Масштабирование и прокрутка
Рисование и изменение формы объектов
Работа с текстом
Заливки и атрибуты линий
Трансформации и плавные переходы
Заключение
FreeHand управляет краями
А как они печатают?
Невыносимая сложность CorelDraw
Борьба с медленными размытиями в пакете Canvas
Текстурная экзотика программы Illustrator
Кто быстрее?
Программы иллюстративной графики

Встречают по одежке, а провожают по уму: четыре программы создания векторной графики сошлись в жаркой схватке за чемпионский титул.

Добро пожаловать во второе десятилетие развития программ векторной графики на базе языка PostScript! Пакет Adobe Illustrator появился в марте 1987 г., спустя два года после выпуска первого PostScript-принтера. С тех пор прошло уже десять лет, и конкуренция на рынке программ векторной обработки графики обострилась до предела.

Illustrator и его вечный оппонент Macromedia FreeHand находятся в процессе постоянного соперничества, корни которого уходят к незапамятным временам рождения обеих программ. Но теперь последняя версия пакета Illustrator 6.0.1 со "свежеисправленными" ошибками и FreeHand 5.5, находящийся на пороге объявления новой версии (к тому моменту, когда вы читаете эту статью, версия 7 уже должна появиться в продаже), будут соперничать не только друг с другом, но и с двумя опасными конкурентами - CorelDraw 6.0 компании Corel и Canvas 5.0 фирмы Deneba. Конечно, в ближайшее время ни CorelDraw, ни Canvas не имеют шансов привлечь внимание тех профессионалов, которые уже работают с одним из более "заслуженных" объектно-ориентированных пакетов, но это должно добавить остроты в извечное соревнование на рынке объектно-ориентированной графики.

Все протестированные нами пакеты представляют собой объемные и мощные программные продукты с полным набором возможностей, которые во многом перекрывают стандартные функции, имеющиеся в пакете Illustrator. Хотя в мире компьютеров Macintosh пакет CorelDraw является новичком, его версии для PC уже около восьми лет. А история Canvas начинается с небольшой утилиты для QuickDraw, которая продавалась еще до выхода в свет программы FreeHand 1.0. Если учесть суммарный опыт разработки этих пакетов, который составляет 36 лет, то они должны рисовать, как Ван Гог. Итак, мы решили рассмотреть достоинства и недостатки каждой программы в соответствии с профессиональными стандартами полезности и технологичности.

Чтобы оценить общую эффективность, в каждом из четырех пакетов мы постарались выполнить 20 ключевых операций за минимально возможное число шагов (см. результаты тестов "Кто быстрее?"). Мы также попросили четырех художников создать иллюстрации в каждой программе и сообщить нам свои впечатления о работе с пакетом. Результат этого теста представляет собой некоторое обобщение и показывает лучшую программу с точки зрения общего удобства работы с ней, а не на основе простого подсчета возможностей и специальных эффектов. Каждый, кто постоянно работает с одним из этих пакетов, знает, что красивые спецэффекты, конечно, забавны, но при реальной работе они используются достаточно редко.

Масштабирование и прокрутка

Навигация (перемещение по области рисования) является стержневой операцией в любой программе рисования. Пакет Illustrator установил, а FreeHand сразу же перенял правила навигации, поэтому навигация в обоих программах выполняется одинаково. Нажмите <Пробел>, и появившимся инструментом в виде ладони можно перетаскивать область рисования; для изменения размера рисунка щелкните мышью при нажатых клавишах и <Пробел> и т. д. (Здесь и далее описывается реализация пакетов на Macintosh. Поскольку отличия интерфейсов и функциональных возможностей между версиями пакетов для Windows и Macintosh незначительны, все соображения автора можно в равной степени отнести и к версии для Windows. - Прим. ред.) Если вы помните командные эквиваленты для выполнения той или иной операции, вам никогда не понадобится использовать соответствующий инструмент.

Пакет FreeHand расширяет возможности программы Illustrator. Так, изображение может быть увеличено в 256 раз (потолок Illustrator - 16 раз). Причем числовые коэффициенты увеличения можно задать в специальном окне масштабирования, а процентное увеличение (например 100, или 200%) - выполнить при помощи "горячих" клавиш. Недостатком FreeHand, по сравнению с тремя другими конкурентами, является то, что он не позволяет сохранять пользовательские представления, но это не такой уж серьезный огрех. Сохраняемые представления приносят ощутимую пользу только тогда, когда вам часто приходится возвращаться к просмотру одной и той же детали иллюстрации.

При реализации рассматриваемых нами возможностей пакет Canvas 5 почти безупречен. Нажатием клавиши <Пробел> вы получаете доступ к инструменту "рука", масштабирование выполняется с достаточной точностью, а удобная линейка прокрутки позволяет практически мгновенно выполнять увеличение любой части изображения до нужных размеров. Не хватает только возможности вводить числовые значения степени увеличения, как это сделано во FreeHand. А вот использовать инструмент увеличения неудобно, поскольку нельзя получить доступ к нему при помощи клавиатуры, как это было сделано в версии Canvas 3.5 и более ранних версиях. Поэтому, если вы просто хотите увеличить ту часть изображения, над которой работаете в настоящий момент, вам придется выбрать инструмент увеличения, щелкнуть кнопкой мыши и переключиться назад к инструменту, который использовался до увеличения.

Навигация в CorelDraw выполняется с грацией застрявшего в болоте туристического автобуса. С помощью клавиатуры невозможно ни вернуться к виду со 100%-м увеличением, ни перейти к использованию инструментов "увеличение" или "рука". Неуклюжий View Manager предлагает невразумительные пиктограммы, которые к тому же каждый раз срабатывают по-разному. А инструмент "рука" вообще никуда не годится. Он только рисует маленькую линию, которая должна показать вам, в какую сторону переместится курсор после того, как вы отпустите кнопку. Это напоминает хождение с завязанными глазами, когда после каждой остановки вы снимаете повязку и пытаетесь понять, куда попали, затем процесс повторяется, и так до бесконечности.

Победитель в категории "Навигация": FreeHand 5.5.

Рисование и изменение формы объектов

Несмотря на восхищение, которое у меня вызывают инструмент "перо" и обеспечиваемая им точность, я не возьмусь утверждать, что работа с ним доставляет мне большое удовольствие. Когда некоторые художники говорят: "Я не любитель векторных рисунков", я готов побиться об заклад, что на самом деле они хотят сказать "Я ненавижу рисовать и изменять формы векторных контуров". С незапамятных времен при рисовании кривых Безье "головной болью" были опорные точки и управляющие манипуляторы. К сожалению, до сих пор никто не предложил приемлемой альтернативы. Инструменты рисования произвольных линий не позволяют получить достаточной точности, а более-менее приличные инструменты автоматической трассировки представляют собой сложные утилиты типа Trace, которая включается в пакет CorelDraw. (В версию FreeHand 7.0 включен встроенный точный автотрассировщик, но он еще не прошел испытания временем.) Вам всегда нужен инструмент "перо" для рисования линий от точки к точке, а также общая метафора изменения формы, которая, насколько это возможно, облегчает процесс рисования и изменения контуров.

Инструмент "перо" пакета Illustrator сконструирован так, что вы всегда знаете, что делаете. Он обеспечивает рисование объектов любой формы с высокой точностью. Хотя со времени своего появления (более десяти лет назад) этот инструмент совершенно не изменился, он остался образцом создания подобных средств для других разработчиков. Инструменты пакета Illustrator особенно привлекают тех художников, которые ценят "отполированную до блеска" (я бы даже сказал, элегантную) рабочую среду. Рабочие точки и манипуляторы выглядят на экране великолепно. Они достаточно велики, чтобы не потеряться из виду, и в то же время достаточно малы, чтобы не заслонять собой другие объекты. Опытный дизайнер управляется с ними с ловкостью жонглера.

Illustrator предлагает также недостижимые его конкурентами возможности по управлению редактируемыми точками. Вы можете легко перетащить весь объект за одну точку и "приклеить" его к другому - в конкурирующих программах такую задачу решить гораздо сложнее. Кроме того, можно копировать, выравнивать, масштабировать, вращать и наклонять отдельные точки и сегменты. Illustrator предлагает больше, чем другие программы, способов комбинирования выбранных контуров, хотя для освоения всех этих возможностей придется затратить определенное время.

Мне не очень нравится инструмент "перо" пакета FreeHand, хотя, если быть объективным, нужно признать, что работает он почти так же хорошо, как "перо" Illustrator, а иногда даже лучше. Если инструмент "перо" программы Illustrator позволяет нарисовать любой контур с достаточной точностью, то возможность плавного соединения прямого отрезка с кривой посредством точки соединения, которую предлагает FreeHand, вообще не имеет аналогов в конкурирующих продуктах. FreeHand автоматически замыкает любой контур, если поместить одну конечную точку поверх другой, а чтобы изогнуть прямую, достаточно потянуть за нее мышью, удерживая клавишу

Инструмент для работы с кривыми в пакете Canvas 5 работает почти так же, как и его предшественник из версии 3.5, - ужасно. Когда, задавая точку, вы нажимаете управляющие клавиши, оказывается, что вы редактируете не ту точку, которую создаете, а предыдущую. Ни одна другая программа не работает подобным образом, и это полностью лишено какого-либо смысла. Там, где они нужны, управляющих манипуляторов нет, что делает практически невозможным точное рисование контуров. Вы не можете нарисовать новый контур до тех пор, пока не деактивируете предыдущий, а ошибки при перерисовке - обычное явление. Средства для редактирования контуров в целом адекватны, но меня раздражает необходимость переходить в специальный режим редактирования, в котором не видны заливки и атрибуты линий.

Единственная область, где пакет Canvas показал себя с лучшей стороны, - это комбинирование контуров. Все операции собраны в специальной палитре, причем в небольшом окне предварительного просмотра можно увидеть, как сработает тот или иной эффект. Но средства для работы с кривыми в этом пакете таковы, что лучше рисовать контуры в пакетах Illustrator или FreeHand, а затем импортировать их в Canvas.

Инструмент для работы с кривыми Безье пакета CorelDraw довольно удобен, хотя управляющие клавиши-модификаторы несколько необычны. Есть только две проблемы. Во-первых, если после добавления очередной точки выбрать команду Undo, нарисованный контур перестает быть активным, поэтому перед продолжением рисования контур придется указать заново. Во-вторых, невозможно замкнуть контур точкой перегиба кривых (в которой встречаются два отрезка кривых и образуют угол), поэтому вам часто придется возвращаться и исправлять форму контура уже после того, как он нарисован.

Настоящим камнем преткновения в CorelDraw является редактирование контуров. Чтобы выполнить редактирование, необходимо каждый раз выбирать специальный инструмент, а это еще один дополнительный шаг. Затем необходимо вывести на экран палитру из 15 ужасных кнопок, которые, кажется, специально предназначены для того, чтобы запутать неопытного пользователя. Только одна из этих кнопок делает то, что не могут ни FreeHand, ни Illustrator, - создает симметричные манипуляторы вокруг точки на кривой. Но все остальные операции можно выполнить с помощью FreeHand или Illustrator, причем затратив на это в два раза меньше усилий.

Победители в категории "Рисование": первое место разделили Illustrator 6.0.1 и FreeHand 5.5.

Работа с текстом

Наборы основных функций работы с текстом у всех программ рисования примерно аналогичны. Все четыре пакета позволяют совместить текст с контуром, заполнить текстом несколько блоков, выполнить разделение текста в блоке на несколько колонок, выполнить обтекание текстом графических объектов и проверить правописание.

Однако в каждой программе есть свои изюминки. FreeHand позволяет вставить графический рисунок в текстовый блок, что очень полезно для выравнивания объектов вдоль кривой. (В пакете Illustrator есть фильтр Path pattern, который также позволяет выполнять подобные действия и еще кое-что.) При использовании для набора текста в пакете Illustrator шрифтов Adobe Multiple Master можно задать опцию для заполнения текстом всей ширины колонки. В пакете Canvas выполняется автоматическое задание буквиц, кроме того, в комплект программы входит большой набор бесплатных шрифтов. (К большому сожалению редакции "Мира ПК", ни с одним, даже русифицированным пакетом векторной графики кириллические шрифты не поставляются. - Прим. ред.) В CorelDraw есть специальная палитра Symbols, которая облегчает поиск символов в специальных шрифтах. И хотя ни одна из этих функций не нужна для повседневной работы, в некоторых случаях они бывают очень кстати.

Впечатление от в целом неплохого текстового редактора пакета Canvas оказалось испорчено несколькими странными огрехами. В программе можно задавать стили как для отдельного символа, так и для абзаца, а палитра Type содержит исчерпывающий перечень функций и хорошо организована. Но, чтобы применить выбранные в палитре установки к тексту, придется щелкнуть по кнопке Apply - нажатие клавиши ни к чему не приведет. А инструмент "связи" не делает одну-единственную вещь, которая может понадобиться, - не изменяет порядок следования текстовых блоков.

Приятным нововведением в пакете CorelDraw является кэширование наборов шрифтов при первом запуске , что наполовину сокращает длительность последующих запусков программы. Если в системе загружено несколько сотен шрифтов, CorelDraw будет запускаться быстрее всех остальных программ рисования. Но в остальном, к сожалению, картина не столь радужная. В пакете отсутствует меню шрифтов. Палитру текстов трудно найти, а работает она убийственно медленно. Комбинация клавиш, которая во всех остальных программах увеличивает кегль шрифта, в пакете CorelDraw изменяет кернинг; вместе с тем нет способа настраивать размер шрифта с приращениями. В итоге при выполнении тестовых заданий с текстом CorelDraw явно проигрывал пакетам Canvas и Illustrator, поскольку для выполнения одних и тех же операций потребовалось в три раза больше шагов.

Возможности программ Illustrator и FreeHand довольно близки. Illustrator немного более эффективен, а его средства форматирования лучше организованы и их проще найти. (Правда, справедливости ради, следует отметить, что в версии FreeHand 7.0 средства форматирования были доработаны.) Но Illustrator оказался единственной программой, в которой отсутствуют пользовательские списки стилей. А FreeHand содержит больше средств форматирования, включая возможность управления ориентацией символов, расположенных вдоль контура (эта функция имеется также и в CorelDraw). Во FreeHand лучше, чем в других программах, организовано управление страницей.

Победители в категории "Текст": первое место разделили Illustrator 6.0.1 и FreeHand 5.5.

Заливки и атрибуты линий

Заливки и атрибуты линий - это еще одна область, в которой возможности рассматриваемых программ довольно близки. Все они поддерживают цветовые пространства Pantone и Truematch, а также описание атрибутов линий на языке PostScript. Во всех четырех программах можно выполнить градиентные заливки с тремя или более цветами.

Итак, главный вопрос - это все-таки эффективность. За быстрый доступ к функциям пакеты Illustrator и FreeHand получили высокие оценки. В программе FreeHand имеется отличный глобальный цветовой фильтр, который позволяет настраивать уровни оттенков и яркости для всех выбранных объектов. Можно даже уменьшить насыщенность цветов так, что цветная иллюстрация преобразуется в рисунок с градациями серого. Illustrator позволяет применить сохраненные цвета одной иллюстрации к другому открытому рисунку, а также обладает отличными возможностями по использованию масок.

В обеих программах можно выбирать и задавать цвета для объектов. В пакете Illustrator имеются удобные инструменты "пипетка" и "заливка" (их можно переключать с помощью клавиатуры), а пакет FreeHand позволяет с беспрецедентной легкостью применять образцы цветов методом перетаскивания. Градиентную заливку для объектов в пакете FreeHand задавать легче, чем в Illustrator. Если вы не присвоили названия своим цветам, то при использовании FreeHand количество шагов при выполнении каждой операции увеличится. Но это не очень серьезное ограничение.

Лучшие опции пакетов CorelDraw и Canvas "погребены" под несколькими слоями интерфейсных элементов. В обеих программах довольно просто выбрать цвет из палитры, но тем, кто предпочитает самостоятельно задавать значения цветов и атрибутов линий, будет нелегко до них добраться. Опции в CorelDraw разбросаны по многочисленным палитрам и диалоговым окнам. Даже если вы уже изменили единицы измерения в линейках на пики или пункты, вначале программа потребует от вас задать вес линии в дюймах. В пакете Canvas для того, чтобы добраться до основных функций, придется раскрыть многопанельные палитры заливок и атрибутов линий, а чтобы просто добавить к градиентной заливке пользовательские цвета, потребуется не менее пяти шагов. Кроме того, в этой программе отсутствуют средства автоматического копирования атрибутов заливок и линий одного объекта для последующего их применения к другому.

Победители в категории "Цвет": первое место разделили Illustrator 6.0.1 и FreeHand 5.5.

Трансформации и плавные переходы

Ситуация резко меняется, когда приходит время трансформировать объекты и применять к ним специальные эффекты. В этой категории худшим оказался пакет Illustrator. Это единственная программа, в которой для масштабирования любого объекта - контура, группы или текстового блока - нужно выбирать специальный инструмент. Чтобы задать центр вращения для объекта, необходим дополнительный щелчок мышью, в то время как в пакете FreeHand этот шаг можно опустить без какого-либо ущерба. Фильтры специальных эффектов подобраны плохо, и большинство из них используются довольно редко. Инструмент "плавный переход" пакета Illustrator также несколько отстает от конкурентов. За девять лет с момента появления этого инструмента в версии Illustrator 88, единственное изменение, которое внесла в него компания Adobe, - это сообщение об ошибке. Без шуток.

Пакет CorelDraw лучше, чем Illustrator, позволяет трансформировать объекты и делать для них плавные переходы. Чтобы масштабировать объект, достаточно перетащить любой из его манипуляторов (хотя, чтобы сделать это с нарушением пропорций объекта, вам придется перетащить два манипулятора). Чтобы получить доступ к манипуляторам вращения объекта, по объекту нужно дважды щелкнуть мышью. Эффект "конверт" также позволяет изменить форму объекта с помощью манипуляторов. Используя функцию экструзии, можно придать объектам трехмерный вид и выполнить плавный переход, который будет повторять все изгибы и повороты заданной кривой.

Если пакет CorelDraw хорош, то Canvas еще лучше. Фирма Deneba потратила немало времени и сил, чтобы взять все лучшие возможности у конкурентов и внести в них свои усовершенствования. Реализованный в Canvas фильтр "конверт" удобнее и работает эффективнее, чем у продукта компании Corel. В функции экструзии предлагается больше опций, и кроме того, она использует преимущества QuickDraw 3D (хотя фирма Deneba и не поставляет QuickDraw 3D вместе с пакетом). Но лучше всего в программе реализован плавный переход. Как и в CorelDraw, можно выполнить переход вдоль заданной кривой. Причем в плавном переходе можно редактировать любую точку, и Canvas будет автоматически изменять переход в соответствии с внесенными поправками. Единственное, что мне показалось неудобным, это необходимость использования одного инструмента для редактирования контуров и цветов в переходе, а другого - для изменения количества шагов.

Пакет FreeHand 7 позволит вам выполнять плавный переход между несколькими формами, причем шаги перехода будут совпадать с заданной кривой. А пока версия FreeHand 5.5 может предложить только плавный переход между двумя объектами, который изменяется при редактировании первого или последнего объектов. В версию FreeHand 7 будет включена также функция "конверт", но пока приходится ограничиться инструментом "рыбий глаз", который позволяет вписывать выбранный объект в сферу. Однако FreeHand более эффективно трансформирует объекты, позволяя масштабировать текстовые блоки и группы путем перетаскивания углового манипулятора, а также преобразовывать контуры и назначать центральную точку одним движением мыши. Кроме того, только FreeHand и Illustrator поддерживают фильтры независимых разработчиков, например KPT Vector Effects фирмы MetaTools.

Победители в категории "Эффекты": первое место разделили Canvas 5.0 и FreeHand 5.5.

Заключение

Лучшая программа - это чемпион во всех пяти категориях пакет FreeHand 5.5. Следует отметить и возможности этого пакета по работе с импортированными изображениями (хотя средства печати изображений нуждаются в улучшении). Версия FreeHand 7, в которой будет улучшена работа с градиентами, функция плавного перехода и опция "конверт" и появится мощное средство автотрассировки, имеет хорошие шансы стать "царем горы".

В спину пакету FreeHand 5.5 дышит программа Illustrator. Хотя в общем это эффективная и хорошо организованная программа, ее средства создания плавных переходов, трассировки и вырезания оказались худшими. Пакет Illustrator 6.0.1 также оказался единственным, не имеющим версии для Windows, а это означает, что пользователи программы отрезаны от своих "кросс-платформенных" друзей. Компания Adobe строит грандиозные планы по выпуску такой версии Illustrator где-то в начале 1997 г.

Программа Canvas заняла третье место среди пакетов для рисования. Я не рекомендую ее тем, кто проводит много времени за рисованием произвольных кривых; кроме того, будьте готовы к периодическому появлению некоторых проблем при перерисовке экрана. Уникальной особенностью пакета Canvas является комбинирование набора инструментов рисования векторной графики со средствами редактирования растровых изображений. В действительности программа Canvas продвинулась гораздо дальше в качестве редактора растровых изображений (в этом режиме поддерживается даже многопроцессорная обработка), чем в качестве пакета для рисования. Однако львиная доля документации, палитр и клавиатурных эквивалентов посвящена векторным функциям, что определяет пакет прежде всего как средство для создания иллюстративной векторной графики, отодвигая его возможности как программы для редактирования растровых изображений на второй план.

Я не рекомендую вам использовать CorelDraw. Эта программа плохо организована, а по эффективности оказалась худшей; к тому же в некоторых случаях ваши неосторожные действия могут привести к потере результатов работы (в наше время это непростительный грех). CorelDraw 6 продается в составе набора приложений, который имеет привлекательно низкую цену. Но имейте в виду, что после того, как вы поработаете со второй по значимости программой в наборе - неважным растровым редактором Artisan, CorelDraw покажется вам вершиной инженерной мысли. Лучше добавить еще несколько долларов и приобрести FreeHand Studio. Этот набор включает в себя растровый редактор xRes, который тоже пока еще далек от совершенства, но по своим возможностям иногда превосходит Adobe Photoshop.

Основные события 1996 г. уже позади, и мы можем задать себе вопрос: улучшились ли за прошедшее десятилетие приложения для художников-иллюстраторов? Правильный ответ - да. Даже в худшей из рассмотренных программ имеются функции создания градаций, работы со слоями, расположения текста вдоль кривой, многошаговая отмена операций, плавные переходы объектов из одного в другой, поддержка растровых изображений, масок и цветов, которых не было в первой версии пакета Illustrator. Но я должен сказать, что эти изменения носят скорее эволюционный характер - ведь инструмент для работы с кривыми Безье появился еще в 1987 г. - и дальше всех по дороге эволюции прошел пакет FreeHand.


Дик Макклеланд - автор первых книг о FreeHand (1988 г.) и Canvas (1991 г.).

FreeHand управляет краями

Художник Джефф Ньюмен фанатично предан пакету Illustrator, поэтому мы попросили его поработать с FreeHand - и ему понравилось. "Между FreeHand и Illustrator так много общего, - сказал он, - что выбор лучшей из этих двух программ зависит лишь от того, к какой из них вы привыкли. Некоторые новые инструменты из пакета FreeHand обладают гораздо большими возможностями, чем те, которые вам может дать Illustrator".

Два любимых инструмента Ньюмена из программы FreeHand - Smudge (Клякса) и Roughen (Огрубление). Вначале Ньюмен использовал инструмент "каллиграфическое перо" для создания брызг льда из-под коньков хоккеиста (а). Затем с помощью инструмента Smudge он добавил голубизну, глубину и текстуру белым брызгам (б). Этот инструмент позволяет наложить мягкую тень на любой объект гораздо быстрее, чем с помощью "лейки для заполнения".

Воспользовавшись инструментом Roughen, Ньюмен смягчил край фуфайки хоккеиста (в); он провел поверх края фуфайки голубую линию, чтобы эффект смягчения был виден на окончательном варианте рисунка. В пакете FreeHand этот инструмент использовать гораздо легче, чем в Illustrator, поскольку в программе Illustrator вам придется ввести процентное значение для эффекта Roughen вручную в соответствующем диалоговом окне, а во FreeHand имеется удобный движок, с помощью которого вы можете выполнять настройку эффекта и сразу видеть внесенные изменения.

Чарльз Пиллер

А как они печатают?

Время указано в мин:с. Продукты расположены по названиям компаний в алфавитном порядке.

Методика тестирования

Чтобы определить, какая программа более эффективна при печати, лаборатория Macworld измерила время печати наиболее распространенных типов файлов. В тесте Illustrator мы измеряли скорость вывода сложного PostScript-файла, записанного в наиболее эффективном для Macintosh формате. В тесте Photoshop мы выводили документ объемом 4,7 Мбайт. Этот тест демонстрирует скорость печати больших растровых файлов.

Лучшая общая производительность оказалась у FreeHand. На всех тестах, за исключением теста Illustrator, одноименный пакет был быстрее. Но при печати PostScript-файла FreeHand выиграл у Illustrator больше минуты. Производительность пакетов Canvas и CorelDraw нас разочаровала. Canvas не смог правильно распечатать векторное изображение (к моменту публикации этой статьи Deneba должна решить эту проблему). То же самое случилось с CorelDraw, не справился этот пакет и с тестом Photo-Illustration. Для проведения тестов в лаборатории Macworld использовались Power Macintosh 7500/100 с 32 Мбайт оперативной памяти и принтер Tektronix 480X.

Тестами в лаборатории Macworld руководил Марк Хурлоу.


Невыносимая сложность CorelDraw

"Это прекрасно, что CorelDraw предлагает большой набор самых разнообразных средств, но этот пакет слишком трудно использовать, - считает дизайнер Джон Блек. - При создании новых объектов вам почти всегда придется начинать "с нуля". Создается впечатление, что CorelDraw написан для инженеров - поразительно глубоко проработанные функции, но также поразительно сложные для понимания. Это как если бы вы на вопрос: "Который час?" получили бы в ответ полное описание технологии изготовления часов".

Среди множества функций, которые имеются в CorelDraw, есть некоторые новые текстуры для заполнения, повышающие гибкость при работе со сложными иллюстрациями. Например, текстура "льняная материя", которая была использована для заполнения края кепки рыбака.

В CorelDraw можно в одном диалоговом окне применить несколько эффектов. В нашем случае Блек выделил рыбу и довольно легко смог применить к ней сочетание функций экструзии, вращения, осветления и цветовые эффекты.

Но использование инструмента заливки разочаровало Блека. Несмотря на то что CorelDraw поддерживает исключительно широкий диапазон разнообразных переходов, Блеку "пришлось создавать отдельную градационную заливку для каждого контура, что как небо от земли отличается от возможности автозаполнения, которая имеется в пакете Illustrator".

Чарльз Пиллер

Борьба с медленными размытиями в пакете Canvas

Насколько "нетороплива" программа Canvas фирмы Deneba? "Я выделил этому пакету 30-Мбайт ОЗУ, но он все равно работал медленно", - отмечает художник Мэтт Уолтон. Обычно для создания в пакете Adobe Photoshop рисунка, подобного этому, требуется около 20 минут. В программе Canvas для этого потребовалось почти два часа - в основном это время потрачено на ожидание перерисовки экрана. Кроме того, в Canvas отсутствуют некоторые специальные эффекты, которые предлагаются конкурирующими программами, поэтому Уолтон не рекомендует его профессиональным художникам.

Тем не менее Canvas обладает многими стандартными эффектами, такими как создание отражающих поверхностей и размытого движения. Вначале Уолтон отсканировал набросок в Photoshop, а затем импортировал изображение в Canvas. После раскрашивания одним цветом шлема бобслеиста он с помощью инструмента "аэрограф" создал отражение. Повторив этот процесс с другими частями изображения, Уолтон, чтобы создать ощущение скорости и придать динамизм, применил к нескольким участкам рисунка различные размытия.

Чарльз Пиллер

Текстурная экзотика программы Illustrator

Знаток пакета Трой Висс обнаружил, что в новой версии программы реализована его давняя мечта. "Мне всегда хотелось вместо стандартных опций пакета, например плавного перехода или градационной заливки, применить к объекту какую-то другую текстуру, - говорит он. - Теперь вы можете выбрать любой объект, экспортировать его и затем, отредактировать его в другой программе".

Висс реализовал это, создав простую векторную иллюстрацию в программе Illustrator. Он сохранил изображение в формате TIFF, а затем экспортировал его в Adobe Photoshop, где применил к нему специальные эффекты - в данном случае, придав ему "облакоподобный" вид в пурпурно-голубых оттенках. Потом он импортировал измененный рисунок обратно в Illustrator (как показано на верхней части рисунка. После окончательной доводки Висс "бросил" изображение в исходную картинку.

В новой версии пакета Illustrator такие функции появились впервые, и, по словам Висса, работают они эффективно: "Для меня очень важно, что я могу в значительной степени избавиться от ручной работы, множества перемещений и щелчков мыши".

Чарльз Пиллер

Кто быстрее?


Canvas 5.0
CorelDraw 6
FreeHand 5.5
Illustrator 6.0.1
Минимальное количество шагов (все продукты)
Рейтинг
***/5,7
**/4,6
****/8,1
****/7,1
Компания
Deneba
Corel
Macromedia
Adobe Systems
Цена по прейскуранту, долл.
599
595 (за набор приложений)
595
595
Изменение уровня увеличения и прокрутка
5
8
3
3
3
Возврат к нормальному уровню увеличения
1
2
1
1
1
Увеличение с помощью инструмента "лупа"; возврат к предыдущему инструменту
3
2
1
1
1
Прокрутка с помощью инструмента "рука"; возврат к предыдущему инструменту
1
4
1
1
1
Рисование и изменение формы контуров
19
24
11
12
10
Рисование полумесяца (замкнутого контура с двумя острыми углами)
7
6
3
4
3
Вставка точки сразу после рисования контура
2
3
1
1
1
Изгиб прямого отрезка
2
4
1
2
1
Вырезание отрезка из замкнутого контура, перемещение его в сторону от контура
5
8
5
4
4
Объединение двух выбранных контуров
3
3
1
1
1
Работа с текстом
4
14
8
4
4
Увеличение кегля выбранных символов с 1 до 2 пунктов
1
4
1
1
1
Изменение интерлиньяжа в выбранном абзаце
1
2
1
1
1
Выравнивание текста по контуру объекта
1
3
3
1
1
Обтекание текстом нескольких объектов
1
5
3
1
1
Заливки и атрибуты линий
34
25
17
13
10
Копирование атрибутов заливки и линий одного объекта на другой
10
5
4
3
3
Изменение оттенка выбранного объекта
7
6
5
1
1
Выбор цвета с одного объекта и копирование в градиентную заливку другого
11
8
2
5
2
Применение цвета и определенного цифрового атрибута длины штрихов пунктира линии
6
6
6
4
4
Трансформации и переходы объектов
10
10
8
16
7
Масштабирование выбранной группы объектов без сохранения пропорций
1
2
1
2
1
Вращение выбранного объекта вокруг определенной точки
3
3
2
3
2
Применение эффекта плавного перехода от одного выбранного объекта к другому с параметрами по умолчанию
2
2
1
4
1
Изменение числа шагов в выбранном переходе
4
3
4
7
3
Число шагов, необходимое для выполнения всех перечисленных операций
72
81
47
48
34
Индекс эффективности (основан на минимальном для всех программ количестве шагов), %
47
42
72
71
100

Рейтинг основывается на возможностях, исполнении, новизне, производительности, надежности, простоте использования и стоимости.
Все цифры показывают число щелчков или перетаскиваний мышью при установках по умолчанию.

Методика тестирования

Чтобы определить совокупную эффективность каждого программного продукта, мы проверили, сколько шагов необходимо затратить для выполнения набора обычных операций. В правой колонке минимальное из всех программ число шагов.

При тестировании мы исходили из параметров, заданных по умолчанию, и рассчитывали на наихудший случай. (Например, в пакете FreeHand можно иногда сэкономить один шаг, поскольку по умолчанию его палитры цветов всегда располагаются на экране, но может потребоваться дополнительный шаг, если вы не позаботились присвоить цвету название. Пользователя нельзя наказывать за непредусмотрительность.) В каждой программе обычно имеется несколько способов выполнения многих операций, поэтому мы старались, исходя из наших ограничений, выбрать наиболее эффективный. Любое действие мышью или нажатие клавиши на клавиатуре считалось шагом. Следовательно, клавиатурные эквиваленты (например, "горячие" клавиши для установки интерлиньяжа в пакетах Illustrator и Canvas) подсчитывались наравне с движениями мыши (типа перетаскивания текстового манипулятора для настройки интерлиньяжа в программе FreeHand). Операция перетаскивания считалась одним действием.

Пакеты Illustrator и FreeHand победили в тестах на эффективность по всем статьям. Canvas позволяет выполнять большинство операций с приемлемой производительностью; единственным, но серьезным исключением являются операции заливки и настройки атрибутов линий, при выполнении которых приходится пробираться через запутанные сети многопанельных палитр. Производительность CorelDraw в трех категориях оставляет желать лучшего: он заставляет вас попотеть даже при выполнении простейших операций, таких как прокрутка экрана с помощью инструмента "рука" или обтекание графики текстом.

Процессом тестирования в лаборатории Macworld руководил Дик Макклеланд


Программы иллюстративной графики

Чтобы выбрать лучший продукт, мы учитывали гибкость, эффективность и общий набор возможностей.

FreeHand 5.5
Создатели конкурирующих программ не проделали такой блестящей работы, чтобы максимально облегчить доступ к наиболее важным функциям как опытным пользователям, так и новичкам.
Цена: 595 долл.
Оценка: ****/8,1
Macromedia