Источник: istockphoto.com |
Рынок реагирует на это предложение позитивно: 1300 руководителей ИТ-служб, опрошенных в 13 странах (включая Россию) аналитической компанией Insight Express, подтвердили, что к 2014 году более 50% трафика будет составлять трафик облачных сервисов и 60% предприятий к 2015 году осуществят консолидацию своих сервисов и приложений в облачных средах.
Смена ориентиров
Типичная для недавнего времени корпоративная история успеха в области внедрения новых коммуникационных технологий выглядела так: компания устанавливает на своей площадке IP-УАТС в комплексе с голосовым шлюзом на базе маршрутизатора; при этом в качестве основного телефонного канала обычно используется SIP-транк от IP-УАТС до оборудования SIP-провайдера, а в качестве резервного канала и для поддержки традиционной голосовой связи используются аналоговые линии телефонной сети общего пользования, подключенные к шлюзу-маршрутизатору. Тем самым осуществлялся первый этап перехода к так называемым объединенным коммуникациям (Unified Communications, UC), которые при сравнительно небольших инвестициях сулят сокращение затрат на услуги связи, скорую окупаемость проекта и более эффективный обмен информацией между сотрудниками благодаря внедрению новых полезных функций УАТС. В этой схеме доступ к корпоративным базам данных, приложениям и почте обычно осуществлялся через собственную локальную (либо распределенную) сеть предприятия.
Более продвинутый вариант обновления коммуникационной среды в компании предполагал еще и внедрение видеоконференцсвязи, с установкой на площадке заказчика сервера многоточечной ВКС или системы телеприсутствия. И совсем уже инновационный подход предусматривал виртуализацию части серверных ресурсов и приложений и их размещение на хостинг-площадках провайдеров.
Подобные успешные проекты для многих компаний и поныне ассоциируются с рывком в более современный и экономичный мир IP-телефонии и виртуализации. Между тем это уже вчерашний день. Распространение облачных технологий обещает радикально изменить подходы к формированию корпоративной системы коммуникаций, переместив все сетевые функции и сервисы, необходимые деловым пользователям, в облачную среду. И компании, прежде продвигавшие на рынок IP-УАТС и системы корпоративной конференц-связи, сегодня активно пропагандируют не столько свои традиционные продукты, сколько решения для построения публичных и гибридных облачных коммуникационных систем. Поэтому современная история успеха в рассматриваемой нами предметной области выглядит совершенно иначе: заказчик использует возможности коммуникационных серверов, установленных у сервис-провайдера, а не на своей площадке. Провайдер же предоставляет клиенту все возможности для коммуникаций: телефонию, ВКС, защищенную почту, доступ к базам данных и приложениям с любых пользовательских устройств. При этом сами приложения и базы данных могут быть тоже размещены в ЦОД поставщика услуг.
Типичный пример реализации сервиса мультимедийных конференций и совместной работы в публичном облаке — Cisco WebEx, решение, уже доступное корпоративным заказчикам по всему миру, в том числе и в России, через партнеров Cisco Systems. Возможен и гибридный вариант, когда компания задействует частные облачные коммуникационные системы, построенные на базе систем объединенных коммуникаций, наподобие Microsoft Lync. Но при этом серверы, на которых инсталлированы платформенное ПО Lync, корпоративные базы данных и приложения, могут быть виртуализованы и находиться где угодно — в собственном ЦОД компании или на площадке облачного провайдера.
Неоспоримые преимущества
Преимущества облачной трансформации корпоративных коммуникационных систем очевидны: ресурсы всех задействованных приложений, виртуальных машин, СХД и каналов связи используются исключительно в соответствии с текущими потребностями предприятия (и соответствующим образом оплачиваются). Все сервисы предоставляются с гарантированным качеством, уровень которого также может быть установлен исходя из возможностей и нужд организации. Облачные коммуникационные решения основаны на кроссплатформенном принципе, поскольку их главным «производственным» элементом является приложение, и это значительно упрощает эксплуатацию коммуникационной системы. Администраторы таких систем получают в свое распоряжение широкий набор интеллектуальных механизмов, таких как распределение пропускной способности, средства балансировки нагрузки, тонкое управление политиками. Пользователям тоже становятся доступны важные и полезные функции, повышающие эффективность бизнес-процессов, в том числе получение корпоративной информации с любого устройства, определение местоположения и доступности коллег, совместная работа над документами и т. п.
Основные игроки
Наиболее активно осваивают перспективный сектор облачных коммуникаций уже упоминавшаяся Cisco, а также другие традиционные поставщики сетевого оборудования и ПО: компании Alcatel-Lucent, Citrix, Polycom, Siemens Enterprise Communications и ряд других. Что же именно они предлагают заказчикам?
В октябре 2012 года Alcatel-Lucent заключила с компанией Citrix соглашение о сотрудничестве, направленное на создание нового типа решений операторского класса для поддержки высокопроизводительных облачных услуг. В частности, Alcatel-Lucent предлагает провайдерам сертифицированное компанией Citrix решение CloudBand Management System and CloudBand Node. Данное решение базируется на облачной платформе Citrix CloudPlatform, в основе которой лежит платформа Apache CloudStack с открытым кодом, предназначенная для создания и доставки масштабируемых облачных сервисов IaaS, а также управления ими. Эта платформа задействует сетевую и вычислительную инфраструктуру провайдера для доставки заказчикам облачных сервисов с низкой задержкой, более качественным управлением полосой пропускания и гарантированным качеством обслуживания. Фактически совместное решение компаний представляет собой «облако в коробке» и позволяет оператору в удаленном режиме за несколько часов настроить сетевой узел на поддержку всей функциональности публичного облака. Операторы могут разместить в таком облаке и коммуникационные приложения, предоставляя клиентам различные сервисы для доступа к корпоративной почте, базам данных, конференцсвязи и совместной работе.
С покупкой в июне 2012 года компании Bytemobile, одного из ведущих поставщиков решений для оптимизации передачи видео и данных в сетях мобильной связи, Citrix значительно расширила свои возможности в продвижении облачных технологий операторского класса. Citrix и Bytemobile ранее совместно работали над интеграцией решения Bytemobile T1100 Traffic Director (которое предоставляет операторам широкие возможности масштабировать их мобильные сети и приложения нового поколения) с платформой Citrix NetScaler, обеспечивающей интеллектуальный доступ к корпоративным ИТ-ресурсам и оптимизацию веб-приложений. Слияние Citrix и Bytemobile сулит операторам доступ к новым профессиональным решениям для создания мобильных рабочих мест и облачных коммуникаций.
Citrix также активно сотрудничает с Cisco. На основе своих облачных продуктов партнеры договорились разработать совместное решение для корпоративных заказчиков и сервис-провайдеров, которое поможет им эффективно развертывать публичные, частные и гибридные облака.
Масштаб не имеет значения
Еще один активный игрок на рынке облачных решений для операторов — компания Siemens Enterprise Communications. Она предлагает готовое решение для сервис-провайдеров OpenScape UC Suite Hosted Edition. Его разработчики подчеркивают, что продукт первоначально разрабатывался для операторов связи и поэтому обладает широкими возможностями масштабирования и высочайшей надежностью. Благодаря модульности провайдеры могут предлагать услуги облачных коммуникаций своим клиентам исходя из их потребностей. В систему можно добавлять приложения по требованию, без предварительных инвестиций, посредством простой модели лицензирования по подписке. При этом поддерживается широкий набор хостируемых приложений для унифицированных коммуникаций, включая голосовую связь, совместную работу через Интернет, видеосвязь, мобильную связь, контактный центр и интеграцию унифицированных коммуникаций. OpenScape UC Suite Hosted Edition масштабируется до 100 тыс. пользователей на систему и способна поддерживать до 6 тыс. бизнес-групп в 3 тыс. удаленных филиалах компании-заказчика.
В фокусе — видео
Важным участником рынка облачных коммуникационных решений является Polycom, чья облачная стратегия обусловила разработку платформенного решения RealPresence. Эта интеллектуальная инфраструктура обеспечивает простую в использовании, безопасную видеоконференцсвязь HD-качества для корпоративных клиентов. Платформа RealPresence действует как унифицирующий центр среды объединенных коммуникаций и благодаря совместимости на базе открытых стандартов работает со связью и бизнес-приложениями сотен производителей. Эта среда для видеосотрудничества становится доступной всем сотрудникам, независимо от используемых в компании сети, протокола, приложения или выбранного устройства. Главное преимущество решения — уход от разрозненных систем совместной работы, несовместимых друг с другом, и поддержка новых стандартов, таких как Scalable Video Coding. Важно и то, что настройки пользовательских параметров RealPresence осуществляются с помощью открытых пакетов API, обеспечивающих тесную интеграцию с системами поддержки операторского бизнеса OSS/BSS. Совместимость с решениями сторонних поставщиков, а также с решениями унифицированных коммуникаций, уже развернутыми в сети предприятия, обеспечивает большую экономию средств. Платформа Polycom RealPresence способна поддерживать до 25 тыс. соединений и до 75 тыс. устройств на одну видеоконференцию.
Данное решение, как утверждают в Polycom, станет частью базовой инфраструктуры, поддерживающей облачные межсетевые видеорешения шести членов консорциума открытых видеокоммуникаций Visual Communications Consortium. Консорциум, кстати, уже представил первые в отрасли услуги межсетевого видеосотрудничества, которые будут предлагаться под брендами членов организации. Организации любых размеров, получающие такие услуги, смогут принимать участие в сеансах видеосвязи, даже если участники находятся в разных компаниях и обслуживаются разными поставщиками услуг.
Облачные коммуникации в действии
Операторы и сервис-провайдеры уже активно используют решения, предложенные разработчиками облачных коммуникационных систем. В качестве одного из показательных зарубежных примеров построения коммуникационного бизнеса на основе публичного облака можно привести индийскую компанию Aryaka с широким набором решений класса Network as a Service.
Чтобы ускорить продвижение подобных решений на рынке, разработчики и операторы часто действуют сообща. К примеру, в середине января 2013 года AT&T и Polycom заключили стратегическое соглашение о персонализации, виртуализации и расширении возможностей мобильного доступа для совещаний с использованием видеосвязи. Партнеры анонсировали объединенную платформу на основе систем AT&T и Polycom RealPresence — AT&T пообещала встроить Polycom RealPresence в свое решение Business Exchange в качестве одной из частей инфраструктуры видеосвязи AT&T Telepresence Solution. В итоге заказчикам станут доступны такие сервисы, как «виртуальное помещение для совещаний по запросу» и другие новые формы использования видеокоммуникаций.
Есть и примеры, когда операторы или провайдеры собственными силами разрабатывают платформенные решения для развертывания облачных коммуникационных сервисов. В частности, группой France Telecom-Orange было разработано и предложено решение для компаний среднего и малого бизнеса Easy Office. Оно позволяет просто и без дополнительных расходов на оборудование (УАТС, сетевой маршрутизатор) подключиться к Интернету и организовать телефонную связь в офисе. Решение построено на базе интегрированного устройства доступа Business LiveBox – инновационной разработки France Telecom, адаптированной для российского рынка. Устройство работает по принципу «все в одном», совмещая в себе модем для доступа в Интернет, Ethernet-коммутатор, точку доступа Wi-Fi и офисную мини-АТС. Общее число заказчиков Business LiveBox в странах Европы — более 200 тыс. За определенную плату пользователям решения Easy Office предоставляется безлимитный доступ в Интернет на гарантированной скорости, телефония с безлимитной местной связью, фиксированные публичные IP-адреса и сетевой экран для защиты от внешних атак. Это настоящее облачное решение, поскольку оно обеспечивает оперативное увеличение объема потребляемых услуг в зависимости от потребностей клиента, техническое обслуживание специалистами провайдера и единый счет за услуги связи. На российском рынке продукт Easy Office предлагает Orange Business Services.
В нашей стране есть и свои разработчики облачных коммуникационных систем. Здесь показателен опыт компании «Манго Телеком». Используя собственные центры исследований и разработок в России и Беларуси, компания разработала облачную телекоммуникационную платформу, биллинговую систему, коммутатор и другое системообразующее ПО для предоставления услуг связи. Линейка услуг «Манго-Офис» покрывает широкий спектр коммуникационных потребностей малого и среднего бизнеса. Центральным элементом «Манго-Офис» является виртуальная АТС, для подключения и пользования ею необходимо только широкополосное подключение к Интернету. Это комплексное решение телефонизации компании, не требующее подключения телефонных номеров с прокладкой кабеля до офиса и покупки стационарной офисной телефонной станции. ПО виртуальной АТС размещено на серверах «Манго Телеком» в ее дата-центрах.
Надо сказать, что подобные предложения на рынке уже не редкость. И спрос на них активно растет, хотя есть препятствия и даже примеры отказа от облачных услуг в пользу приобретения собственных коммуникационных систем.
Требуется надежность
Увы, на практике облачная коммуникационная модель срабатывает не всегда. Вот конкретный пример. Некоторое время назад «ПроКоммерцБанк» арендовал виртуальную АТС у местного провайдера и столкнулся с «перманентным техническим дефолтом и длительными задержками при выполнении заявок». То есть облачная коммуникационная система все время давала сбои, а провайдер не мог оперативно устранить неполадки. В итоге банк отказался от облачных услуг и закупил собственную IP-УАТС, что позволило ему самостоятельно управлять настройками системы и номерным планом. Надо полагать, это не единственный случай, когда сервис облачных коммуникаций, предоставляемый провайдером, оказался, мягко говоря, не совсем зрелым рыночным предложением. Поэтому многие предприятия еще не готовы перейти к облачным технологиям. Это видно из упоминавшегося в начале исследования, проведенного Insight Express. Оно показало, что более половины респондентов испытывают беспокойство по поводу низкого уровня производительности и сетевой безопасности облачных решений и озабочены сложностью управления облачными услугами. Отраслевые эксперты отмечают, что при переходе к облачной модели ИТ-службам придется решить ряд важных задач, и первая — обеспечить пользователям подключение к облачной среде в любое время из любой точки с использованием любого устройства. А это возможно только при условии абсолютной надежности облачной сетевой платформы, которая установлена у провайдера.
От общего к частному
Вообще Cisco и сама располагает обширным портфолио решений разного калибра — от платформенных до точечных — для создания операторами облачных систем. В основе современного подхода Cisco к реализации облачной стратегии лежит анонсированная в июне 2012 года платформа Open Networking Environment (ONE). Она составляет также основу концепции интеллектуальной сети Cisco (Cloud Intelligent Network), главными чертами которой являются открытость, возможность программирования и работа с учетом требований приложений. Одно из расширений ONE и ключевой элемент интеллектуальной облачной сети Cisco — это решение Cisco Cloud Connected Solution. В совокупности с унифицированным центром обработки данных Cisco, облачными приложениями и сервисами Cisco данное решение помогает создать распределенную среду из множества облаков разного типа. Cloud Connected Solution в свою очередь состоит из трех главных частей. Первая — ПО Cloud Connector — набор программных модулей, развертываемых на взаимодействующей с облачными сервисами платформе маршрутизации Cisco ISR G2. Главная задача Cloud Connector — обеспечить повышение производительности, безопасности и доступности облачных приложений, включая коммуникационные. Важно, что, используя открытую архитектуру данного набора ПО, операторы связи и их партнеры могут разрабатывать собственные программные модули Cloud Connector, тем самым получая возможность предлагать своим заказчикам уникальные услуги.
Вторым элементом Cloud Connected Solution является аппаратная платформа, поддерживающая облачные технологии. Речь идет о виртуальном маршрутизаторе Cisco Cloud Services Router (CSR 1000v), с его помощью заказчики способны обеспечить подключение к частным виртуальным сетям в облаках. CSR 1000v дает возможность использовать широкий спектр сервисов Cisco, предназначенных для работы в сети и обеспечения безопасности, в формфакторе виртуального устройства для развертывания в облачных средах. Это, в свою очередь, позволяет организациям осуществлять управление сетевыми ресурсами корпоративной сети при миграции в облачные среды, а провайдерам облачных сервисов обеспечивает возможность получать дополнительную прибыль путем применения гибкой модели по запросу «сеть как сервис». Для тех же примерно целей Cisco предлагает заказчикам маршрутизаторы ASR 1002-X и серверные модули Cisco UCS серии E для маршрутизаторов ISR G2.
Инновационные облачные сервисы — третий компонент решения Cloud Connected Solution. Чтобы усилить поддержку облачных вычислений, в дополнение к существующим маршрутизаторам Cisco предлагает технологию идентификации и контроля приложений Application Visibility and Control, интегрированную в платформы ASR и ISR G2, а также в серверные модули Cisco UCS серии E для маршрутизаторов ISR G2 (что позволяет оптимизировать доступ к облачным приложениям по сети).
В широком списке точечных решений Cisco для облачных коммуникаций особого внимания заслуживает продукт WebEx для организации веб-конференций с поддержкой аудиовизуального общения. WebEx также обеспечивает участникам расширенные возможности совместной работы над документами, такие как доступ к удаленному рабочему столу и показ рабочего стола своего компьютера, поддержка документов Microsoft Office и других программных приложений, чат и обмен сообщениями, цифровая запись конференции, управление функциями конференции через веб-интерфейс. Непосредственно сервис веб-конференций основан на продукте WebEx Meeting Center, который может быть развернут заказчиками в своем ЦОД, в сети телекоммуникационной компании или на площадке провайдера. Услуги WebEx предоставляют в России и такие далекие от операторского бизнеса компании, как CTI, а также его типичные представители, например Orange Business Services.