Идолом настольных издательских систем всегда была концепция WYSIWYG: что видишь, то и получаешь. Изображение на экране монитора совпадает с тем, что напечатает лазерный принтер, что, в свою очередь, совпадает с конечным результатом - оттиском, получаемым с печатной машины. Мечта прекрасная, но несбыточная. Особенно сложно воплотить ее в мире цвета. Конечно, тут могут помочь системы управления цветом типа ColorSync компании Apple, но я предупреждаю издателей цветной продукции, что более вероятным результатом будет WYGIWYG: что получаешь, то и получаешь.
Самый простой способ точно предсказать цвет - игнорировать экранные цвета (которые будут служить простым напоминанием о том, какой цвет был присвоен тому или иному объекту) и выбирать цвета из каталогов образцов (swatch books). Каталог образцов - это набор напечатанных образцов, которые показывают, как будет выглядеть заданный определенным образом цвет на оттиске с печатной машины. Найдите в каталоге образцов понравившийся вам цвет, задайте его в своей программе, и оттиск с печатной машины будет очень близок к образцу из каталога.
На то, как в итоге выглядит цвет после печатной машины, влияет множество факторов. Возможно, вы используете бумагу, отличающуюся от той, на которой напечатаны образцы в каталоге, либо печатаете на другой печатной машине или слегка отличающимися красками, поэтому всегда следует быть настороже. Но ничто не дает лучшего представления о результате печати, чем нечто уже отпечатанное.
Итак, какой каталог образцов использовать? Прежде всего необходимо учесть способ печати. Печатаете ли вы, используя четыре базовые краски (все цвета создаются при печати голубой, пурпурной, желтой и черной красками, по одной краске за проход), или смесевыми (spot) красками (когда печатник смешивает краску для получения заказанного цвета)? В США доминирующее положение занимает система смесевых цветов компании Pantone. В других странах могут использоваться другие системы, например Toyo в Японии.
Если вы печатаете смесевыми красками, можете просто использовать каталог образцов смесевых красок фирмы Pantone. Выберите цвет, задайте его в используемом вами приложении, и после цветоделения полосы для каждого выбранного цвета будет выведена одна фотоформа. Печатник смешает краску по формуле фирмы Pantone, и цвет полученного с офсетной машины оттиска совпадет с цветом из каталога образцов.
Выбор каталогов для работы с составными (process) цветами гораздо обширней, но имейте в виду, что результат выбора цветов для печати на основе базовых цветов с помощью каталога образцов смесевых цветов фирмы Pantone может вас удивить и разочаровать. Прекрасные цвета красок Pantone часто можно сымитировать с помощью базовых красок, но такие имитации не очень хорошо совпадают с образцами. Просмотрите каталог образцов Pantone Process Color Imaging Guide, и вы увидите различия между цветами красок Pantone и их имитациями составными красками.
Стив Рот редактировал книгу "Real World Photoshop 3" (Peachpit Press, 1996).
Выбор каталога образцов
В Соединенных Штатах выбор каталога образцов смесевых цветов прост - существует только один стандарт. Для работы с составными цветами выбор довольно обширен. Каталоги образцов часто выпускаются в двух версиях - на глянцевой и матовой бумаге, поскольку впитывающие свойства поверхности матовой бумаги изменяют цвет.
Pantone Color Formula Guide (Pantone, http://www.pantone.com; 70 долл.). Этот справочник заменил справочник Pantone Color Selector, который долгое время был основным инструментом для работы со смесевыми цветами в США. Новый справочник содержит образцы 1012 смесевых красок Pantone на глянцевой и матовой бумаге. Каждый образец помечен числовым идентификатором, что облегчает общение с печатниками. (Обратите внимание, что цветное репродуцирование составными цветами Pantone может не совпадать со стандартными смесевыми цветами Pantone, которые обозначены идентификационными номерами.)
Pantone Two-Color Selector (версии на глянцевой и матовой бумаге, 185 долл. за пару; также имеются Color Black Selector и Color Tint Selector по 185 долл.). Если вы не можете позволить себе значительные расходы на печать, но хотите получить оттиски с разнообразными оттенками цвета, нет способа лучше, чем получить нужный оттенок, сочетая две краски Pantone. В этих каталогах типа "цвет+цвет" содержатся образцы растровых фонов с постепенным усилением для 240 пар красок Pantone, а также текст, напечатанный для каждой пары в варианте поверх краски вывороткой и дуплексом. Такой поднабор из множества возможных комбинаций двух цветов Pantone может служить хорошей отправной точкой и обойдется вам дешевле, чем печать собственного каталога двухцветных образцов.
Pantone Process Color Imaging Guide (только версия на глянцевой бумаге, 88 долл.). Этот каталог-веер содержит 942 смесевых цвета Pantone, которые могут быть (согласно утверждению фирмы) сымитированы с приемлемым качеством при помощи четырех базовых красок. (Этот набор имеется в любом приложении при наличии в нем библиотеки Pantone ProSim.) Чтобы показать потенциальные различия между смесевой краской Pantone и ее имитацией составными красками, образец краски Pantone печатается рядом с образцом ее имитации составными красками.
Pantone Pastel and Metallic Guide (пастельные цвета - 32 долл., металлические - 42 долл.). В этих каталогах-веерах показаны имеющиеся дополнительные краски Pantone. Эти цвета трудно (а металлические невозможно) сымитировать с помощью базовых красок. Даже не думайте о WYSIWYG.
Pantone Process Color System Guide (только версия на глянцевой бумаге, 75 долл.). В этом каталоге-веере приведены образцы и спецификации для 3000 составных цветов. В нем содержатся только составные цвета, смесевых цветов Pantone нет.
Trumatch Colorfinder (Trumatch, http://www.trumatch.com; версии на глянцевой и матовой бумаге, 85 долл.). В этих каталогах-веерах содержится более 2000 образцов и спецификаций составных цветов. Мне эти каталоги нравятся больше, чем веера Pantone Process, так как они лучше организованы; позволяют: без труда выбрать нужный цвет и найти более светлые и более темные варианты одного оттенка.
Майкл и Пет Рогондино, Computer Color: 10000 Colors (Chronicle Books, http://www. chronbooks.com; только версия на глянцевой бумаге, 25 долл.). В этом каталоге в формате 25x25 см на каждой странице расположены одно-, двух-, трех- и четырехцветные образцы растровых фонов с усилением справа налево сверху вниз. В этом каталоге отношение "количество цветов на вложенный доллар" имеет максимальное значение.
PostScript Process Color Guide (Agfa Prepress Education Resources, http://www.agfa.com; 30 долл.). Это очень умно построенное руководство в формате 30x30 см содержит более 16 000 образцов. На первых 12 страницах желтый цвет меняется от 0 до 100 процентов приращениями по 5 процентов, причем проценты пурпурного и голубого меняются соответственно вдоль верхней и боковых сторон (всего 1728 образцов). Следующие 12 страниц построены почти так же, за исключением того, что поверх каждого образца наложен 5-, 10-, 20- и 30-процентный черный растровый фон. Затем все повторяется на матовой бумаге. Это мой любимый каталог образцов составных цветов, особенно учитывая его цену.
Задание цветов из каталога образцов
Как задать в вашем приложении цвет, выбранный из каталога образцов? Как и в большинстве других ситуаций, связанных с полиграфией, это зависит от того, как вы печатаете: составными цветами или красками (смесевыми цветами) Pantone.
Задание составного цвета
Когда вы определяете составной цвет, важно только правильно задать величины в процентах каждого из четырех базовых цветов, а название не имеет никакого значения. Именно процентные значения определяют цвет, который выйдет из-под печатного пресса.
Выберите цвет из каталога образцов составных цветов, возьмите соответствующие значения CMYK и введите их в диалоговом окне задания цвета вашего приложения (в режиме CMYK). Цвета на экране и пробе, напечатанной с помощью цветного принтера, могут выглядеть мрачно и таинственно, но цвета на оттиске печатной машины будут довольно близки к цветам из каталога образцов.
Некоторые каталоги образцов составных цветов реализованы в приложениях для верстки и графических редакторах в виде библиотек (палитр) цветов. Вы, несомненно, можете использовать такие встроенные палитры для выбора в них найденных в соответствующем печатном каталоге образцов цветов - это только вопрос удобства, а не принципа. Точно так же вы можете задать цвета сами, для этого нужно просто ввести значения базовых цветов CMYK.
Задание цвета Pantone
Используя краски Pantone, вы можете назвать цвет как угодно (например, "болотный" для грязно-зеленого) и задать его в любой цветовой модели - RGB, CMYK или HSB. Заданные значения влияют на отображение цвета на экране и на результат печати на цветном принтере. Окончательный цвет зависит исключительно от краски, которую смешивает печатник. Однако удобнее всего выбирать цвета Pantone из цветовой библиотеки вашего приложения. И вот почему.
Во-первых, в библиотеке параметры цвета оптимизированы для наилучшего отображения на экране и получения наиболее качественных результатов при печати с использованием цветных принтеров.
Во-вторых, в пакетах для верстки и графических редакторах сейчас используются постоянные названия фирмы Pantone. Импортируйте EPS-файл, созданный с помощью графического редактора FreeHand, в файл PageMaker, содержащий такой же цвет, напечатайте цветоделенные фотоформы. Вы получите форму для цвета 449, и это будет именно то, что вам нужно.
В-третьих, на пленке будет надпись "Pantone 449", а не "болотный", поэтому печатник будет точно знать, какую краску ему следует приготовить.