И мне очень лестно, что редакция журнала не только быстро опубликовала мое письмо, но и предложила высказаться по поводу очередного подобного рейтинга.

О достоверности оценки

В необходимости проведения подобных опросов нет никаких сомнений. Но есть одно важное замечание. Проведение любых статистически-социологических исследований является делом не очень простым. Не вдаваясь в подробности, отметим, что в данном случае выборка состоит из людей, которые ходят на компьютерные выставки и при этом не ленятся заполнить там анкету. Вопрос о том, насколько точно эта выборка представляет круг всех пользователей, достаточно дискуссионен. По моему мнению, процент пользователей в нашей стране все же существенно выше, чем их доля среди респондентов.

Я не сомневаюсь, что редакция "Мира ПК" сама отлично понимает некоторую ограниченность подобных опросов. Несомненно, понятия "Лучшие продукты" и "Самые популярные продукты" не являются синонимами, а для определения "лучших" требуются совсем другие методики анализа.

Но в любом случае итоги нынешнего опроса представляют большой интерес, так как в нем приняли участие, возможно, наиболее активные компьютерные пользователи. Особенно важен анализ изменения их предпочтений, проведенный в рамках примерно одного круга опрашиваемых.

Что изменилось за год

Вначале замечу, что несколько изменилась методика подсчета голосов. Если в прошлом году проценты в основном указывались от общего числа опрошенных, то в этом - от числа ответивших на данный вопрос. Хотя отличие и невелико, но для обоснованного сравнения далее по тексту цифры даны в пересчете к общему числу респондентов.

Профессиональная принадлежность респондентов

В этом году исчезли некоторые группы специалистов, учитывавшиеся ранее: разработчики, администраторы сетей и др. объединены в общую категорию "специалисты". Две прежние категории сохранились: люди, принимающие решения (ЛПР), и пользователи. Доля и тех и других сократилась (с 13 до 11,6% и с 31 до 20,6 %), причем для второй категории - довольно заметно. Так что доля пользователей в стране растет, а среди посетителей выставок сокращается.

Настольные компьютеры

К результатам любых социологических опросов надо подходить с осторожностью. Для примера достаточно сравнить предлагаемые результаты опроса с аналогичными исследованиями, проведенными на Comtek"96 и опубликованными в еженедельнике Computer Week-Moscow (CW-M) # 28/96. Ниже приведены данные по числу находящихся в пользовании настольных компьютеров различных производителей.

Производитель
CW-M (%)
"Мир ПК" (%)
"Вист"
18,4
17,6
Formoza
8,3
7,6
HP
21,5
16,6
R-Style
10,3
5,4
Acer
15,2
7,1
Compaq
14,9
6,6
IBM
4,1
1,9

О рынке настольных компьютеров. Изменения здесь огромны. Впервые в группу лидеров, потеснив зарубежных производителей, вышли российские сборщики - "Вист", Formoza. Но кроме безусловного роста доли отечественных компьютеров на рынке, нужно отметить еще и фактор "узнаваемости". Безусловно, раньше лидерство IBM в подобных опросах определялось тем, что к их числу автоматически относились многие безымянные модели. Другой важный фактор: за последний год российские производители не только увеличивали производство, но и занимались активной рекламой своих торговых марок. Например, "Вист" и R-Style, кажется, единственные российские производители, которые используют телерекламу. Здесь можно привести слова одного из представителей отечественного бизнеса: "Раньше мы старались не афишировать местное происхождение своей продукции. Теперь мы подчеркиваем это".

Еще одна очевидная тенденция: за 7 месяцев процент людей, имеющих компьютер дома, вырос с 60% (WinExpo"95) до 73% (Comtek"96).

Мониторы

Заметно возросла доля Samsung: с 28 до 41%.

Принтеры

Снижение доли матричных принтеров можно было легко предсказать (1995 г. - 79%, 1996 г. - 50%). Менее понятно относительное уменьшение количества лазерных принтеров (с 62 до 52%) и стабильность в группе струйных (38%). При этом разрыв между HP и Epson в категории "Лазерные принтеры" немного увеличился (на третье место вышла Panasonic, потеснив Canon и Okidata), тогда как в категории "Струйные принтеры" разрыв сократился. В соответствии с общемировыми тенденциями в последней группе принтеров растет процент цветных (1995 г. - 50%, 1996 г.- 61%).

Модемы

Доля использования модемов возросла с 28 до 53%. А на первое место среди производителей вышли модели US Robotics, которые резко обогнали ZyXEL (1995 г. - 7 и 31%, 1996 г. - 38 и 31%). Заметно явное увеличение скорости передачи данных: 9600 бит/с - 29/14% (1995/1996); 14400 -33/46%, 19200 - 19/19%, 28800 бит/с - 8/17%.

Программное обеспечение

Операционные системы

Ситуация здесь немного запутанная из-за того, что многие пользователи устанавливают по нескольку систем, тем более что большинство из них предпочитают не платить за такую установку. В любом случае использование Windows 3.x требует наличия DOS. В связи с этим более корректной представлялась бы такая постановка вопроса: "Назовите используемые Вами ОС в порядке убывания времени использования".

Тем не менее и здесь заметны основные тенденции. Доля DOS сокращается со 100 (!!!) до 62%, хотя это лидерство представляется формальным. С выходом Windows 95 доля Windows 3.x сократилась с 98 до 53%, но практически все используют либо Windows 3.x, либо Windows 95. Несколько уменьшилась доля Unix (14,5/8%), но при этом немного возросло число почитателей OS/2 (с 11 до 14%) и Windows NT (с 9 до 10%).

Текстовые процессоры

В этой категории все ясно - доля Word for Windows растет (с 72 до 76% опрошенных), а Лексикона - сокращается (с 41 до 24%). Другие текстовые процессоры сейчас практически вышли из употребления, хотя еще в прошлом году MultiEdit имел 18%.

Электронные таблицы и СУБД

Сравнение с прошлогодним опросом проводить довольно сложно, так как не совсем понятно, как велся подсчет в прошлом году: от общего числа опрошенных или только от числа использующих данных тип продукта. Тем не менее очевидна тенденция к росту доли Excel и СУБД от фирмы Microsoft. При этом среди СУБД идет перераспределение ролей между FoxPro и MS Access (Access вообще не упоминалась в прошлом году в числе лидеров).

Что впереди?

В качестве общего замечания следует отметить, что воспринимать информацию о намерениях респондентов нужно очень осторожно. Например, я тоже, возможно, хотел бы купить компьютер HP, но платить за это лишние 300-500 долл. у меня нет никакого желания.

На рынке сборщиков системных блоков все будет происходить в полной противоположности с высказанными предпочтениями. Доля зарубежных компьютеров будет сокращаться, а российских - расти. Еще меньше станет безымянных компьютеров. Это следует из того простого факта, что в течение последних двух лет на долю отечественных сборщиков приходится 2/3 продаж ПК (см. "Российский рынок ПК: состояние и тенденции развития", "Мир ПК", # 9/96).

Почти очевидно, что среди российских сборщиков в группу лидеров войдет фирма R. & K., возможно даже потеснив кого-то. А "Вист" сохранит первое место. Среди зарубежных brand-name усилится борьба, но их суммарная доля не превысит 30-40%. Здесь можно ожидать снижения и без того небольшой доли Apple и Packard Bell.

Samsung останется лидером на рынке мониторов, но ее доля, наверное, снизится. Вероятно, Daewoo придется расстаться со вторым местом, на которое вполне смогут претендовать... View Sonic и GoldStar, которых вообще нет в списке лауреатов.

Ситуация в программном обеспечении видится такой: монополистами останутся Windows. Продолжится переход от Windows 3.x к Windows 95, он будет особенно резким после появления в ближайшее время новой версии Windows 95. Она выйдет в лидеры, опередив MS-DOS, доля которой сократится прежде всего за счет уменьшения доли Windows 3.x. Возрастет доля Windows NT, причем как за счет Server, так и за счет Workstation. А операционным системам NetWare и OS/2 придется, наверное, "ужаться".

Что касается СУБД (хотя лучше говорить о средствах разработки), то доля MS Access будет, безусловно, повышаться, а доля FoxPro - продолжать снижаться. Наверняка среди лучших продуктов в этой категории должны появиться Visual Basic и MS SQL Server.

Надеюсь, что в следующем году обязательно появится целая серия коммуникационных программ и Web-браузеров. Наверное, это будет смелым утверждением, но мне кажется, что лидером среди последних станет MS Internet Explorer. Несколько доводов в пользу такого прогноза. Именно эту систему поставляют своим клиентам все основные отечественные поставщики услуг Internet. Она русифицирована и бесплатна (в отличие от Netscape Navigator). Версия 4.0 Internet Explorer войдет в качестве составной части в новый вариант Windows 95.


Андрей Колесов - к.т.н., независимый эксперт в области компьютерных технологий, тел.: (095) 369-76-97. E-mail: akolesov@glas.apc.org