Для стимулирования разработки и производства отечественного оборудования необходимо внести изменения в законодательство, в первую очередь — определиться со статусом «национального производителя». Сейчас продолжается работа над документами, которые позволят определить этот статус для производителей, готовых выпускать радиооборудование в диапазоне 2,3–2,4 ГГц.
По словам Щеголева, дифференцированный подход к присвоению статуса «национального производителя» в зависимости от типа выпускаемого оборудования связан с большим разнообразием характеристик устройств и особенностей производств. В частности, очень разнородна используемая в продуктах элементная база. Так же сильно разнятся производственные мощности компаний. Все эти факторы пока не позволяют унифицировать статус «национального производителя».
Минкомсвязи предлагает последовательно продвигаться к решению данного вопроса, но уже сейчас, говорит Щеголев, понятны общие требования к компаниям, желающим называться «отечественными производителями». Разумеется, это — наличие производства на территории нашей страны и использование в оборудовании определенной доли компонентов, произведенных в России.
Благие намерения российского правительства были с энтузиазмом восприняты представителями бизнеса, которые увидели возможность хорошо заработать на национальном интересе. В конце прошлого — начале нынешнего года вновь активизировался процесс создания совместных предприятий с иностранными партнерами. Все чаще стали заявлять о себе на рынке российские производители, а АФК «Система» вообще замахнулась на разработку новых отечественных стандартов сотовой связи.
Возникает вопрос: так ли все гладко на пути восстановления отечественной промышленности средств связи? Недавно Ассоциация производителей оборудования связи провела опрос, целью которого было выяснение реального состояния дел в области разработки и производства. По словам Владимира Докучаева, генерального директора этой ассоциации, в стране насчитывается порядка 40 компаний, реально занимающихся вопросами разработки и производства телекоммуникационного оборудования. При этом подавляющую часть предприятий (83%) можно отнести к категории малого и среднего бизнеса (на них работают менее 150 человек), и они активно практикуют использование схем аутсорсинга с привлечением других отечественных и зарубежных фирм. Оставшиеся 17% составляют бывшие «серийные» предприятия с полным технологическим циклом производства.
В докризисный период (2006–2008 годы) российские предприятия ежегодно производили и поставляли на рынок оборудования на сумму чуть менее 7 млрд руб. (230 млн долл.). Однако действительно успешно работали лишь те компании, чьими заказчиками были предприятия «Связьинвеста» или государственные структуры. В период кризиса, по данным Ассоциации, общая выручка данного сектора рынка снизилась минимум в 2,5 раза.
Развитию отечественного производства, по мнению Докучаева, поможет ряд мер. Помимо традиционных предложений (написать очередной нацпроект, на сей раз посвященный развитию производства телекоммуникационного оборудования в России, ввести протекционистские меры) высказывались и некоторые здравые идеи. Например, такие, как предложение создать единые и прозрачные для всех участников рынка правила проведения тендеров на поставку телекоммуникационного оборудования.
Пафос сторонников немедленного и быстрого развития отечественной телекоммуникационной промышленности понятен, но не стоит забывать об уроках «возрождения» отечественного автопрома и неудачных попытках создания собственной операционной системы, которой хотели оснастить компьютеры во всех государственных учреждениях. На одном желании далеко не уедешь...