Каждый раз, наблюдая эти печальные картины, я экстраполирую их на свое будущее. Только вместо непрерывного возвращения на место постоянно сползающих очков мои руки будут все время искать кнопку OK, CONTINUE или CANCEL.
Дорогие господа программисты, разрешите вас поздравить! Теперь благодаря вам у нас есть нечто, способное продублировать наше сердце или вовсе заменить его. Это мышь, пульсирующая и бьющаяся в нашей многострадальной руке. Пора, давно пора создать новый пласт культуры, прославляющий и воспевающий этот новый человеческий орган: компьютерную Мышь. О, многоуважаемая Мышь!
А ведь так хорошо все начиналось - под лозунгом сбережения усилий и здоровья. Так было приятно вместо набора строчек или символов на клавиатуре просто ткнуть куда надо мышью! Но потом все пошло вкривь и вкось. Расскажу в качестве примера о собственных страданиях. Моя работа требует прослушивания звуковых и музыкальных файлов из большой библиотеки, которая находится в локальной сети. Это несколько тысяч файлов, распределенных по нескольким десяткам вложенных каталогов. Так вот, найдя и прослушав нужный файл, я не могу вернуться в то же место в списке файлов, не пролистав его заново с самого начала! И естественно, для каждого файла надо щелкать по каноническим кнопкам "Открыть файл", OK, Play. А почему бы не иметь возможность услышать (или увидеть) содержимое мультимедийного файла, просто подсветив его имя? До этой несложной идеи доходит каждый, кто хочет по-настоящему эффективно работать на компьютере, а не следовать компьютерной моде.
Иногда даже начинает казаться, что разработчики популярных ныне операционных систем не могут этого не знать и поддерживают существующие подходы к компьютерной эргономике с каким-то злым умыслом - скажем, желая отвлечь человечество от размышлений на действительно важные темы. Представляете, десятки миллионов людей по всему миру тратят нервную энергию, сокрушая клавиатуру и раздавливая мышь в пустых и бессмысленных манипуляциях, - где уж тут задуматься о глобальных проблемах! И если положение не изменится, мы рискуем превратиться в эдаких рабов XXI века - своего рода биологические реализации конечных автоматов.
Размышления на эту тему привели нас (участников дискуссий, происходивших в Клубе голосовых технологий) к созданию своего рода пользовательской спецификации - списку пожеланий, невыполнение которых может привести к появлению компьютерных луддитов. (Можно представить себе, например, вирус, избирательно поражающий только особо надоедливые из числа распространенных программ.) Мне бы не хотелось в очередной раз получить от уважаемых компьютерных монстров в высшей степени совершенный продукт, в котором, однако, для достижения великолепнейших результатов надо с тупой регулярностью нажимать пять раз кряду клавишу OK. Я предпочел бы, чтобы мои ожидания и представления о том, как следует жить (надеюсь, близкие и понятные таким же, как я, страдальцам), были приняты во внимание.
Итак, посмотрим на проблему глазами пользователя. Прежде всего, пользователь не должен иметь дело с программами и тем более с их настройкой. Работа с окнами и вводом в них параметров должна превратиться из правила в исключение. Необходимо создать развитую систему умолчаний и использования предыдущего опыта.
Настойчиво пропагандируемая и навязываемая в последнее время идея интерфейса, ориентированного на документ, представляется нам глубоко неверной. Пользователь имеет дело со своими собственными задачами, которые он выполняет, используя различные приложения, и которые далеко не всегда можно свести к обработке документов: попробуйте, например, представить как работу с документом процедуру очистки диска от ненужных файлов. Конечно же, слово "документ" здесь не подходит. Документ - это нечто пассивное, а пользовательская задача активна. Она выполняется по сценарию, который пользователь должен иметь возможность задать, не прибегая к программированию.
Далее. Даже кошки и собаки умеют накапливать и использовать прошлый опыт. Вершина же человеческого интеллекта - программа делать это (за редкими исключениями) неспособна. В большинстве своем программы тупы и к следующему запуску не помнят ничего, так что специалист по работе с программой может поделиться своим опытом с другим человеком, только обучив его приемам этой работы. Иначе говоря, опыт работы с программами не материализуется. А давно бы пора это сделать! Допустим, я придумал интересный способ создания стилей в текстовом редакторе. Как мне передать его коллеге на другой континент? Объяснять два часа по телефону? Я хотел бы взять мой материализованный опыт и переслать его по Internet.
Читатель, наверное, почувствовал, куда я клоню. Пользователь должен получить удобный и простой доступ к некоторой универсальной системе записи макрокоманд, действующей повсюду в пределах Сети. Такой подход размывает границы между программами-приложениями и даже между серверами Internet. Внимание, сейчас будет высказана основная идея! Пользуясь своими собственными и глобальными информационными ресурсами, пользователь создает "виртуальный" компьютер, у которого диск С: стоит на столе, диск D: лежит в офисе, а диск E: физически вообще не существует, поскольку на нем находятся файлы, расположенные на самом деле на разных континентах. Вам не страшно? Идем дальше. В каталогах на виртуальных дисках хранятся не только стандартные файлы, но и макросы и интернетовские закладки.
Теперь о графическом интерфейсе. В своем нынешнем виде он выглядит безнадежно отсталым. Интерфейс должен принимать во внимание физиологические особенности человеческого восприятия. Какие именно - предмет особого разговора. У нас есть свои соображения, но мы также хотели бы услышать мнения и других пострадавших. Я, например, не прочь был бы видеть все доступные мне ресурсы на одном экране, но по-разному: их размер и степень детализации должны определяться моим интересом и предысторией работы. Тут неплохо бы ввести понятие "взгляда". Взглянув на определенную часть экрана, вы разворачиваете спрятанный там информационный ресурс. Посмотрели в другое место - материал, ставший ненужным, автоматически сдвигается на периферию. Не бойтесь: 30-дюймовый монитор не понадобится - смещаемые на периферию объекты просто пропорционально уменьшатся в размерах. Одна из реализаций этой идеи была продемонстрирована членам Клуба голосовых технологий М. Донским.
Не могу удержаться, чтобы не высказать еще одно соображение общего характера. Настало время в терминах "дружественные программы" или "дружественные интерфейсы" заменить слово "дружественные" на "эргономичные". В нынешнем понимании "дружественный" - это не обязательно простой и удобный. Чаще это слово подразумевает систему, которая так ограничивает пользователя, что он не может совершить неправильное действие. Слово "эргономичный" гораздо лучше, поскольку подводит нас к пониманию важности интуитивно прозрачного и неутомительного интерфейса. Интерфейс должен быть понятен без справочной системы (т. е. без интерактивной документации в том виде, как она сейчас устоялась). Справочная система - это вообще материал для романа. Многие уважаемые фирмы-разработчики предлагают мегабайтные тома с оглавлениями и продолжениями. Вы знаете людей, которые их читают? Я не знаю. В таком случае зачем эти тома нужны?
Теперь попробуем подвести некоторые итоги. Какую же программную оболочку вправе ожидать пользователь начала нового века? Я понимаю, что уже и до меня было много желающих построить Город Солнца. Результаты у всех перед глазами. И тем не менее...
Прежде всего, эта программная среда должна естественным образом сводить вместе информационные ресурсы локального жесткого диска, локальной компьютерной сети и сети Internet. Если пользователю не хватает вычислительного ресурса, он имеет возможность заказать ресурс суперкомпьютера (и получает предупреждение, что одна минута стоит, допустим, десять долларов). Информация должна быть представлена на экране с учетом закономерностей восприятия зрительной информации человеком. Голосовой интерфейс нужен обязательно, но в качестве вспомогательного механизма. Пользователь должен работать с задачами, которые могут быть как пассивными, так и активными и представляются в виде объектов, способных объяснить, как ими пользоваться (для большей понятности и выразительности при этом применяются всевозможные средства мультимедиа). Важная обязанность эргономичного компьютера следующего века - поддерживать положительное эмоциональное состояние пользователя, оберегать его от стрессов. Например, если взаимодействие с компьютером длится более получаса, компьютер покажет пользователю какой-нибудь пейзаж и проиграет спокойную музыку (психотерапию, естественно, всегда можно будет прервать нажатием клавиши).
Такова генеральная линия. Однако, встав на позицию упрямого пользователя (который всегда прав), я должен заметить, что всего этого мало. Например, вместо заслуженной мыши хорошо бы получить беспроводной стержень с указкой на одном конце и малогабаритным микрофоном на другом. (Указка, разумеется, должна работать и без контакта с экраном.) Мышь желательно увеличить в размерах и объединить с домашней туфлей - это освободит руки. Я ожидаю, что мой компьютер будет постоянно связан с Internet по радио, как обычный сотовый телефон. По радио в гигагерцевом диапазоне будут подключаться и все периферийные устройства. Так что - никаких проводов!
Появятся встроенные тюнеры, на шкале которых будут представлены не только радиостанции и телевизионные каналы, но и станции Internet. О тривиальных возможностях типа видеофона реального времени мы здесь даже не вспоминаем.
Ну и наконец, вступим в спор между сторонниками телефона и карманного компьютера и предложим промежуточный вариант. Свои данные, пароли, пути доступа - словом, все-все-все - пользователи будут записывать на миниатюрные устройства размером с медальон - персональные коммуникаторы. (В скором времени можно ожидать появления оптической памяти с плотностью 1Тб/см3.) Вставив коммуникатор в любой ближайший компьютеризированный прибор (дома, на работе, даже в метро или "Макдональдсе"), пользователь получит возможность продолжить работу в мгновенно восстановленной привычной среде. Собственно говоря, на этом компьютер как персональное устройство существовать перестанет. Персональным станет блок личной информации. Зарождение этого процесса мы наблюдаем уже сейчас: программисты ходят друг к другу в гости с жестким диском в кармане.
Если вы дочитали до этого места, то, значит, тема не оставила вас равнодушным. Объединим усилия и попробуем нарисовать образ персонального коммуникатора будущего. Каким он должен быть, чтобы способствовать гуманизации человечества? Давайте продолжим на страницах журнала дискуссию на эту тему!