АЛЬБЕРТ ЕФИМОВ: «Технологии M2M будут захватывать все больше и больше областей, даже включая человека. К примеру, SMS можно будет отправить одним мысленным усилием» Источник: «Сколково» |
Технологии межмашинного взаимодействия (M2M), ведущие цивилизацию к Интернету вещей, имеют огромный коммерческий потенциал. О перспективных разработках в этой области ИТ-индустрии, рассказывает директор по проектам кластера информационных технологий Фонда «Сколково» Альберт Ефимов.
Насколько велик разрыв в том, как развиваются технологии Machine-to-Machine в нашей стране и за рубежом?
Я думаю, это зависит от области, где они применяются. Если говорить о бытовой технике, то разрыв невелик. Отставание в сфере использования M2M в автомобилях, на мой взгляд, более существенно, в других же областях отрыв может быть огромен. Например, недавно в Лос-Анджелесе был реализован проект по созданию автоматизированной системы управления всеми светофорами. Это означает, что там не только были синхронизированы все светофоры, но и установлены датчики по всем дорогам, передающие информацию о том, сколько машин по ним едет, сколько пешеходов пересекают проезжую часть. Грандиозный проект! Теоретически в России есть все возможности, технологии для реализации подобного проекта, но трудно представить, чтобы кто-то взялся за его осуществление в ближайшее время.
Насколько заинтересовано государство в реализации М2М-проектов?
Мне трудно об этом судить, но могу сказать, что мы в «Сколково» очень ждем такие проекты, нам они интересны.
А сейчас они реализуются у вас?
Безусловно. Например, у кластера «Энергоэффективные технологии» есть проект Mobix Chip по созданию микрочипа нового поколения. Этот чип будет интегрироваться в смарт-счетчики для снятия показаний и передачи их по беспроводному каналу в автоматизированных системах контроля и учета энергоресурсов. У нас есть компании, которые занимаются установками сенсоров на зданиях для снятия информации о состоянии зданий, о климатических показателях, различных неполадках и т. д. Есть проект, задача которого — синхронное управление движением автономных транспортных средств, что очень важно для развития робототехники.
А те технологии, которые сейчас разрабатываются участниками кластера, могут быть применимы в ИТ-отрасли, в телекоме например?
Да, наш ключевой партнер - компания Ericcson в своем исследовательском центре в Сколково начала проект по использованию сетей LTE для передачи данных с датчиков. Проект сделан на стыке двух областей – энергетики и телекома и весьма интересен с точки зрения технологий M2M.
Как вы полагаете, в какую сторону будут развиваться технологии межмашинного взаимодействия?
Я думаю, что они будут захватывать все больше и больше областей, даже включая человека. К примеру, SMS можно будет отправить одним мысленным усилием – правда, такое будет не скоро, еще лет 20 придется подождать как минимум.
А где эти технологии развиваются быстрее всего?
В автомобилестроении и во всем, что с ним связано, в частности роботизации транспорта. Мне это видится наиболее перспективным направлением.
А в других областях?
Безусловно, в медицине. Люди всегда готовы платить за возможность удаленно контролировать свое здоровье и здоровье своих родственников и передавать эти показания своему доктору. Эти технологии активно развиваются, но пока еще далеко до того, чтобы они были доступны каждому, как сейчас доступны, например, мобильные телефоны. У нас тоже есть много стартапов, которые занимаются разработкой этой темы в той или иной области, хотя глобальных разработок здесь пока нет.
Какие основные драйверы развития вы видите для M2M?
Самое главное – люди окружены вещами и находятся в помещениях 90% своего времени. М2М и навигация еще только начинают оказывать влияние на нашу жизнь. Кроме того, будет происходить дальнейшее удешевление компонентной базы, буквально до нескольких долей цента, что позволит использовать M2M в самых дешевых и простых устройствах, вплоть до шариковой ручки. RFID-метки уже сейчас стоят центы, когда они будут стоить доли цента, их будут ставить повсюду.
А что является сдерживающими факторами?
Я думаю, что в первую очередь это сами потребители. Люди смотрят, например, на холодильник с Интернетом, и задаются вопросом «Зачем он мне?». Мы должны понять все преимущества общения со своими бытовыми приборами и ответить на вопрос, для каких целей мы сможем их использовать.