Не хотелось бы прослыть параноиком, но очки Google Glass бросают меня в дрожь.
Одна из самых богатых в мире компаний имеет все шансы существенно приумножить свое богатство, если Google Glass проделают в физическом мире то же самое, что Google удалось проделать с веб-браузером в мире цифровом.
Источник: Google |
Поясню свою мысль. Компании Google удалось добиться невероятной мощи за счет каталогизации и анализа информации, содержащейся в Интернете, с продажей сопутствующей рекламы. В Google работают мастера этого дела. Однако, как и в большинстве других технологических компаний, здесь чувствуется неудовлетворенность столь ограниченным влиянием. Google ищет способы воздействовать на события в реальном мире так же, как это происходит в цифровой области – путем кодирования, определения местоположения, привязки к карте, каталогизации и анализа. Google превратилась в нынешнего гиганта благодаря умелой организации поиска в Web. Сумеет ли компания открыть для себя второй золотой век, обеспечив аналогичные поисковые возможности в реальном мире?
Некоторые компании пытались дополнить физические объекты QR-кодами, размещая на них цифровые маркеры, позволяющие идентифицировать их в киберпространстве.
Особого успеха им добиться не удалось, но впоследствии на основе этого недорогого решения была создана гораздо более мощная интернет-технология Google Glass.
Дополненная реальность, которая всегда с тобой
Внешне устройство Google Glass напоминает изящные очки для чтения, но узкие его линзы располагаются чуть выше глаз. По сути, линзы представляют собой крошечный прозрачный компьютерный монитор и позволяют размещать в поле зрения данные и изображения, доставляя по беспроводным каналам входящие сообщения, видео, картографические схемы и прочую информацию. В очки Google Glass встроен миниатюрный смартфон, оснащенный камерами, микрофоном, веб-браузером и средствами распознавания речи.
Получая от пользователя голосовую команду на поиск какого-либо объекта или координат, устройство выводит на экран указатель, ориентированный в соответствующем направлении, и отображает ориентиры на местности. Сфера применения такой технологии может быть самой разнообразной. Устройство позволяет, например, выдавать инструкции по неотложной медицинской помощи, демонстрируя реанимационные мероприятия (искусственное дыхание и закрытый массаж сердца), или устанавливать сеанс видеосвязи с врачом в реальном времени.
Но если подобная интеллектуальная помощь со стороны очков представляется мне несомненным преимуществом, то транслирование информации при подключении к Интернету в обратную сторону вызывает беспокойство. Поскольку устройство Google Glass подключается к Интернету по высокоскоростным беспроводным каналам, с его помощью без особого труда можно получать в реальном времени сведения о том, что видит, слышит и делает его владелец.
За перемещениями пользователей в Интернете Google умело следит с помощью cookies, формируя аналитические отчеты, позволяющие оценивать интересы и предпочтения людей, а также вероятность совершения ими покупки. Теоретически Glass вполне можно использовать как платформу для отслеживания и анализа в режиме реального времени наших перемещений.
Мечта маркетолога и кошмар потребителя?
Что мешает Google регистрировать перемещения глаз пользователя и выявлять объекты, привлекающие его внимание? Когда я выхожу из дома и в это время мимо проносится автомобиль, то голова автоматически поворачивается в его направлении. Мой взгляд прикован к нему помимо моей воли. Способна ли технология Google Glass формировать перечень объектов, на которых задерживаются мои глаза? В общем-то ничто не мешает устройству оценивать скорость и угол поворота головы при наблюдении за различными объектами, составляя на основе этой информации вероятный перечень покупательских предпочтений. Назовем это индексом поворота головы.
Последствия оценки информации подобного рода зависят исключительно от фантазии маркетологов. От них требуется лишь предложить простой и понятный способ выбора характера рекламы, демонстрируемой потребителю, и времени ее доставки. В этой сфере и лежит наиболее вероятная область злоупотреблений со стороны поставщиков услуг Google Glass, ведь устройство способно отображать «контекстную» рекламу. Другими словами, предмет рекламы зависит от объектов, находящихся в поле зрения пользователя, и от окружающей его обстановки в целом.
В какой-то степени характер рекламы можно определять при помощи существующих технологий определения местоположения. Обнаружив, к примеру, что владелец очков находится вблизи от разместившей рекламу кофейни, устройство может предложить ему купон на бесплатную чашечку кофе (соответствующая информация доступна с помощью системы GPS). То же самое может произойти, если пользователь, проходя мимо, дважды бросит взгляд в сторону кофейни.
Все под надзором
ВНЕШНЕ УСТРОЙСТВО Google Glass напоминает изящные очки для чтения, но узкие линзы располагаются чуть выше глаз. По сути, линзы представляют собой крошечный прозрачный компьютерный монитор и позволяют размещать в поле зрения данные и изображения, доставляя по беспроводным каналам входящие сообщения, видео, картографические схемы и прочую информацию Источник: Google |
А теперь перейдем к технологии распознавания лиц. Пока речь шла о распознавании лиц на фотографиях или видео, особого повода для беспокойства у нас не было. Но если устройство Google Glass поддерживает постоянную связь с сервером, система распознавания может работать в режиме реального времени. Пользователь шарит глазами в толпе, а на экран выдается информация об обнаруженных друзьях или друзьях друзей в Google+. Телефонные приложения подобного рода уже существуют, но очки могли бы упростить их использование на постоянной основе.
Конечно, если владельцами Google Glass станут всего несколько человек в каждом городе, во всем этом не будет ничего страшного. А если устройство получит такое же распространение, как современные iPhone? Очки ежедневно и ежеминутно будут собирать огромные объемы аудио- и видеоинформации, прогоняя данные через сети и сохраняя их в быстрых ЦОД. Да, в XXI столетии Большой Брат обитает именно в ЦОД.
Судя по сформулированным Google условиям использования и политике конфиденциальности, звуки и изображения, которые записывает устройство Google Glass, не являются собственностью человека, носящего очки. Компания имеет право делать с этими звуками и изображениями все, что захочет, по своему усмотрению.
А теперь вернемся к наихудшему сценарию. Что если нас ждет еще одна террористическая атака, еще масштабнее той, с которой пришлось столкнуться США 11 сентября? Некоторые полагают даже, что вопрос заключается не в том, произойдет ли это, а в том, когда конкретно это случится. Что если атака будет сопровождаться применением химического и биологического оружия, а в ее проведении будут принимать участие люди, живущие на территории Соединенных Штатов?
Уровень тревоги резко возрастет, правительство с удвоенной силой начнет выискивать среди нас преступные элементы, а напуганные граждане легко согласятся обменять большую часть своих прав по защите тайны частной жизни на гарантии безопасности и уверенность в завтрашнем дне. Правительство, в свою очередь, получит дополнительные рычаги доступа к информации, которая была собрана технологическими компаниями, продающими продукты и услуги наподобие Google Glass. Трудно найти лучшее средство надзора, чем масса людей, которые перемещаются по стране и записывают все, что увидят и услышат на своем пути.
Еще не зло, но…
Надеюсь, что этим ужасным сценариям никогда не суждено воплотиться в жизнь. Интернет-компаниям вроде Google тоже присущ инстинкт самосохранения. Они опасаются переступать черту и провоцировать массовые выступления в защиту конфиденциальности, которые в конечном итоге могут смести и их самих.
Но вместе с Google Glass есть риск выпустить джинна из бутылки. Даже если компания намерена использовать свои очки исключительно в информационных и развлекательных целях, существование механизма сбора данных в реальном времени способно породить большие проблемы в будущем.
Допустим, Google не собирается «причинять зла» своим устройством, но другие, не столь крупные и богатые производители вполне могут пойти на это. Например, если Google откажется использовать Glass в качестве носимой рекламной платформы или средства распознавания лиц в реальном времени, другие игроки, вполне возможно, обратят внимание на гигантские возможности, которые открывают решения подобного рода.
Конечно, о запрете этой технологии речи не идет. Устройство Google Glass может принести людям немало пользы. Но иногда технологические компании забывают о моральных принципах. Изобретение очередного мощного оружия еще не означает, что его производство надо ставить на поток и распространять по всему миру.
Нужно своевременно информировать потребителей о потенциально опасных продуктах, открывающих пути для вмешательства в их частную жизнь, и предупреждать производителей о том, что они заходят чересчур далеко.