По оценкам консалтингового подразделения Cisco IBSG, к 2015 году количество подключенных устройств достигнет 15 млрд, а к 2020 году – 40 млрд. Правда, аналитики еще не пришли к консенсусу в вопросе, что следует внести в список «подключенных устройств». Некоторые внесли в него смартфоны и планшеты, другие – только технологические и промышленные датчики. Поэтому существуют и более консервативные оценки развития рынка оборудования и услуг, в которых машины напрямую взаимодействуют с машинами в интересах различных групп пользователей. Такие взаимодействия получили название Machine-to-Machine (M2M). Исследовательское агентство Machina Research прогнозирует, что общее число M2M-соединений в мире к 2022 году вырастет до 18 млрд. Эти соединения охватят 22% всех подключений в системах мобильной связи и 61% всех подключенных к Интернету устройств. Объем рынка M2M через 9 лет вырастет до 1,2 трлн долл., при этом две трети от глобальной выручки придутся на доходы от поставок оборудования, а треть — на доходы от сервисов М2М, утверждают в Machina Research.
По мнению аналитиков, ключевыми факторами лавинообразного развития рынка межмашинного взаимодействия станут распространение и совершенствование мобильных сетевых технологий, эволюция облачных сервисов, а также развитие протокола IPv6, который позволит наделить собственными IP-адресами почти неограниченное число устройств. В результате технологии М2М затронут самые разные отрасли экономики — банковскую сферу, торговлю, промышленные и добывающие предприятия, здравоохранение, а особенно телекоммуникации.
Как утверждает J’son & Partners, российский рынок сервисов, связанный с передачей данных между различными устройствами через сети мобильных операторов, ежегодно растет более чем на 70%. За пять лет количество SIM-карт, используемых в таких сервисах, увеличится примерно в 15 раз и превысит 18 млн штук. Рост рынка M2M значительно опережает средние темпы роста мобильного рынка в целом, и это сулит операторам появление нового перспективного источника доходов.
Другой отраслевой драйвер M2M — транспорт. Согласно данным исследования Frost & Sullivan, к 2016 году общий объем поставок навигационных систем, встроенных в автомобили, и портативных навигационных устройств в Европе составит 19,3 млн единиц. К этому же времени количество пользователей навигационных систем на базе смартфонов достигнет 413,2 млн, а количество пользователей новых телематических услуг — 5,2 млн. В России к 2016 году объем рынка навигационных систем, как прогнозируется, достигнет 2,5 млн единиц продукции; при этом количество пользователей навигационных систем на базе смартфонов будет исчисляться 4,4 млн, а число абонентов новых телематических услуг — 415 тыс.
Становление рынка М2М связано с рядом важных проблем и вопросов. Например, распространению услуг препятствует отсутствие единых стандартов в области проектирования платформенных и терминальных решений, а также сетевых интерфейсов для систем межмашинного взаимодействия. Многочисленные разработчики М2М по-разному видят решение этих проблем. И пока не очень понятно, кто из участников рынка станет его главным «двигателем»: разработчики терминальных устройств (датчиков, модулей); разработчики соответствующих программно-аппаратных платформ; операторы связи, участвующие в проектах М2М; интеграторы или сервис-провайдеры, специализирующиеся в этой области? Непонятно и как распределятся доходы между участниками этой цепочки.
Новости, мнения ведущих экспертов и специальные обзоры, в которых затрагиваются ключевые аспекты развития рынка М2М, мы сконцентрировали в очередном выпуске журнала «Сети».