Предлагаем результаты тестирования еще шести российских игр. Все они в той или иной степени развивающие. Единственная их общая черта состоит в том, что правила игры или очевидны, или имеют короткое описание.
Помимо работы в тестовой лаборатории многие дети приходили просто поиграть в знакомые уже игры в свое удовольствие. Некоторые наблюдения за этим процессом, а также обсуждение результатов тестирования изложены ниже в рубрике "Общий взгляд".
Игра предлагается 10-15 детям четырех возрастных групп (7-8 лет, 9-10 лет, 11-13 лет, 14-16 лет), т. е. по каждой игре обрабатывается от 40 до 60 отзывов в виде ответов на вопросы анкеты, записей интервью и др. Дети (как правило, 7-10-летние) c удовольствием делятся своими впечатлениями во время и после игры. Дети постарше способны заполнить анкету с вопросами об игре. Иногда ребятам предлагается записывать возникающие у них по ходу дела мысли и замечания. Все эти отзывы собираются и анализируются. Основная характеристика игры дается по трем параметрам: успехи детей, достигнутые в игре, зрительский интерес и время игры. Эти результаты представлены в таблицах, в которых использованы следующие обозначения.
Успехи в игре:
? - большинство игравших в данной возрастной группе не смогли вести игру на минимальном уровне сложности даже при помощи взрослых;
? ?- большинство игравших в данной возрастной группе смогли вести игру только с помощью взрослых;
? ? ? - большинство игравших в данной возрастной группе самостоятельно продвигались по игре;
? ? ? ? - большинство игравших в данной возрастной группе легко продвигались по игре, а некоторые прошли всю или почти всю игру.
Зрительский интерес:
? - вялое обсуждение или большое количество замечаний по содержанию и/или оформлению игры;
? ? - мнения разделились примерно поровну, часть детей с удовольствием вспоминает ход и/или оформление игры;
? ? ? - массовое одобрение сюжета и оформления игры.
Время игры (т. е. среднее для данной возрастной группы время от "ух ты..." до "надоело!"):
? - меньше 15 минут;
? ? - 15-20 минут;
? ? ? - больше 20 минут.
Звездочки рядом с названиями игр - это оценки: от ** до *****, т. е. от "2" до "5". При их выставлении мы учитывали, во-первых, оценки, поставленные детьми в анкетах, во-вторых, сочетание зрительского интереса и успехов, достигнутых играющими. Наилучшей считалась комбинация оценок или за успехи в игре и за зрительский интерес. При таком сочетании интерес к игре, с одной стороны, подкреплен хотя бы минимальными успехами, а с другой - у играющего есть возможности для роста.
Время узнавать время ****
В этой игре четыре вида заданий.
Сортировка: расположить часы по возрастанию времени от 00.00 до 23.00.
Поиск: среди набора циферблатов выбрать тот, на котором заданное время.
Математика: сложить показания двух часов.
Подбор: среди нескольких часов выбрать пару показывающих одинаковое время.
Среди часов есть электронные и стрелочные, что, естественно, усложняет задачу. Все задания выполняются на время. С играющим постоянно общается веселый человечек. За выигрыш дается приз, мороженое например.
У взрослых сотрудников лаборатории при знакомстве с игрой возникло несколько вопросов. В частности, какое время суток, изображаемое стрелочными часами, считать более ранним - 10 часов или 2 часа? Или что получится, если к 17 часам прибавить 8 часов? Вообще, смысл сложения показаний двух разных часов не очень понятен. По крайней мере, он требует некоторого строгого и корректного математического определения.
Судя по тому, какие ответы признавались правильными, составители подразумевали, что стрелочные часы показывают время в первой половине суток - от полуночи до полудня. Хотя почему и зачем так складывать, все равно непонятно.
В игре пять уровней сложности. Они различаются количеством часов и временем, отведенным на выполнение. Самый простой уровень - для малышей - помимо заданий содержит небольшую "учебную" часть, демонстрирующую связь между показаниями электронных и стрелочных часов.
7-8-летние дети не справлялись даже с простейшим уровнем, что, впрочем, нормально, ведь для них игра - обучающая. Они играли 10-15 минут, не проявляя особого интереса, но честно стараясь разобраться.
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Большинство детей 9 лет и старше знали, как пользоваться часами, поэтому для них это игра на внимание. Впечатления были противоречивые: "Полезная игра. Развивает до такой степени, что потом сразу время определяешь. Тяжело, что электронные и обычные. Не понял сортировку электронных и механических часов, ведь на электронных бывает и 24-часовое время" (Денис, 12 лет). Ребята, игравшие недолго, говорили либо "скучно", либо "сложно". Это неудивительно: даже для взрослых людей, хорошо разбирающихся в часах, в игре есть непростые задания. Например, за две минуты найти среди 18 электронных и стрелочных часов пару с одинаковым временем. Сколько же пар надо сравнить за две минуты? Впрочем, призы удовлетворили всех.
Старшие дети не проявили к игре особого интереса. Вот одно из самых строгих мнений: "Внешний вид очень плохой, иногда не различаешь стрелки. Быстро надоедает. Неприятный тип - человечек. Эта игра рассчитана на маленьких детей, которые плохо разбираются во времени" (Сергей, 14 лет).
Пожалуй, "Часы" больше всего подходят для детей не старше 10.
"Изучаем часы"
Коротко о продукте: игра на определение времени по
часам с разными типами циферблатов, для детей
5-8 лет обучающая, старше 8 лет - на внимание.
Требования к оборудованию:
"Никита", тел.: (095) 115-97-77.
Иного нет у нас пути *****
12-летний Сережа назвал игру курсами для машинистов. Действительно, есть железнодорожные пути со стрелками, вагоны и паровоз, который можно двигать мышью. В начале каждого этапа паровоз и вагоны в беспорядке разбросаны по путям. Надо собрать из них поезд, изображенный на картинке-образце.
По основному пути время от времени проезжают другие поезда. Если не освободить им дорогу, происходит авария. "Возникает опасное ощущение, что находишься в этом поезде, поэтому надо быстрее собирать вагоны" (Аня, 11 лет).
Вся игра сопровождается знакомыми всем "железнодорожными" звуками: "Что мне тут понравилось, так это гудеть правой кнопкой мыши" (Андрей, 14 лет). После каждого этапа - поздравление игроку: веселая обработка мелодии известной песенки про остановку в коммуне, которая "напоминает марш веселых поросят" (Вита, 16 лет).
В игре 46 этапов. Они различаются расположением путей и стрелок, на которых можно маневрировать, начальным расположением вагончиков и окружающим пейзажем. Среди первых 12 этапов самый сложный, пожалуй, пятый. А после 13-го этапа вагонов становится больше.
7-8-летние дети с трудом осваивали управление паровозиком. Оно требует определенного навыка работы с мышью. Проходили не больше 1-2 этапов. Чемпионом был 8-летний Игорь, выполнивший четыре задания. У Игоря дома есть компьютер и эта игра. Четыре состава он собирает и дома, но больше не может и пока не пытается.
Настоящий энтузиазм вызвала игра у детей 9-13 лет. Почти никто из них не ограничился 15 минутами. "Надо думать, как стыковать детали в ограниченном месте, затратив минимум деталей" (Денис, 12 лет). "Понравилось, что надо мыслить, чтобы стрелочки развернулись, чтобы обхитрить компьютер, и он сделал, как удобно мне..." (Оля, 13 лет).
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Не всем удавалось быстро продвигаться по уровням. 10-летняя Настя, поиграв 25 минут, отметила: "Сложно, лабиринты запутанные". А вот 12-летний Володя, часто играющий дома на компьютере, за 35 минут добрался до 16-го уровня: "Я тут свои приемы разработал. Ну, например, как вагоны у поезда переставить". Большинство же ребят застревали на злосчастном пятом уровне.
Старшие дети играли более спокойно. Впрочем, и среди них нашлись энтузиасты. "Мне, например, понравились различные декорации для каждого этапа. Особенно несчастный верблюд, который никак не мог успокоиться", - рассказывала 16-летняя Вита. Затем, доиграв до 17-го уровня, Вита заметила с сожалением, что пейзажи и схемы путей периодически повторяются, а меняется лишь количество вагонов и их первоначальная расстановка.
На самом деле игра почти никого не оставила равнодушным, и ребята, приходящие после уроков просто поиграть, часто выбирают именно ее.
"Наш паровоз"
Коротко о продукте: увлекательная логическая игра на составление железнодорожных составов и управление поездами, от 8 лет.
Требования к оборудованию:
"Никита", тел.: (095) 115-97-77.
Красивые и сложные узоры ****
Цель игры - собрать узор из деталей, разноцветных кусочков, образующих семь пересекающихся кругов. Сборка осуществляется поворотом кругов: круг можно повернуть, щелкнув мышью на его центре.
Играющему предлагаются две картинки. На одной из них узор-образец, на другой - детали узора смешаны и надо, переместив их, собрать исходный узор. "Надо все двигать, как кубик Рубика" (Максим, 9 лет).
К игре приложен набор из 31 узора разной сложности, который можно пополнять своими орнаментами.
При подведении итогов учитывается затраченное время и число ходов.
Вращение кругов сопровождается приятным шуршанием. Можно не только включать и выключать музыкальное сопровождение, но и менять мелодию, пользуясь переключателем на панели управления. (Правда, попытки сменить несколько мелодий подряд часто сопровождались появлением сообщения о нехватке памяти и зависанием, хотя компьютеры удовлетворяли требованию к объему памяти).
Большинство ребят поставили за музыкальное оформление 5 или 5+ : "Понравилось песни передвигать" (Антон, 8 лет). Всеобщее одобрение вызвали сами узоры. Дети по нескольку раз запускали демо-сборку, завороженно глядя на экран: "Похоже на калейдоскоп со стеклышками" (Денис, 12 лет). Некоторые ребята пробовали придумать свой узор, но делали это только из эстетических соображений, не используя его в игре.
Большинство детей 7-8 лет не справлялись с головоломкой. Не помогали и советы взрослых. Только непосредственное участие советчиков в каждом ходе позволило нескольким ребятам собрать самый первый узор. Дети отмечали простоту управления: "Ставить трудно, но удобно" (Женя, 8 лет). По-видимому, эта простота, а также хорошее оформление продержали большинство 7-8-летних детей за игрой в течение 15-20 минут.
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети от 9 до 13 были в состоянии освоить стратегию игры, но иногда для этого требовались советы взрослых. В основном ребята сходились в том, что игра полезна, "развивает" (Наташа, 11 лет), "учит терпению" (Лена, 13 лет). 11-летний Виталий заметил, что "можно набить руку, и тогда хорошо справишься". Однако в следующий свой приход ни он, ни другие ребята "руку набивать" не стали.
9-13-летние дети играли долго - 20-30 минут, но сделали за это время по одному-два узора - все-таки сложно и никаких тебе призов и поздравлений. К тому же много времени уходило на просмотр картинок и демонстраций и прослушивание мелодий. Не добившись особых успехов, многие без сожаления бросали играть.
Более старшие дети быстрее разобрались в своем отношении к игре: "Дальше сложно, и не захотелось" (Алексей, 14 лет), "Замечательно, но трудно собрать все эти штуки. Я, видно, не нашел подходящей стратегии" (Андрей, 14 лет).
Среди старших детей, впрочем, нашлись любители. Например, 15-летняя Лена собрала за 35 минут семь узоров (пока это рекорд лаборатории).
Итак, в каждой возрастной группе ресурсы игры оказались далеко не исчерпанными. Возможно, игра сильнее захватила бы ребят, будь в ней побольше простых узоров и наград за успехи.
"7 кругов"
Коротко о продукте: эффектно оформленная геометрическая головоломка, от 9 лет.
Требования к оборудованию:
Maddox Games,
тел.: (095) 433-83-31
Строим своими руками *****
Взявшемуся за эту игру предлагается заняться блочным строительством. Выбрав деталь из предложенного списка, можно двигать и разворачивать ее нужным образом с помощью мыши и кнопок на клавиатуре, а затем зафиксировать. Детали фиксируются не в любом положении. Если край устанавливаемого блока подведен достаточно близко к краю другого, то при фиксации блоки "прилипают" друг к другу. Если же строитель ошибся и подвел деталь недостаточно близко к тому месту, где она должна стоять, она зависает в стороне от постройки. Таким образом, для успешной игры требуется хорошее пространственное воображение.
Неправильно поставленные блоки можно удалить с помощью "кирки". Правда, инструмент этот работает не очень точно: часто разрушает совсем не ту деталь, на которую нацелен.
Все постройки имеют объемное изображение. В игре есть режим просмотра, позволяющий менять точку обзора: можно обойти вокруг строящегося дома, подняться или спуститься, подойти к дому или отойти от него.
Почти все действия сопровождаются различными шумовыми эффектами. Есть музыка.
При желании можно сменить и окружающий пейзаж.
Большинство детей 7-8 лет надолго погружались в игру. "Нелегко ставить детали. Бывает то ниже, то выше, то разворот неправильный" (Денис, 8 лет). Целый дом не построил никто, но многие поставили полдома. Некоторым детям потребовалась помощь взрослых - для отработки навыков управления. Осложняли работу и трудности с "киркой". И тем не менее по большей части младшие дети играли увлеченно по 20-30 минут.
Такая же картина наблюдалась и среди детей 9-13 лет. Только они в основном могли самостоятельно разобраться с управлением, что, впрочем, не исключало строительных проблем. "Игра понравилась. Но сложная: ставишь прямо, почему-то получается криво" (Даша, 10 лет). "Интересно, но я не понял, что дальше. Надо, чтобы, когда построишь, еще что-нибудь можно было сделать: мебель внутри или вокруг посадить что-нибудь" (Денис, 12 лет). "Помогает в черчении" (Наташа, 13 лет). Очень многие отмечали, что "все можно сделать на свой вкус".
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Похожие отзывы прозвучали и у детей 14-16 лет: "Понравилось строить дом собственными руками" (Саша, 14 лет). Однако в большинстве своем старшие ребята оказались настроены на более масштабное строительство: "Недостаточно деталей для оформления. Например, я не смогла найти клумб" (Лена, 15 лет). "Не ободряет количество возможных деталей. Их мало, только цвета меняются" (Андрей, 14 лет).
Старшие дети точно сформулировали пользу от игры. Многие говорили, что она развивает пространственное воображение. Младшие же в основном отмечали развитие строительных навыков.
Итак, игра вызвала заинтересованную реакцию ребят. Кроме того, у разработчиков есть большие возможности для совершенствования: настроить "прицел", добавить клумбы, птичек, мебель и еще что-нибудь интересное.
"Волшебный домик"
Коротко о продукте: занимательный строительный конструктор, развивает пространственное воображение и архитектурные навыки, от 7 лет.
Требования к оборудованию:
Maddox Games,
тел.: (095) 433-83-31
Прыжки через своих и чужих ***
Это слегка переработанный компьютерный вариант известной игры "Уголки". Играющих может быть двое или четверо. За некоторых участников (а в режиме демонстрации и за всех) может сыграть и компьютер.
В начале игры четыре разноцветные команды фишек занимают углы квадратного поля. Цель каждого играющего - провести свою команду к противоположному углу. Поскольку у игрока напротив такая же цель, он освобождает место для своего противника. Ходят здесь так же, как "едят" в шашках, только прыгать можно и через своих, и через чужих, а "съеденные" фишки остаются на поле.
При игре с компьютером имеется три уровня его квалификации. На первом он играет хорошо, на втором - еще лучше, а на третьем - ...
Выигрыш любого из участников сопровождается поздравительной мелодией.
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети 7-8 лет в основном не справлялись с игрой даже с помощью взрослых. Они не могли передвигаться больше, чем на одну фишку - просто не видели длинных ходов. Никто не сражался дольше 10 минут. От предложения сыграть друг с другом дети отказывались, а компьютер оказался слишком сильным противником.
9-10-летним детям тоже не удавалось выиграть у компьютера. "Трудно, как бы в шашки играешь" (Денис, 9 лет). "В этой игре надо по-настоящему думать" (Даниил, 10 лет).
Дети 11-13 лет были в состоянии довести партию до конца. Проделав это по два-три раза, ребята понимали, как далеки они от успеха. Все игравшие уложились в 15-20 минут, все подчеркивали, что обыграть компьютер очень трудно. Правда, реакция на трудности была разная. Например, 13-летняя Катя держалась бодро: "В этой игре надо соображать и хитростью обыгрывать компьютер". А 13-летняя Наташа высказалась с довольно мрачной интонацией: "Игра даст развитие в мышлении, поможет в математике". Упоминали о шашках и о крестиках-ноликах.
И даже для 14-16-летних игра оказалась непростой: "Довольно сложно пройти. Надо немного подумать, т. е. это игра развивающая" (Павел, 16 лет). "Соперники имеют большое преимущество" (Юрий, 14 лет). Быстрота, с которой компьютер переставляет свои фишки, вызывала разную реакцию: "Такое впечатление, что компьютер играет нечестно" (Маша, 15 лет), "Мне понравилось, что надо быстро думать" (Юрий, 14 лет). Быстро-то как раз и не надо, но такое впечатление действительно возникало у ребят из-за того, что компьютер стремительно обдумывал и делал свои ходы. "Мне понравилась игра моих соперников. Но эти бяки все время движутся быстрее, чем я соображаю" (Дина, 14 лет).
В обсуждении игры часто встречались слова "однообразная", "скучная", даже "занудная". Хотя некоторые играли по 20-25 минут, реплики свидетельствуют о полной безуспешности их стараний.
Пожалуй, игра требует определенного привыкания и осмысления, для чего у ребят не хватило энтузиазма. Впрочем, наверное, есть и истинные любители "уголков".
"Уголки"
Коротко о продукте:
логическая шашечная игра, от 9 лет.
Требования к оборудованию:
Gamos,
тел.: (095) 912-66-24
Да здравствует король! ******
Правила этой игры многим хорошо известны. Тем не менее на всякий случай коротко изложим их здесь.
Все происходит на квадратном поле 9X9 клеток, по которому разбросаны цветные шары. Любой из шаров можно передвинуть на другую клетку, если путь на нее не загораживают другие шары. Почти всякий раз после передвижения шара на доске появляются три новых. Их цвета компьютер сообщает перед ходом, а вот расставляются они случайным образом на свободные клетки. Пять и более шаров одного цвета, поставленные рядом в одну линию, исчезают. В этот момент новые шары на поле не появляются, а играющий получает очки. Задача состоит в том, чтобы набрать побольше очков, выстраивая одноцветные шеренги. При неудачных действиях поле быстро заполняется шарами до отказа и игра прекращается.
В награду за лучший результат игрок попадает на "королевский пьедестал". "Мне понравилось, что я в этой игре стал королем" (Саша, 14 лет).
Игровой интерфейс содержит несколько переключателей. Например, можно включить/выключить музыку, показывать/не показывать следы переставляемых шариков и т. д. Правда, использование переключателей иногда приводило к сбоям.
У 7-8-летних детей игра совсем не клеилась. И они очень быстро ее бросали.
9-10-летние тоже неважно справлялись с делом: "Слишком много шариков сразу дают. Если б по одному..." (Вася, 9 лет). Однако большинство играли по 15-20 минут. При этом звучали вполне здравые мысли: "Понравилось, что, когда они размножаются, игра становится интереснее" (Денис, 9 лет). Действительно, когда шаров мало, из них не собрать нужную линию. "По-настоящему логическая игра. Переместили какой-то, а вам еще добавляется. В том-то и сложность!" (Даниил, 10 лет).
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ребятам 11-ти лет и старше неплохо удавалось поддерживать равновесие между прибывающими и убывающими шарами. "В этой игре нужно продумывать каждый ход и последствия" (Катя, 13 лет). "Музыки недостает. Игра не позволяет расслабиться ни на минуту" (Максим, 14 лет).
Несколько детей, начиная играть со словами "скучновато", через 15-20 минут втягивались: "В эту игру можно играть часами, и она не надоест. Самое главное - следы по пути шарика" (Дина, 14 лет). "Игра занимательная и интересная, но сложная. В эту игру можно играть и час, и два, и сколько хочешь" (Виктор, 13 лет).
По-видимому, верхней возрастной границы здесь не существует. Игра и для детей, и для взрослых.
"Цветные линии"
Коротко о продукте: увлекательная логическая игра, развивает внимание, алгоритмические способности, от 9 лет.
Требования к оборудованию:
Gamos,
тел.: (095) 912-66-24
Станченко Сергей Владимирович - канд. физ.-мат. наук, аналитик Детской тестовой лаборатории "Мира ПК".
E-mail: ipspectr@redline.ru