевизоры Samsung с диагональю от 40 дюймов предлагаются сегодня за 80-100 тыс. руб. Несложно представить, какой процент жителей России готов раскошелиться на подобную роскошь.
Впрочем, нельзя забывать, что 3D-телевидение дарит зрителям качественно новые ощущения. Если рассматривать HDTV просто как эволюцию телевидения стандартного разрешения (SDTV), то объемная картинка обозначает настоящий революционный прорыв. Именно по этой причине, считает Андрей Семериков, переход к 3D-TV будет происходить быстрее, чем все трансформации, наблюдавшиеся раньше. Прокат кинофильмов формата 3D (а Голливуд, по мнению участников «круглого стола», больше не вернется к съемке блокбастеров в плоском формате) будет лишь способствовать ускорению этой миграции. Таким образом, по мнению Семерикова, у России появится исторический шанс перескочить через одно телевизионное поколение, из эры SDTV — сразу в эпоху 3D-TV. Знакомая формула, не правда ли? Где-то мы уже слышали и про уникальный шанс, и про «большой скачок»... Только воз и ныне там.
Слава Богу, большинство представителей отрасли смотрят на перспективы 3D более реалистично. Предстоящая реализация государственной программы перевода ТВ-вещания на «цифру», безусловно, подстегнет обновление парка домашних телеприемников, но трехмерным телевидение от этого не станет.
Во-первых, никуда не делась старая проблема «курицы и яйца»: нет контента, поэтому операторы не спешат вкладываться в развертывание сервисов. А контент массово не производится, поскольку нет достаточного количества потребителей, чтобы окупить затраты.
Во-вторых, даже на более понятном и доступном HDTV-сервисе ни операторы цифрового ТВ, ни производители контента до сих пор не научились зарабатывать. Доля подписчиков на пакеты HDTV составляет сегодня 10-20% общей абонентской базы кабельных и спутниковых операторов. И получают они всего 3-5 каналов высокой четкости, тогда как вещание в стандартном разрешении дает возможность смотреть десятки, если не сотни телеканалов.
Любопытные данные привела Елена Крылова: телеканал «Эксперт ТВ» производит контент в высоком разрешении и продает его конечным пользователям через операторские сети. Но для того, чтобы такому телеканалу «подняться» на спутник и попасть на телеприставки, скажем, абонентов «НТВ+», создателю контента нужно заплатить сумму, как минимум, вдвое превышающую стоимость распространения стандартных телеканалов. А возврат в виде отчислений правообладателю минимален, поскольку подписчиков нового HD-канала заведомо немного. В итоге, по оценке Крыловой, на каждую затраченную 1 тыс. руб. «Эксперт-ТВ» получает всего 10 руб. дохода. Такой вот бизнес в сфере HDTV получается.
Конечно, ситуация с трансляцией зарубежных каналов высокой четкости — прямо противоположная: российские операторы вынуждены покупать их контент по заоблачным ценам, надеясь если не отбить затраты, то хотя бы обеспечить лояльность пользователей. В первую очередь закупаются права на тематические каналы, посвященные спорту, кино и путешествиям. Они же станут главными драйверами перехода телевизионной аудитории к трехмерному ТВ.
В-третьих, «новые ощущения» от просмотра трехмерного кино в домашних условиях могут оказаться весьма сомнительными. Многие (не только ваш покорный слуга) почувствовали неприятное напряжение в области глаз и переносицы уже после нескольких минут созерцания 3D-TV через затворные очки (анаглифическую технологию не хочется даже упоминать — приятнее смотреть черно-белое кино). Кроме того, в комплекте с трехмерным телевизором (например, Samsung 40C7000UW калужской сборки) поставляются всего две пары очков. Что делать остальным членам семьи при коллективном просмотре телепередачи — не совсем понятно.
Специалисты говорят, что просмотр объемного ТВ — дело привычки. Дескать, картинка движущегося паровоза на экране первого синематографа тоже вызывала у людей «взрыв мозга», и они в панике бежали из кинозала. Но, справедливо отметил Олег Колесников, проблема состоит не только в привычках людей — нужна еще и особая культура съемки трехмерного видео. В частности, нельзя постоянно переключаться с ближнего плана на дальний и наоборот, рывками меняя фокусное расстояние для глаз, иначе мозг действительно не выдержит этих экспериментов.
Так что говорить, вероятно, нужно не о тотальной смене поколений телевизионных технологий, а о расширении спектра возможностей для конечных пользователей. Как считает Юрий Припачкин, в будущем найдется место и для телевидения стандартного разрешения, и для HDTV, и для 3D-TV. Единственное, в чем можно быть уверенным, так это в том, что после 2015 года эфирное вещание в аналоговом формате закончится — так решило наше правительство. Но на уровне локальных кабельных сетей может сохраниться и аналоговое вещание, и даже черно-белое кино — для любителей понастальгировать о старом-добром прошлом в эпоху бездушного цифрового будущего.