Выстраивание такой же отраслевой экосистемы независимых поставщиков программного обеспечения и сертифицированных специалистов, какую готовит Amazon, тоже сопряжено с определенными трудностями. И практически невозможно конкурировать с Amazon по цене.
Но это не останавливает десятки компаний от борьбы за более высокое место на рынке общедоступных облачных сервисов. Благодаря тому что популярность таких сервисов растет, перед рынком открываются все более широкие возможности как с точки зрения расширения корпоративных ИТ-систем, так и для формирования базовой инфраструктуры стартапов. Вопрос, который задают себе сегодня многие руководители ИТ-служб предприятий, заключается в том, на кого делать ставку через три-пять лет.
По данным исследовательской фирмы из Лондона TechNavio, Amazon сегодня является безусловным лидером на глобальном рынке IaaS. На этом рынке в качестве сервисов предлагаются как вычислительные ресурсы, так и ресурсы хранения. Согласно отчету, опубликованному TechNavio в июле, доля Amazon на рынке сейчас составляет от 41 до 43%. Только за счет EC2 Amazon контролирует около 60% рынка в области общедоступных вычислений. Далее с большим отрывом следует компания Rackspace, на долю которой приходится от 13 до 15%. Аналитики TechNavio полагают, что Amazon сохранит за собой лидирующие позиции и в обозримом будущем.
Хотя конкуренты, к числу которых относятся компании Google, Joyent, Microsoft, Rackspace, Savvis и Terremark, возможно, и отвоюют часть рынка, вряд ли им удастся приблизиться к тем объемам денежных потоков, которые Amazon уже сегодня получает за счет AWS, ведь ожидается, что расходы заказчиков на облачные сервисы будут расти очень быстрыми темпами.
По прогнозам IDC, увеличение объемов продаж общедоступных облачных сервисов в США обеспечит среднегодовые темпы роста на уровне 18,5%, а объемы продаж вырастут с 18,5 млрд долл. в прошлом году до 43,2 млрд долл. в 2016-м. В отчете IDC, опубликованном в конце 2012 года, содержится анализ пяти функциональных сегментов рынка, выделяемых в соответствии с определением общедоступных облачных сервисов: приложения, поставляемые в качестве сервиса, инфраструктурное программное обеспечение, поставляемое в качестве сервиса (сюда же относится и инфраструктура в качестве сервиса – IaaS), платформы в качестве сервиса (PaaS), виртуальные серверы в качестве сервиса и базовые системы хранения в качестве сервиса. По прогнозам IDC, к 2016 году объемы продаж на глобальном рынке этих услуг превысят 100 млрд долл.
Преимущества Amazon над конкурентами обусловлены как техническими, так и другими причинами. «По сути, Amazon ведет бизнес точно так же, как и большинство конкурентов, – заметил главный архитектор и технический директор консультационной компании Cloud Technology Partners Эрик Себеста. – Amazon просто переносит бизнес-приложения в облако и очень хорошо продает их».
Кроме того, Amazon оказывает влияние на корпоративные ИТ-службы благодаря глобальному присутствию своих ЦОД, известному бренду и передовым технологиям, которые поддерживают самый широкий набор сервисов.
Вице-президент и главный аналитик Forrester Research Джеймс Стейтен считает, что, хотя традиционные поставщики хостинговых услуг вроде AT&T и Verizon/Terremark и обладают достаточным количеством географически распределенных ЦОД, далеко не все они предлагают клиентам облачные сервисы, поэтому догнать Amazon с этой точки зрения им будет весьма непросто (или, по крайней мере, обойдется это недешево).
За последние 12 месяцев Amazon предложила столько улучшений с точки зрения соблюдения нормативных требований, безопасности и выполнения операционных стандартов, что развеять колебания корпоративных ИТ-служб в отношении безопасности и управления ей будет не так уж сложно.
Сервисы AWS получили сертификат ISO 27001 и были проверены на соответствие требованиям к провайдеру первого уровня согласно стандарту Data Security Standard (DSS) отрасли платежных карт (Payment Card Industry, PCI). Сервисы AWS прошли ежегодный аудит SOC 1, получили уровень Moderate для федеральных правительственных систем, а также второй уровень DIACAP для систем Министерства обороны США.
Microsoft проводит аналогичную сертификацию своей облачной платформы Azure, но, по мнению Стейтена, Azure не удастся получить такое количество сертификатов в течение по крайней мере ближайших шести месяцев.
Amazon удерживает лидирующие позиции и в области строительства экосистемы, что привлекает как независимых разработчиков приложений, так и консультантов по управлению, помогающих выстраивать вокруг облака Amazon партнеров и повышать привлекательность решений Amazon в глазах клиентов, которые хотя и заглядываются на других, но продолжают оставаться в облаке Amazon, потому что здесь все на виду. «По моим оценкам, на каждое приложение для других облачных платформ приходится десять приложений для облака Amazon, – подчеркнул Стейтен. – Думаю, что единственным поставщиком услуг, способным составить конкуренцию экосистеме AWS, является компания Rackspace, поддерживающая тесное взаимодействие со всем сообществом OpenStack".
Но и у Amazon есть свое слабое звено. В корпоративной облачной среде Amazon пока не может дать быстрый и эффективный ответ в области создания частных облаков и внедрения гибридных облаков. И здесь поставщики облачных услуг (IBM, Savvis, HP), предлагающие сервисы для частных облаков, а также чисто облачные компании, поддерживающие гибридные облака (GoGrid, BlueLock), имеют шанс потеснить Amazon на корпоративном рынке.
Amazon попыталась избавиться от критики в свой адрес, заключив партнерские соглашения с компаниями вроде Equinox, с тем чтобы обеспечить прямое, сверхскоростное соединение частных корпоративных активов с AWS. Такое соединение было названо виртуальным частным облаком. Вместе с тем у Amazon нет намерения предлагать частные облачные сервисы, внедряемые на территории заказчика, главным образом из-за отличий с бизнес-моделью, которой компания придерживается при развитии общедоступных облаков.