«Клиенты диктуют новые стандарты как по уровню сервиса, так и по скорости реакции на клиентские запросы, – говорит Александр Тригуба, CIO компании Simple. – Поэтому продавцы вынуждены находиться как можно ближе к покупателю, чтобы оперативно реагировать на спрос, а скорость реакции на потребительский спрос, в свою очередь, определяет эффективность продаж».
И здесь встречаются две взаимодополняющие тенденции: миграция в облака и так называемая корпоративная мобилизация. Как водится, встретившись, две концепции – облачная и мобилизационная – породили третью – Mobility as a Service, а упрощенно — облачную мобильность.
Последняя на протяжении нескольких лет не рассматривалась в качестве самостоятельного явления и была составной частью двух других крупных категорий облачных сервисов: «программное обеспечение как услуга» (SaaS) и «платформа как услуга» (PaaS). Лишь относительно недавно (2008–2009 годы) концепция «мобильность как услуга» (MaaS) была выделена в самостоятельную категорию.
«MaaS является элементом системы облачных услуг, осуществляющим последовательный вынос в облако почты, функций внутрикорпоративных серверных приложений и документооборота, а для малого бизнеса и таких компонентов, как телефония и резервное копирование", – отмечает Антон Ступин, технический директор компании Arbyte Computers. Точку зрения Ступина разделяет и развивает Артем Шерех, менеджер по развитию бизнеса по направлению «мобильность» российского представительства компании SAP. «Я рассматриваю MaaS как развитие корпоративной мобилизации для небольших компаний или компаний, которые исторически пользуются аутсорсингом ИТ-услуг», — говорит эксперт.
Кто же будет инициатором внедрения MaaS? Здесь мнения экспертов разделились – одни предполагают, что инициативу проявят поставщики решений, которым необходим еще один источник доходов от сервисного направления, другие считают принципиальным, что рынок MaaS начнет активно развиваться под давлением потребительского спроса. «Потребность в MaaS продиктуют бизнес-заказчики», – считает Тригуба. «MaaS – это сервис, в выращивании которого заинтересованы прежде всего операторы связи», — возражает Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию Saprun Group. Мнение Кудрявцевой поддерживает Шерех: «Прихода MaaS стоит ждать от телеком-операторов, для которых это прежде всего расширение бизнеса».
Ряд экспертов указывают на перспективу расширения бизнеса сотовых компаний при выходе на рынок MaaS, поскольку, помимо прямой прибыли от продажи услуг по аутсорсингу корпоративных систем связи, им откроются потенциальные возможности для оказания перекрестных услуг. Другие, и в частности Тригуба, подчеркивают возможность выхода на рынок MaaS компаний, не являющихся сотовыми операторами, но в силу исторических причин уже ставших партнерами заказчика в оказании других ИТ-услуг. «В оказании услуг MaaS важную роль будут играть ЦОД и системные интеграторы», – полагает Тригуба. С его точки зрения, такой подход оправдан, в особенности с учетом географии России.