Николай Прянишников: «Всего за два года ситуация изменилась: облачные технологии вызывают у заказчиков неподдельный интерес» |
Тем важнее правильно понимать смысл этой стратегии. За разъяснениями мы обратились к президенту Microsoft в России Николаю Прянишникову. Он рассказывает нашему изданию о том, что принесут облака российским заказчикам и что они означают для бизнеса самой Microsoft.
Каковы основные положения стратегии Microsoft на российском рынке облачных сервисов?
Два года назад мы сделали ставку на облачные технологии. Чтобы стать лидерами в этой области, мы трансформировали наш многомиллиардный бизнес по разработке программного обеспечения. Мы значительно изменили подходы и принципы нашей работы, создания продуктов и сервисов. Мы понимали, что предстоит долгий и во многом непростой путь. Те результаты, которых мы уже достигли, иллюстрируют правильность выбранной стратегии.
Говоря «облако», мы имеем в виду не только публичные облачные сервисы. Мы считаем облако в первую очередь бизнес-стратегией, ведь облако меняет способ взаимодействия между ИТ и бизнес-подразделениями. При этом ИТ как сервис – а именно это является сутью облака – может предоставляться и потребляться как из собственной инфраструктуры организации, так и из публичного облака Windows Azure или облака сервис-провайдера. Решения, продукты и технологии, предлагаемые нами, дают заказчикам выбор, как именно реализовать подход «ИТ как сервис" исходя из уникальных особенностей собственного бизнеса, задач, которые необходимо решить. Оптимальный уникальный выбор – это один из основополагающих принципов нашей облачной стратегии.
Когда мы говорим с заказчиками или партнерами об облаках, мы не ставим вопрос «или-или». То есть мы не ведем речь о том, что можно использовать или только локальную среду, или только публичное облако. Мы говорим про одновременное использование локальной среды и облака, их интеграцию и, таким образом, создание единого информационного пространства. Важно подчеркнуть, что, когда мы говорим «интеграция», мы имеем в виду настоящую интеграцию – на всех уровнях — инфраструктуры, технологий, приложений, идентификации, баз данных. Мы называем это гибридом или гибридным облаком. Microsoft — единственная компания, которая предлагает единые технологии виртуализации, идентификации, платформы данных, разработки и управления, чтобы заказчики одинаковым образом работали с собственной инфраструктурой, нашим облаком или облаками сервис-провайдеров. Такое видение мы называем Cloud OS. Это следующий важный принцип нашей стратегии в облаке.
Разрабатывая и выводя на рынок новые продукты и технологии, мы опираемся на собственный опыт в предоставлении и управлении более чем 200 облачными сервисами, предоставляемыми нами из собственных центров обработки данных. Среди них Office 365, Dynamics CRM Online, Xbox Live, Windows Intune, и это всего лишь несколько примеров сервисов, которые доступны компаниям и конечным пользователям по всему миру круглосуточно 365 дней в году. И мы передаем весь накопленный опыт нашим заказчикам, чтобы они имели возможность реализовывать аналогичные решения у себя. Наши заказчики получают такие преимущества, как повышение гибкости и эластичности, скорости запуска новых сервисов, сокращение издержек и т. д., то есть все то, что дает облако, тем самым трансформируя свои ИТ в полноценного сервис-провайдера, который предоставляет бизнесу высококачественные услуги по требованию. Это еще одно важное отличие нашей стратегии в облаке.
Какую роль отводит Microsoft в этой стратегии своим российским партнерам — системным интеграторам, телекоммуникационным компаниям, сервис-провайдерам?
Трансформируя ИТ-индустрию, облака открывают новые возможности для развития бизнеса, выхода на новые, ранее недоступные рынки. Это говорит и наш собственный опыт, и опыт наших партнеров. Это также подтверждают данные аналитических агентств. Например, исследование IDC показывает, что у компаний, ориентированных на поставку облачных решений, в 1,6 раз больше прибыль и в 2,4 раза быстрее развивается бизнес, чем у тех, кто облако не предлагает.
Меняясь вместе с нами, наши партнеры становятся провайдерами ИТ-сервисов, партнерами, помогающими своим заказчикам оптимизировать бизнес-процессы, запускать новые бизнес-модели и т. п. Безусловно, это требует развития новых компетенций, создания новых практик. И Microsoft, со своей стороны, инвестирует в это. Мы обучаем партнеров, рассказываем о новых возможностях, которые дают облака, о сценариях использования облаков у заказчиков или даже в собственных компаниях. Microsoft, являясь поставщиком облачных сервисов, одновременно является и их заказчиком. И мы сами иллюстрируем на собственном примере преимущества сервисной модели использования ИТ. Мы видим положительные результаты нашей деятельности. Например, среди победителей последнего конкурса партнерских ИТ-решений (Microsoft Partner Awards) было несколько российских компаний, они были признаны лучшими в нескольких облачных номинациях. А в партнерской программе появилось несколько компетенций, связанных с облаками.
Хочу отметить, что упомянутое исследование выявило несколько интересных фактов. Так, согласно его результатам, 67% клиентов ожидают, что провайдер предложит им широкий выбор облачных решений. А 74% клиентов рассчитывают, что при необходимости провайдер сможет обеспечить миграцию обратно на локальные ресурсы. Это подтверждает правильность нашей облачной стратегии, о которой я говорил ранее.
Что касается сервис-провайдеров, то мы предоставляем им, помимо привычных продуктов, набор технологий, основываясь на которых они смогут строить собственные публичные облачные сервисы, это Service provider foundation и Azure Pack. Причем, заметьте, эти дополнительные технологии являются бесплатным дополнением к нашим традиционным продуктам. Тем самым мы расширяем и дополняем экосистему партнеров, способных предоставлять конечным заказчикам облачные сервисы на базе единых технологий Microsoft.
Как российский рынок реагирует на облачные предложения Microsoft? Какие сервисы востребованы более других? Почему?
Когда мы только начинали рассказывать о новой парадигме предоставления и потребления ИТ, мы видели большой скепсис со стороны как крупных компаний, так и небольших организаций. Сейчас, спустя всего лишь два года, ситуация изменилась: облачные технологии вызывают неподдельный интерес. Компании не просто интересуются облачными технологиями в теории — многие активно тестируют их, пробуют разнообразные сценарии их использования, а некоторые новаторы уже вовсю их используют.
Первыми пользователями публичного облака были начинающие компании (стартапы), а также небольшие организации. Сейчас активными пользователями становятся крупные компании. Некоторые из них с помощью технологий Microsoft модернизируют свои центры обработки данных и расширяют свою ИТ-инфраструктуру. Другие намерены использовать Office 365 для повышения продуктивности сотрудников или Dynamics CRM Online, чтобы вывести работу с клиентами на новый уровень. Windows Azure активно используется при разработке и тестировании новых приложений и сервисов, для резервирования данных, развертывания веб-сайтов и многих других задач. Сложно сказать, какие из предлагаемых нами облачных сервисов востребованы больше всего. Все зависит от задач компаний-заказчиков, их стратегии развития. Немаловажной является и индустрия, в которой работает компания: чем выше конкуренция, тем быстрее нужно выводить на рынок новые сервисы или продукты, качественнее реагировать на меняющиеся требования клиентов. Высокая скорость реакции – одна из причин активного использования облака. И конечно, экономия, когда можно платить лишь за то, что реально используется. Это позволяет экономить значительные деньги, достигать оптимального баланса капитальных затрат и текущих операционных расходов на ИТ.
Огромный интерес мы видим к гибридному облаку, и, пожалуй, это самый популярный сценарий развития ИТ в ближайшие несколько лет. Гибридное облако, с одной стороны, позволяет расширить возможности инфраструктуры и найти новые пути повышения скорости и качества предоставляемых бизнесу сервисов, а с другой – помогает более эффективно управлять уже сделанными в локальную инфраструктуру инвестициями. Преимуществом гибридного облака с Microsoft является бесшовное соединение локальной инфраструктуры и публичных сервисов Azure. Более того, наши новые инфраструктурные продукты, которые мы выводим в этом году на рынок, включают функционал для еще более тесной работы с публичным облаком.
Что отличает предложение Microsoft в области публичного PaaS от предложений ее конкурентов, например Amazone, Google App Engine, Force.com? В чем конкурентные преимущества Microsoft?
Когда компания рассматривает возможность использования публичного облака, необходимо принять во внимание несколько важных моментов. Как и у многих других организаций – мы сейчас не говорим о небольших компаниях или стартапах, – у нее уже есть ИТ-инфраструктура. Это может быть собственный центр обработки данных, или же она использует ресурсы провайдера, или же комбинирует их. В компании также есть ИТ-специалисты, которые этими ресурсами управляют, они внедряют бизнес-приложения и предоставляют бизнесу те или иные сервисы. То есть компания уже сделала инвестиции в развитие собственных ИТ и заинтересована в получении от них максимальной отдачи.
Следующий момент связан с тем, что публичное облако обычно не рассматривается как что-то совсем отдельное. Скорее всего, компания хотела бы объединить публичное облако и существующую инфраструктуру, чтобы управлять всем этим, задействуя одни и те же инструменты. То есть использовать гибридное облако, которое, кроме всего прочего, позволяет иметь приложения, использующие как локальные ИТ, так и инфраструктуру публичного облака. Это вполне логичное желание, ведь информационные технологии должны помогать в достижении новых задач бизнеса.
Далее, скорее всего, имеющаяся инфраструктура компании сложна и гетерогенна. То есть компания использует различные ОС, базы данных, бизнес-приложения и инструменты от разных поставщиков. Разработчики компании работают с различными языками, а приложения написаны на разных языках программирования. И важно быть уверенным в том, что выбранное облако сможет работать в гетерогенной среде.
Безусловно, необходимо убедиться в безопасности и соответствии требованиям. Бизнес ждет от ИТ-подразделения, что оно предоставит ему приложения безопасным и надежным способом. Поэтому публичное облако и сам поставщик должны заслуживать доверие. Облачный провайдер должен иметь правильный опыт и экспертизу, предлагать необходимые SLA, контролировать безопасность. Наше публичное облако Windows Azure полностью отвечает перечисленным требованиям. И в этом наше уникальное отличие и преимущества.
Мы также предлагаем широкий набор сервисов, которые дают выбор. Чтобы использовать Windows Azure, не нужно руководствоваться принципом «все или ничего». То есть можно использовать разнообразные сервисы Azure независимо друг от друга. Например, вы можете просто хранить в облаке данные и не использовать вычислительные мощности или использовать базу данных, не используя ресурсы для хранения. Вы сами выбираете, что, как и когда использовать.
Что стимулирует, а что сдерживает развитие российского рынка облачных сервисов?
На мой взгляд, сегодня речь идет не теоретическом изучении возможностей облачных технологий, а об их реальном использовании в самых разнообразных сценариях самыми разными компаниями, начиная от делающих первые шаги в бизнесе и заканчивая крупными международными организациями. Мы сами как компания являемся активным пользователем облачных сервисов и получаем от облака те преимущества, о которых рассказываем рынку. Мы регулярно сообщаем об успешном использовании наших облачных технологий у заказчиков и партнеров.
Безусловно, говорить о том, что рынок облаков развивается совершенно безоблачно, не совсем верно. Мы находимся в самом начале пути, и еще многое предстоит сделать. Но мы уверены в наших позициях и видим силу и преимущество тех предложений, которые мы делаем рынку.
Говоря о стимулах роста и сдерживающих его факторах, хочу еще раз подчеркнуть, что для Microsoft облако – это в первую очередь новая бизнес-модель потребления ИТ, она влечет за собой изменение роли и места ИТ в компании. Трансформируется понимание того, как ИТ и бизнес должны работать друг с другом. Мы не имеем в виду кардинальные и революционные изменения. Мы уверены, что переход в облако — эволюционный процесс. И у заказчика всегда должен быть выбор, как именно эволюционировать: с помощью собственного частного облака, публичных сервисов или же гибридного облака, которое, с одной стороны, позволяет расширить возможности инфраструктуры и найти новые пути повышения скорости и качества предоставляемых бизнесу сервисов, а с другой – помогает более эффективно управлять уже сделанными в локальную инфраструктуру инвестициями.