Если бы можно было измерить каким-то образом стремление людей знать имена и названия всего самого-самого (не важно даже чего - самого быстрого или самого медленного, самого большого или самого маленького), то эта величина сама по себе была бы достойна занять место в "Книге рекордов Гиннесса". Желание знать неизбывно. Мы тратим силы, создавая образы победителей, и не меньшие усилия на то, чтобы их развенчать. Попробуйте посмотреть непредвзято на российский компьютерный рынок, и вы увидите, что наши представления о нем в ряде случаев базируются на мифах. Забегая вперед, скажем, что обсуждаемые здесь результаты опроса выявили тенденцию к крушению некоторых из них.
Мы называем лучших, хорошо понимая, что правильнее было бы говорить не о лучших, а о наиболее популярных продуктах, поскольку, "что хорошо для русского, то для немца смерть". Понятие "лучший" всегда индивидуально, а "популярный" - общественно. Что именно лучше для данного человека, в состоянии определить только он сам, и рейтинги популярности, построенные по результатам опроса, могут служить лишь ориентиром в море компьютерного рынка.
А судьи кто?
Вот уже в четвертый раз журнал "Мир ПК" для определения лучших программных продуктов и аппаратных средств российского рынка провел опрос посетителей компьютерных выставок. Было опрошено более тысячи респондентов, в основном профессионалов в области компьютерных технологий. Результаты были обработаны с помощью пакета статистического анализа SPSS версии 7. Только 20,6% отнесли себя к категории "пользователь" (что, впрочем, еще не дает основания считать их людьми, не владеющими предметом). Представительство профессионалов разного профиля в данном опросе незначительно отличается от прошлогоднего (см. "Мир ПК", # 1/96, с. 107). Например, специалистами по ПО назвали себя в этом году 19,4%, а в прошлом - 22%; в этом опросе участвовало 11,6% лиц, принимающих решения (ЛПР), в прошлогоднем - 13%. Профессиональный состав участников опроса представлен на рисунке 1.
Рисунок 1.
Преобладали представители науки (14%), промышленности (13,2%) и студенты (9,6%), чуть менее активны были армия и милиция (9,0 и 7,6%). Сведения о месте работы респондентов в зависимости от вида собственности и количества сотрудников представлены на рисунке 2.
Рисунок 2.
Отряд обладателей домашних компьютеров вырос по сравнению с прошлым годом на 13% - сегодня уже 73% опрошенных имеют компьютер дома! Обобщая данные о респондентах, можно сказать, что практически все они являются именно теми конечными пользователями, ради которых работает компьютерная индустрия и которые в конечном счете,являются основными потребителями аппаратных средств и программ. Они активны и открыты для новых технологий: ведь почти половина опрошенных - люди в возрасте до 27 лет. Распределение респондентов по возрасту приведено на рисунке 3.
Рисунок 3.
Аппаратные средства
Настольные компьютеры
Эта номинация традиционно привлекает наибольшее внимание пользователей. Ведь большинство из нас имеет дело с этими самыми массовыми изделиями почти ежедневно. И изменения предпочтений потребителей в этой категории могут говорить о многом. Так, на основе данных прошлогоднего опроса были основания утверждать (см., впрочем, ниже гипотезу 1), что персональные компьютеры корпорации IBM пользуются в России особой любовью. Эти ПК имели 39% опрошенных, в то время как следовавшие за ними в списке компьютеры HP - 15,8%, лидировали они также и в 1994 году (вторыми шли изделия Compaq). Однако к середине этого года ситуация изменилась радикально. На первом месте оказались компьютеры фирмы "Вист". А если суммировать голоса, отданные за все российские фирмы, то окажется, что более половины опрошенных имеют системные блоки российской сборки (таблица 1). В прошлом году лишь одна отечественная фирма - Land - оказалась заметной на фоне зарубежных производителей (5,4%).
Таблица 1.
Производители самых популярных настольных компьютеров (системных блоков).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При подведении итогов опроса, проведенного в этом году журналом PC World, IBM также не заняла первого места. По данным этого журнала третий год подряд лидирует фирма Gateway (см. "Мир ПК", # 10/96, с. 108). Но объясняется это не выдающимися техническими характеристиками ее изделий, а наличием у фирмы отлаженной системы заказов по почте. В чем же причины таких перемен у нас? Есть две гипотезы, в той или иной степени объясняющие эти результаты.
Гипотеза 1. Все компьютеры, называемые IBM-совместимыми, в массе опрошенных ошибочно ассоциировались с ПК, выпущенными именно фирмой IBM. Поэтому изделия других безымянных производителей раньше ошибочно приписывались ей. Массовая реклама и компьютерное просвещение позволили большинству пользователей (и в том числе участников опроса) разобраться в ситуации.
Гипотеза 2. За последнее время абстрактные безналичные миллионы рублей, предназначавшиеся в бухгалтериях госпредприятий на оплату компьютеров, превратились для многих во вполне конкретные средства, которые надо изъять из бюджета фирмы или даже из своего личного бюджета. Поэтому люди стали искать альтернативу дорогим зарубежным изделиям. А цены на компьютеры российской сборки и предоставляемые фирмами гарантии оказались солидными аргументами. И количество покупателей, воспользовавшихся услугами отечественных производителей, резко возросло.
Скорее всего, на результаты повлияли оба фактора. Об этом свидетельствует также анализ предпочтений. Ведь абстрактная любовь россиян к изделиям класса brand-name совсем незначительно уменьшилась. Изменилась лишь расстановка сил в лагере производителей такой продукции. Если в прошлом году 29,7% респондентов считали лучшими компьютеры фирмы IBM, то в этом - лишь 1,7%. (Первая гипотеза?) Зато симпатии к Hewlett-Packard выросли: 23,7% предпочитали ее компьютеры в этом году, 19,6 - в прошлом. (И это при том, что доля изделий Hewlett-Packard в парке машин снизилась с 15,8 до 10,7%.) ПК Compaq и Dell немного растеряли популярность: их считают оптимальными 13,7 и 8,5% против 18,4 и 10,0% в прошлогоднем опросе. Часть былой IBM-любви приняли на себя отечественные сборщики.
Респондентами было названо очень большое количество фирм-производителей. Названия многих из них известны только узким специалистам. В таблице 1 они объединены в две группы - "Прочие российские" и "Прочие иностранные".
Какие же тенденции выявляет проведенный опрос? Если бы все оптимальные предпочтения потребителей стали реальностью, то число эксплуатирующихся компьютеров фирм Hewlett-Packard, Compaq, Packard Bell, Apple и Dell возросло бы более чем в два раза, Acer - в полтора раза, Samsung и IBM сохранили бы свои позиции. В то же время половина владельцев компьютеров российской сборки фирм "Вист", Formoza, R-Style и TOK отказались бы от продления своих отношений с ними. Количество покупателей ПК "Прочих российских" уменьшится в четыре раза, а "Прочих иностранных" - в два. Предположительно 25% рынка контролировала бы в этом случае Hewlett-Packard и 13% Compaq. Но желаемое далеко не всегда становится реальным. Наверное, к счастью.
Мониторы
В России используется великое множество мониторов различных, зачастую никому не ведомых производителей. Судя по всему, многие фирмы даже не помещают на монитор своих опознавательных знаков - около 20% опрошенных просто не знают, чье изделие они используют. Как и в случае малоизвестных производителей компьютеров, такие фирмы были объединены в две (правда, иные) группы: "Прочие недорогие" и "Прочие дорогие".
Итак, с огромным отрывом лидирует фирма Samsung: 41% рынка - это очень неплохо. Как видно из таблицы 2 второе и третье места, значительно отставая, занимают Daewoo и Sony.
Таблица 2.
Производители самых популярных мониторов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если первые два места в этой номинации занимают те же фирмы, что и в прошлом году, то третьей (если не считать суммарные группы) неожиданно стала фирма Sony, которая тогда даже не вошла в пятерку сильнейших. Мониторы Samsung в прошлом году составляли 27,8% от общего числа, а Daewoo - 21,3%, третьей была фирма NEC, имевшая 9,6%. Прирост числа мониторов за год произошел в соответствии с предпочтениями потребителей, выявленными в ходе прошлогоднего опроса.
Для сравнения: в США безусловным лидером уже не первый год является фирма NEC.
Лазерные принтеры
Всего лазерными принтерами пользуется 52% опрошенных (62% - в прошлом году, из которых 10% составляли сетевые). Наиболее распространены лазерные принтеры фирм перечисленных в таблице 3.
Таблица 3.
Производители самых популярных лазерных принтеров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как и в США, безусловным лидером среди производителей лазерных принтеров является Hewlett-Packard. Значительно отстает от нее Epson. В отличие от прошлого года в тройку лидеров вошла фирма Panasonic, потеснив Canon. Интересно, что, несмотря на активную маркетинговую политику и высокое качество изделий, фирме Lexmark не удалось попасть в десятку производителей самых популярных лазерных принтеров (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Наиболее популярные модели лазерных принтеров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какая же модель лазерного принтера наиболее популярна?
Из списка исключены модели, упомянутые менее чем 1% опрошенных.
Принтер LaserJet 5L появился на рынке недавно, а уже вытесняет с первого места своего предшественника LaserJet 4L.
Струйные принтеры
Струйными принтерами пользуются 38% участвовавших в опросе (38,7% в прошлом году): 23% опрошенных используют цветные струйные принтеры и 15% - монохромные.
Среди производителей струйных принтеров можно выделить только первую тройку. Остальные (Apple, Lexmark) попадают в пределы допустимой погрешности выборки.
Как видно из таблицы 5, Epson активно пытается потеснить Hewlett-Packard на рынке струйных принтеров, но пока ей это не удается. Появились и упоминания принтеров Lexmark - их используют 2,5% респондентов.
Таблица 5.
Производители самых популярных струйных принтеров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Какая же модель струйного принтера лидирует?
Каждая из фирм выпускает по нескольку очень близких моделей. Как видно из таблицы 6, в первой пятерке идет острая борьба двух лидеров - чередуются различные модели HP DeskJet и Epson Stylus-Color. По сравнению с прошлым годом принципиальных изменений тут не произошло. Все лидеры в большей или меньшей степени увеличили свою долю на рынке. Более других преуспела фирма Hewlett-Packard, которая имела ранее 22,6% голосов.
Таблица 6.
Самые популярные струйные принтеры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На рынке принтеров США идет аналогичная борьба. Изделие Epson Stylus-Color Pro признано там лучшим высококачественным цветным принтером года.
Матричные принтеры
Матричные принтеры используются ровно половиной респондентов. Производители перечислены в таблице 7.
Таблица 7.
Производители самых популярных матричных принтеров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тут даже тройку лидеров не выделишь - 80% рынка осталось за принтерами Epson. Качественно аналогичная картина наблюдалась и в прошлом году с той лишь разницей, что у Epson тогда было "лишь" 68,2% голосов. Самые популярные модели перечислены в таблице 8.
Таблица 8.
Самые популярные матричные принтеры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модемы
Модем использует половина опрошенных, но лишь 29,8% из них имеют доступ в Internet. В интерактивном режиме работают 17,3% от общего числа обладателей модемов.
Какой модем наиболее популярен? Повторяется ситуация, сложившаяся на рынке струйных принтеров: здесь также основная борьба развернулась между двумя фирмами. За год, прошедший со времени предыдущего опроса, изделия U.S. Robotics, имевшие тогда только 6,7% голосов, увеличили число приверженцев более чем в 6 раз! Итак, после многолетнего лидерства на российском рынке модемы ZyXEL уступили изделиям U.S. Robotics (см. таблицу 9).
Таблица 9.
Производители самых популярных модемов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В США модемы U.S. Robotics также названы лучшими изделиями 1996 года.
Приятно отметить, что были названы и модемы российского производства (хотя в список не вошли).
Самая популярная скорость передачи данных - 14 400 бит/с, хотя 35,9% обладателей модемов пытаются работать и на более высоких скоростях.
Программное обеспечение
В области программного обеспечения мы попытались выделить лидеров в четырех номинациях - системах подготовки текста, электронных таблицах, СУБД и операционных системах.
Текстовые процессоры используют 84% опрошенных. Самым популярным текстовым процессором, как показывает таблица 10 является MS Word для Windows.
Таблица 10.
Самые популярные текстовые процессоры.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице отсутствуют названия, упоминавшиеся менее трех раз. Несмотря на явное преимущество продуктов фирмы Microsoft (в сумме - 74%), хорошие позиции и у "Лексикона" для DOS и Windows (в сумме - 20,5%), хотя по сравнению с прошлым годом ряды его приверженцев несколько поредели (тогда он собрал 41,3% голосов).
Электронными таблицами пользуется 57% опрошенных. Хочется сразу же отметить, что, несмотря на высокий процент использования электронных таблиц (см. таблицу 11), многие респонденты считают эту разновидность ПО необязательной. Возможно, многие из них пробовали использовать таблицы только из-за того, что Excel входит в MS Office. Заметим, что популярность этого продукта по сравнению с прошлым годом возросла (тогда она собрала 55,4% голосов).
Таблица 11.
Самые популярные электронные таблицы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СУБД использует почти половина опрошенных - 45%. Основными лидерами являются два продукта фирмы Microsoft (см. таблицу 12).
Таблица 12.
Самые популярные СУБД.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В таблице отсутствуют названия, упоминавшиеся менее четырех раз.
Операционная система. Почти все респонденты используют более чем одну операционную систему. Как правило, указывают одновременно MS-DOS и Windows. Поэтому в таблице 13 процент подсчитан не по респондентам, а по количеству упоминаний.
Таблица 13.
Самые популярные операционные системы.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как и следовало ожидать, здесь явный перевес у MS-DOS. Хотя по сравнению с прошлым годом, когда она была установлена практически на всех ПК, сейчас ее позиции несколько ослаблены. Гораздо интереснее посмотреть на соотношение предпочтений по различным вариантам Windows - 3.х, 95 и NT. Кроме того, можно заметить, что пока OS/2 обгоняет Windows NT (возможно, ситуация изменится с выходом OS/2 Merlin и дальнейшим распространением Windows NT 4.0).
Итоги
Итак, рынок программных продуктов в России захвачен фирмой Microsoft: по суммарному упоминанию во всех рассмотренных категориях ПО Microsoft занимает первое место, имея примерно 75%. В число призеров также попал старый добрый "Лексикон" для DOS - единственная российская программная разработка, упомянутая в опросе.
Обладатели звания "Лучший продукт 1996 года"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иная ситуация сложилась в различных секторах рынка аппаратного обеспечения. На рынке сборщиков персональных компьютеров идет оживленная конкурентная борьба, в которой, наравне с всемирно признанными производителями, участвуют и российские фирмы. В то же время на рынке мониторов, лазерных и матричных принтеров выделились свои лидеры, позиции которых устойчивы, так что их сложно кому-либо оспорить. Год от года только пополняются ряды поклонников. В секторах же струйных принтеров и модемов по два лидера, которые делят соответствующий рынок примерно поровну и не пускают на него остальных производителей.
Но, пожалуй, основной итог настоящего опроса - серьезное изменение на рынках настольных ПК и модемов, произошедшее всего лишь за один год. Еще интереснее, что эти изменения год назад невозможно было спрогнозировать. Предпочтения пользователей были на стороне тогдашних лидеров, и ничто не предвещало возможных потрясений. Очевидно, что показатель "отношение цена/качество" менее чем за год прочно вошел в сознание массового потребителя и некоторые мифы пошатнулись.
Алексей Орлов - главный редактор журнала "Мир ПК", тел.: (095) 132-08-41.
Алексей Черенков - специалист по математической статистике, тел.: (095) 321-72-69.